Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минобороны планировало создать флотилию судов на воздушной подушке для преодоления советской блокады

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1970е гг., в разгар Холодной войны, чиновники МИДа сочли прогнозы оборонного ведомства относительно нападения СССР на Британию 'чересчур пугающими' и 'паникерскими'. Рассекреченные вчера Национальным архивом секретные информационные материалы 1974 г. свидетельствуют: министерство обороны ожидало, что сразу же после начала войны без применения ядерного оружия в Центральной Европе страны Варшавского договора заминируют эстуарий Темзы, Ла-Манш и подходы ко всем крупным британским портам и военно-морским базам

В 1970е гг., в разгар Холодной войны, чиновники МИДа сочли прогнозы оборонного ведомства относительно нападения СССР на Британию 'чересчур пугающими' и 'паникерскими'.

Рассекреченные вчера Национальным архивом секретные информационные материалы 1974 г. свидетельствуют: министерство обороны ожидало, что сразу же после начала войны без применения ядерного оружия в Центральной Европе страны Варшавского договора заминируют эстуарий Темзы, Ла-Манш и подходы ко всем крупным британским портам и военно-морским базам.

По расчетам МО, чтобы заблокировать все британские порты и не допустить усиления передовых частей НАТО на континенте подкреплениями с британских островов потребовалось бы 13 подводных минных заградителей и 79 самолетовылетов. Блокада оказалась бы настолько эффективной, что уже через четыре дня все британские суда были бы потоплены или повреждены.

Однако МО разработало хитроумный план для прорыва минной блокады - перевозки на континент должны были осуществлять суда на воздушной подушке.

В то время пять таких судов работали на коммерческих паромных маршрутах через Ла-Манш: в министерстве обороны считали, что они 'практически неуязвимы для мин существующих образцов'. Они полагали, что эти пять судов способны ежедневно переправлять через Ла-Манш 11250 человек и 1350 единиц техники. Они могли загружаться на любом ровном пляже, однако радиус действия судов составлял 100 миль.

Министерство по иностранным делам и делам содружества с глубоким подозрением отнеслось к 'чересчур пугающему' прогнозу о том, что чуть ли не весь британский торговый флот будет выведен из строя через четыре дня, а также к предложениям оборонного ведомства о необходимости выделить 1,6 миллиарда фунтов, чтобы довести средства траления и противолодочной борьбы до нужного уровня. 'Вероятно, подобный объем расходов неприемлем', - говорилось в МИДовском ответе (руководство министерства хорошо знало, что в ближайшее время правительство начнет масштабный пересмотр расходов на оборону).

Секретная информационная записка была возвращена в МО с предложением провести ее доработку. В исправленном варианте руководство оборонного ведомства признало, что в случае начала конфликта у британских судов будет достаточно времени, чтобы покинуть порты до того, как Советы начнут ставить мины. Не было в нем и упоминаний об использовании судов на воздушной подушки. Последнее слово осталось за Эдвардом Джексоном (Edward Jackson), главой оборонного отдела МИДа: 'По крайней мере в исправленной версии, в отличие от предыдущих, не содержится паникерских сценариев'.