Классическая музыка может снизить уровень преступности

Может ли рэп повышать уровень преступности? Возможно, но не доказано. А вот Бах - доказано - может его понизить. Британская сеть магазинов Co-op попробовала новый способ понизить уровень воровства и отвадить от торговых центров группы подростков: около четырех ее супермаркетов из динамиков постоянно несется классическая музыка. Считается, что это помогает - по крайней мере, ситуация действительно улучшилась, чего, по правде говоря, никто не ожидал.

Получается, что звук симфонического оркестра пугает преступников гораздо больше, чем лязг тюремных затворов.

У 'музыкальных охранных систем' все же есть недостатки. Как сказал начальник службы безопасности Со-ор, 'в двух из четырех магазинов, где мы ее установили, молодежь выдрала провода'. Однако Бетховена этим не заткнешь - музыка остается весьма мощным инструментом. Музыкой можно за считанные минуты успокоить слушателей. Например, так делают в нью-йоркском метро, чтобы сбить у людей пыл в часы пик, на железнодорожных вокзалах в Великобритании, а в торговых центрах по всему миру покупателям играют другую музыку - специально подобранную, чтобы им не надоедало тратить деньги.

Однако полезность музыки более очевидна, если ее использовать, чтобы довести людей до ручки. Еще в 1989 году, когда в Панаме американские войска окружили дом папского нунция, где укрылся генерал Мануэль Норьега (Manuel Noriega), его непрерывно подстегивали включенной на полную громкость рок-музыкой. При высадке на Гренаду использовали избранное собрание сочинений адептов тяжелого металла - Judas Priest, Iron Maiden и AC/DC. Если после этого враг не сдавался, ему проигрывали Big Shot Билли Джоэла (Billy Joel) и (именно после этого, а может быть, и именно из-за этого, Норьега и полез пробивать окружение) Never Gonna Give You Up Рика Эстли (Rick Astley).

Если с умом подобрать классическую музыку, то она сработает даже лучше рока. Только музыка должна быть до ужаса 'стариковская' и до скрежета зубовного интеллектуальная. 'Полет Валькирий' Вагнера по этим критериям, конечно, не подходит, потому что его уже играли в вечно культовом 'Апокалипсисе сегодня' (Apocalypse Now). Не пойдет и увертюра к 'Вильгельму Теллю' Россини: это тоже было - в 'Заводном апельсине' (A Clockwork Orange).

Вообще-то идеально подходят 'Канон' Пахельбеля и 'Музыка на воде' Генделя, но они уже появлялись в рекламах всего на свете, от видеоигр до модных кроссовок. Это, наоборот, будет превращать простых воров в рецидивистов. А вот Второй концерт Рахманинова для пианино, с одной стороны, пугающе спокоен, а с другой - неразрывно связан со старой доброй 'Короткой встречей' (Brief Encounter, английский детективный фильм 1945 г. - пер.). Это и правда подействует лучше пистолета.

Казалось бы, логично было бы добавить к музыкальной системе безопасности 'трудных' композиторов, вроде Гаррисона Бертуистла (Harrison Birtwistle), но беда в том, что они отпугивают вообще всех, в том числе и покупателей. Гораздо лучше использовать Пятый Бранденбургский концерт Баха, Лондонскую симфонию Гайдна, или что-нибудь 'с подтекстом', например 'Фауста' Шарля Гуно.

Старый газетный обозреватель Бернард Левин (Bernard Levin) - ныне покойный - как-то сказал: 'Вся жизнь - это путь человека к Моцарту'. Но если ты злоумышленник - не торопись так думать. Помни: у двери Со-ор тебя может ждать кое-что потяжелее стокилограммовых охранников - 'Реквием'.