El Periodico (15.11) пишет, что премьер Великобритании Тереза Мэй обвинила Россию во вмешательстве в дела Запада. После того, как испанское правительство осудило Россию за ее вмешательство через интернет на ход референдума в Каталонии, Мэй, выступая на ежегодном банкете лорд-мэра лондонского Сити, дала оценку ситуации в мировой экономике и политике, уделив немало места «дестабилизирующей активности» Кремля.

Как отмечает газета, Тереза Мэй обвинила Россию в «масштабных» вмешательствах в выборы других государств, а также в приумножении фальшивых новостей. Все эти действия Москвы, по мнению британского премьера, «угрожают международному порядку». Мэй предупредила, что, хотя Соединенное Королевство не хочет «вечной конфронтации» с Россией, Лондон не будет сидеть сложа руки.

В свою очередь, El Mundo (15.11) акцентирует внимание на той части вступления премьера, где Мей обвиняет Путина в использовании информации в качестве оружия, что представляют угрозу международному порядку. Она также обвинила лидера России в аннексии украинского Крыма, разжигании конфликта на востоке Украины, нарушении воздушного пространства европейских стран и кибершпионаже. В частности, во вмешательстве в выборы в зарубежных странах и хакерских атаках на германский бундестаг и министерство обороны Дании.

Глава британского правительства выразила уверенность в том, что Москва недооценивает устойчивость западных демократий, непреходящую привлекательность свободных и открытых обществ и приверженность западных стран к альянсам, которые их связывают.

Однако она выразила надежду, что РФ выберет «другой путь». Как отмечает издание, резкое заявление премьер-министра Великобритании прозвучало накануне визита главы МИД страны Бориса Джонсона в  Россию.

El Mundo (15.11) также пишет о том, что Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект, позволяющий относить зарубежные СМИ к категории «иностранных агентов». Как рассказал вице-спикер Петр Толстой, отмечает газета, решать, какое СМИ подпадает под статус «иностранного агента»», как и в случае с НКО, будет Минюст. Для объявленных иноагентами СМИ вводится обязанность маркировать свою принадлежность к данной категории. Отвечая на вопрос, будут ли лишать СМИ лицензии, если оно откажется зарегистрироваться как иноагент, Толстой сказал, что «такое СМИ перестает работать на территории Российской Федерации».

Госдума приняла этот закон как симметричный ответ на требование американского министерства юстиции к телеканалу RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В США уже есть несколько СМИ из Китая, Японии и Кореи, зарегистрированные в таком статусе, так что RT будет не первым, отмечает газета.

Под действие российского закона могут попасть «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна» и CNN. При этом CNN — единственное медиа в списке, которое не ведет трансляцию и не имеет контента на русском языке, указывает El Mundo.

Подписав межправительственное соглашение о реструктуризации долга в 3,15 миллиарда долларов, Россия дала передышку Венесуэле, которую душат долги, сообщает онлайн-газета Diario Cordoba (16.11). Теперь у этой южноамериканской страны есть десять лет для погашения государственного кредита объемом в четыре миллиарда долларов, который Россия предоставила Венесуэле в декабре 2011 года.

Вице-президент Венесуэлы Вильям Кастро Сотело, отвечающий за экономику и финансы, заявил, что реструктуризация позволяет повысить уровень торгового сотрудничества между РФ и Венесуэлой и обеспечивает «правительству Венесуэлы определенную мобильность в вопросах выплаты долга Российской Федерации». Он отметил также, что реструктуризация позволяет «удовлетворить потребности венесуэльского народа», отмечает издание.

По мнению автора El Mundo (16.11), обвинения в так называемом вмешательстве России в процессы, происходящие в Каталонии, вызывают скептицизм. «Удивительно, но как это может быть, чтобы премьер-министр Рахой, имея в руках подконтрольные государству радио, телевидение и прессу, опасался иностранного вмешательства в объективность результатов выборов, — пишет Аркади Эспада. — это полный бред, что тысячи русских хакеров смогут каким-то образом повлиять на ход предстоящих в декабре досрочных выборов в Каталонии».

Внеочередные региональные выборы в Каталонии, как и предыдущие, нельзя считать эталоном демократии. «Не Москва, а Мадрид, не Путин, а демократический лидер Рахой применил статью 155 конституции Испании, наплевав, таким образом, на волеизъявление каталонского народа», — заключает автор статьи.

О том, как испанский министр обороны Мария Долорес де Коспедаль попала в ловушку российских пранкеров, рассказывает El Periodico de Catalunya (19.11) со ссылкой на российское агентство Sputnik. По словам пранкеров, они выбрали для розыгрыша главу минобороны Испании после ее заявления, что на референдуме в Каталонии прослеживалась «рука Москвы» — подозрительный интернет-трафик из России.

От имени якобы министра обороны Латвии пранкеры сообщили Коспедаль, что бывший глава Каталонии Карлес Пучдемон – агент российских спецслужб по кличке Чиполлино, а половина российских туристов в Барселоне – кадровые военные. Кузнецов и Столяров в разговоре выразили озабоченность событиями в Каталонии и предложили помощь со стороны Латвии в любой момент «в случае радикального всплеска» — вплоть до переброски вооруженных сил в Барселону.

Как отмечает издание, после того как пранкеры опубликовали запись розыгрыша на YouTube, министр обороны Испании написала в Twitter, что не поверила собеседникам.

В свою очередь, El Pais (20.11) пишет, что официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала «бойцами» шутников, разыгравших министра обороны Испании. К российским пранкерам Владимиру Кузнецову и Алексею Столярову, более известным под псевдонимами Вован и Лексус, уважительно относится и высшее российское руководство, замечает издание.

В недавно вышедшей книге «По ком звонит телефон» они вспоминают свои телефонные розыгрыши и рассказывают о подготовке к ним, о том, как они выуживают информацию у политиков и общественных деятелей.

Среди «подвигов» Вована и Лексуса газета упомянает 47-минутную беседу со спецпредставителем США по Украине Куртом Волкером, во время которой они выдавали себя за секретаря Совета безопасности Украины Александра Турчинова.

По всей видимости, считает El Pais, книга Вована и Лексуса Захаровой понравилась, потому что на своем аккаунте в Facebook она разместила два фото: обложки, где авторы стоят на фоне кремлевской башни, и хвалебного посвящения ее персоне. «Они мне ее подарили. Это не просто книжечка, а курс молодого информационного бойца», — так прокомментировала Захарова фотографии.

Интернет-издание Eldiario.es (20.11) сообщает, что Кремль платил El Pais и другим СМИ за распространение российской пропаганды до 2016 года. В частности, речь идет о российском приложении Russia Beyond The Headlines, которое распространялось внутри El Pais.

Издание утверждает, что за один экземпляр российского приложения объемом от 8 до 16 страниц, платили 0,29 евро. Обычный тираж составлял 230 тысяч экземпляров. Таким образом, Кремль ежемесячно через официальный государственный печатный орган «Российская газета» платил El Pais 67 тысяч евро или 800 тысяч евро в год. Российское приложение Russia Beyond The Headlines издавалось ежемесячным тиражом с 2011 года по 2016 год. За это время испанское издание заработало более 3,6 миллионов евро.

El Diario сообщает, что приложение распространялось как отдельная секция непосредственно внутри 28 влиятельных газет из 22 стран, том числе в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Испании.

Российское приложение Russia Beyond The Headlines было нацелено на формирование положительного имиджа страны за рубежом, указывает El Diario. Основными темами публикаций были война в Сирии, отношения России с НАТО и Евросоюзом, энергетическая политика Кремля, при этом материал преподносится в выгодном свете для российского руководства.

ABC (21.11) рассказывает об экспансии телеканала RT в странах Латинской Америки и Испании. Президент России  Владимир Путин в 2008 году объявил о расширении стратегической экспансии телеканала Russia Today (RT). По его распоряжению для выполнения задачи по разрушению монополии западных СМИ и созданию объективного портрета России RT начал круглосуточное вещание на испанском языке. Ранее передачи велись только на английском и арабском языках.

В настоящее время штат испанской редакции RT насчитывает порядка 200 человек, в том числе 35 журналистов из Аргентины, Испании, Чили, Эквадора, Мексики, США и Боливии. Среди них — известные корреспонденты и ведущие, работавшие ранее на европейских и латиноамериканских каналах, таких, как TVE в Испании, TVN и Canal 13 в Чили, ТV Azteca в Мексике, а также CNN Espanol и Telemundo.

Путин использует RT для восстановления присутствия России в Латинской Америке, как это было во времена СССР. Помимо традиционно дружественных отношений Москвы с Кубой, Венесуэлой и Никарагуа, Кремль стремится укрепить позиции в таких странах, как Аргентина, Боливия и Эквадор.

По мнению ABC, интерес RT к Испании ограничен в связи с напряженными отношениями между Европейским союзом и Россией, которые сложились после аннексии Крыма и военного конфликта на востоке Украины. Тем не менее, по мере разрастания кризиса в Каталонии большая часть новостей RT приходится  на освещении событий в Каталонии, при этом положительный акцент делается в сторону сепаратистов.

В 2014 году Россия запустила новый пропагандистский информационный ресурс Sputnik. Примечательно, пишет издание, что он стал источником распространения информации о том, что Эммануэль Макрон якобы гомосексуалист и ведет двойную жизнь, а также о розыгрыше главы минобороны Испании российскими пранкерами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.