Отторжение Соединенных Штатов и продукции их компаний достигло из-за войны в Ираке 'почти планетарных' масштабов и положило конец той войне симпатии к американцам, что возникла после событий 11 сентября

Лишь 14% испанцев позитивно относятся к Соединенным Штатам. В Германии показатель несколько выше - 25%, а во Франции даже 31%. К такому выводу ровно два года назад пришли сотрудники одного из самых престижных американских центров социологических исследований 'Pew Research Center'. В составленном американскими социологами документе указывалось, что отторжение Соединенных Штатов достигло 'почти планетарных масштабов'. Причиной такого отношения стала, прежде всего, война в Ираке, положившая конец той симпатии к американцем, что возникла после событий 11 сентября.

По прошествии двух лет ситуация не изменилась. Результаты исследования, проведенного консалтинговой компанией из Сиэтла 'GMI', показывают, что политика Джорджа Буша (George Bush) начинает сказываться на американских компаниях. Согласно опросу, проведенному в декабре прошлого года среди 8000 потребителей из Канады, Китая, Франции, Германии, Японии, Великобритании и России, 79% европейцев не доверяют правительству Соединенных Штатов, а 50% - американским компаниям.

На лицо проявление более глубокого, чем обычно, антиамериканизма. Потому как утверждение, что нам, европейцам, не нравится американское правительство, но нравятся сами американцы, не подтверждается. Согласно полученным 'GMI' данным, 39% европейцев американцам не доверяют.

'Причиной такого отношения стали выборы. После переизбрания Буша доверие европейцев к американцам резко упало', - пояснил в интервью 'El Mundo' исполнительный директор и руководитель исследовательской группы 'GMI' Митчелл Эггерс (Mitchell Eggers). Названная компания проводила опросы общественного мнения до выборов президента, и, согласно полученным ответам, за Буша за пределами Америки собиралось голосовать не больше 17% респондентов.

Так что, возможно, стоит провести некоторые изменения в Пентагоне и Белом Доме, чтобы Соединенные Штаты сумели повысить свою конкурентоспособность. Потому как, по правде говоря, 'made in America' больше не срабатывает. Сегодня, если компания американская или же легко идентифицируется с Соединенными Штатами, это может превратиться для нее в серьезную проблему.

'Для таких брэндов, ставших олицетворением США, - как 'Coca-Cola', 'Microsoft', 'Marlboro' - это серьезная проблема', - говорит Эггерс. Некоторые компании решили помахать красной тряпкой перед носом у быка и извлечь выгоду из того, что их не ассоциируют с Америкой. 'В своей рекламной кампании, предназначенной для ОАЭ, 'Pepsi-Cola' воспользовалась идеей, что покупать 'Coca-Cola', значит покупать американское', - вспоминает исполнительный директор 'GMI'. Но, даже учитывая это, тенденция вырисовывается вполне ясно: пока незначительное, но увеличивающееся число европейских потребителей не желает платить деньги компаниям страны Буша. Вот наглядный пример Германии, 'где от 10 до 20 ресторанов больше не подают своим клиентам 'Coca-Cola' и не принимают к оплате карточки 'American Express''.

Названия - 'American Express', 'American Online', 'American Airlines' - играют решающую роль при отказе пользоваться предлагаемыми компанией услугами. Но есть другие факторы, не настолько связанные с имиджем. Наиболее наглядный пример - компания 'Microsoft'. Компания Билла Гейтса (Bill Gates) ассоциируется с Соединенными Штатами, более того, многие пользователи ненавидят ее за якобы проводимую монополистскую политику и низкий уровень сервиса. Год назад группа хакеров разработала систему для искажения результатов поиска в 'Google', так что теперь, каждый раз, когда вы будете забивать в качестве поисковых слов 'Microsoft Windows', первым результатом окажется 'Miserable Failure' ('Полный провал').

Но, на удивление, в проведенном опросе 'Microsoft' оказался на высоте. Причина? У компании Гейтса нет конкурентов.

________________________________________________________________________

Соединенные Штаты вне игры ("El Pais", Испания)