Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Католики России - пленники ортодоксального прошлого

Католическое меньшинство воспринимается в России как угроза Православной Церкви, тесно связанной с русским национализмом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После распада Советского Союза перестали косо смотреть на тех верующих, что крестились, проходя мимо храма. Православные россияне вновь получили свободу и смогли открыто говорить о своем вероисповедании. Но одновременно с тем, как православная вера возвращала себе законное место в жизни общества, священники и политики-националисты все громче заявляли, что русский патриотизм всегда был связан с православием

После блуждания по тенистым дворам центра Москвы в попытке избежать невыносимых пробок из скопившихся на бульварах машин белые стены Малой Лубянки встречают тебя как луч надежды, бьющий прямо в лицо. В самом начале улицы, прямо позади того здания, где располагалось центральное управление прежнего КГБ, есть небольшое пространство, которое, сам не знаю почему, напоминает мне площади перед входом в монастыри старого Толедо: собранные, молчаливые и где вечно что-то строят. То же самое и в Москве: здесь восстанавливают несколько устаревший, но все еще крепкий образец советской архитектуры, стараясь приспособить его под европейский стандарт. Это будет чудо новых времен.

Немного позади находится французская католическая церковь Святого Людовика, кто-то, вероятно, скажет, что она сильно обветшала, но для переживших коммунизм русских католиков это настоящий символ. Возможно, именно сюда приехал бы Папа Иоанн Павел II, если бы его отношения с Патриархом Всея Руси Алексием II не были настолько напряженными. Или, если бы он все еще был жив, учитывая, что определенная часть пастырей двух Церквей-сестер начинает приходить к взаимопониманию.

После распада Советского Союза перестали косо смотреть на тех верующих, что крестились, проходя мимо храма. Православные россияне, для которых окном в мир является Московская Патриархия, вновь получили свободу и смогли открыто говорить о своем вероисповедании. Но одновременно с тем, как православная вера возвращала себе законное место в жизни общества, священники и те из политиков, кто разделяет наиболее националистические идеи, все громче заявляли, что русский патриотизм всегда был связан с православием. А потому в России нет места для Католической Церкви, обвиняемой православными в прозелитизме.

Этот вопрос даже был затронут в Думе после смерти Кароля Войтылы. Возглавляемая Владимиром Жириновским Либерально-демократическая партия вынесла предложение ограничить количество телевизионных передач, освещающих похороны Папы. 'Речь идет о широкомасштабной рекламной кампании, направленной на распространение католической веры. Об этом нельзя писать в заголовках газетных передовиц', - заявил депутат Алексей Митрофанов. Предложение не нашло поддержки Думы, хотя 98 из 500 депутатов проголосовали 'за'.

Откуда столько боязни распространения католицизма в России? Некоторые указывают на существование политических мотивов и отмечают, что в случае приезда Иоанна Павла II в Россию, Папа собрал бы более миллиона человек. Такого количества не знали даже самые массовые демонстрации коммунистической эпохи. Но, бросая взгляд на Церковь Святого Людовика - единственный католический Храм, остававшийся открытым в советские времена, - начинаешь сильно сомневаться, что один-единственный визит бывшего понтифика смог бы поколебать Православную Церковь.

В Москве живет около 65000 из почти 700000 российских католиков. И мало кто из них ходит в церковь, разве что на мессу. Кроме того, несмотря на существование в Москве шести приходов, есть еще всего лишь один Католический Кафедральный Собор - Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. 'Мы готовы принять то, что нас, католиков, меньшинство в количественном измерении. Однако мы не можем согласиться со своим статусом в отношении других, так называемых традиционных, конфессий', - говорит архиепископ Тадеуш Кондрусевич, подразумевая принятый в 1997 году Закон 'О свободе совести и религиозных объединениях'. В этом документе называется лишь четыре традиционные конфессии: православие, ислам, иудаизм и буддизм. Согласно официальным данным, в 70% населения России (141 миллион душ) исповедуют православие. Второй по числу верующих религией является ислам (5,5%). Третье место занимают католики. 'Российские католики образуют вынужденную диаспору. Сегодня не хотят вспоминать, что, несмотря на крещение Руси по византийскому обряду в конце Х-го века, уже в XII-ом веке в нашей стране существовало много католических храмов и монастырей', - говорит Кондрусевич в интервью газете 'Новые Известия'.

Разделение Церквей произошло в 1054 году. Начиная с того момента, Православная и Римско-католическая Церковь идут разными путями. Ортодоксальное христианство оказалось узником прошлого, в то время, как католики приспосабливались к изменениям, принимая решения на Соборах. Служба в православных церквях проводится на церковнославянском языке (за исключением небольшой проповеди), она намного продолжительнее католической мессы и верующие должны отстоять всю службу на ногах. Кроме того, православные верующие должны придерживаться религиозных правил, которые выглядят истинной жертвой с их стороны. В настоящий момент в России идет Великий Пост, который закончится с последним днем апреля. 'Пост очень строгий, - говорит одна неверующая женщина, встретившаяся мне рядом с католическим храмом'. 'В первую и последнюю неделю Поста можно есть только постную пищу без растительного масла, хлеб и пить воду', - рассказывает она и очень удивляется, когда я ей объясняю, как постятся католики.

Самое серьезное столкновение между двумя ветвями христианства произошло в 2002-2003 гг., когда российские власти выдворили из страны нескольких католических священников. Еще до этого конфликта Рим основал четыре католических прихода, что было проинтерпретировано Москвой как попытка прозелитизма. Обстановка несколько успокоилась в прошлом году, когда страну посетил немецкий кардинал Вальтер Каспер (Walter Kasper). После этого визита начала работу двусторонняя комиссия, разбирающая конфликты между обеими конфессиями.