Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Германия - страшная сказка?

Русский оптимизм и его роль в Германии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Линия фронта проходит по середине огорода. Позицию держит Валентина Кундухова. Глубокие морщины избороздили ее лицо, словно горные ущелья Кавказ. Когда она смотрит на ржавую железную стену метровой высоты на своем участке, в ее светло-голубых глазах вспыхивают недобрые искорки. 'Они свирепствовали, словно звери', - шепчет старая женщина, и ее слабый голос почти срывается: 'Они все забрали у меня. Все, и моего старшего сына тоже'.

Гамбург. Я не думал, что мне придется стыдиться. Я же хотел как лучше. Но надо было предвидеть: даже в российских газетах статьи о кризисе у меня на родине сами бросаются в глаза.

'Генрих Гейне'

Раньше слово 'Германия' у обычного россиянина сразу же ассоциировалась с экономическим чудом, Мерседесом и 'Зимней сказкой' Генриха Гейне (правильно в нынешней транскрипции поэта Heinrich Heine - Хайнрих Хайне - прим. пер.). Сегодня же сообщения о Германии в прессе больше похожи на страшные сказки - о строптивых покупателях, отказывающихся от потребления, и о пессимизме как государственной религии.

Все это сложно понять россиянам, которые вот уже почти 100 лет как переживают один кризис за другим, не теряя при этом ни оптимизма, ни жизнерадостности.

Ничего плохого я не замышлял. Напротив. Я просто решил стать хорошим примером. Нет, не только из благородных побуждений, - это было бы ложью. Но, слава богу, в жизни бывают такие моменты, когда можно полезное сочетать с приятным.

Сыр как отравляющее вещество

Итак, я решил воспользоваться посещением мероприятия 'Дни молодежных СМИ' в Гамбурге, чтобы заодно увеличить объем потребления в Германии, закупив в большом универмаге кое-что, чтобы пополнить запасы для удовлетворения моих маленьких слабостей. То бишь: купить сыра, по своему аромату почти попадающего согласно Женевской конвенции в категорию отравляющих веществ, а также сладости в таком количестве, которого хватило бы, чтобы все слиплось у целой российской роты.

Вешалка в шляпе

Когда я, уже исполненный радостным предвкушением, встал в очередь в кассу со своей тележкой, то услышал сзади недовольное ворчание: 'Еще бы побольше набрал!'. Слова эти произнес некто, больше напоминающий вешалку в шляпе, к тому же достаточно древнюю. При этом смотрела эта вешалка на меня так, будто я только что ограбил банк. Я пропустил вешалку вперед. Но в отличие от громкого недовольства слово 'спасибо', видимо, застряло в пушке волос, обрамлявших ее уста.

Гусар в юбке

Когда я, наконец, начинаю выкладывать мой маленький, но разнообразный вклад в экономическое чудо на движущуюся ленту у кассы, то улавливаю сразу же после едва слышного 'Здравствуйте' намного более отчетливый вздох. Вздыхает теперь уже довольно свирепого вида дама, плотно восседающая за кассой, словно гусар на коне.

Сразу четыре пакета

А после того как я, набравшись наглости, прошу дать мне сразу 4 пакета, кассирша тут же направляет взор своих до того неуловимых глаз прямо на меня. Так что кажется, она вот-вот начнет, словно древнегреческая богиня, метать гром и молнии.

'Спасибо!'

Кассирша сразу не может дотянуться до пакетов, но не из-за своей полноты, а потому что мужчина за кассой рядом наклонился к ней как раз в этот момент: 'Ты видела этого типа? Сначала покупает шампанское, а потом удивляется, что пакет стоит 10 центов. Вот это да!' - говорит он в полный голос, не обращая внимания, что несчастный покупатель шампанского еще упаковывает рядом бутылку.

'Одни неприятности!', - бросает в ответ моя повелительница кассы. Но затем она меняет гнев на милость и, не жалея себя, отважно преодолев мелкие габариты пространства за кассой, щедро вручает мне пакеты. В знак благодарности у меня чуть не вырвалось русское 'спасибо'.

Грузовик на двух ногах

Когда я, тяжело нагруженный, словно грузовик на двух ногах, направляюсь к выходу, то обнаруживаю, что меня вместе с моими целлофановыми пакетами провожают неодобрительными взглядами. Неужели жадность стала настолько непомерной, что покупать теперь - дело постыдное?

В Москве на меня с таким грузом смотрели бы, наоборот, с уважением, тем более что рекламная печать на пакетах выдавала, что груз мой происходит из весьма солидного заведения.

Экскурсия поневоле

Несколько смущенный я спасаюсь в такси. Водитель, аналогично его Мерседесу обнаруживающий сильные следы подержанности и внешние изъяны, видимо, почувствовал мою робость. И тут же решил создать свое собственное небольшое экономическое чудо.

Вместо того, чтобы повезти меня прямым ходом от ратуши к 'Даммтор', он осчастливливает меня экскурсией по городу. 'У кого так много пакетов с покупками, тот наверняка имеет деньги', - по-видимому, сказал он себе.

Вымерший центр города - святое дело

Глупости. Ведь я похож на груженого осла только потому, что все покупки мне нужно было сделать за один раз. Ведь мне остались еще только одно воскресенье и 3 октября (праздничный день - Объединение Германии - прим. пер.).

А учрежденные государством свободные от покупок дни и, соответственно, вымершие центры городов, видимо, кажутся немцам делом столь же святым, как русским проведение выходных на дачах.

Ночлег в автомобиле

Когда я решил зажать таксисту чаевые за то, что вез он меня окольными путями, он так долго копался в своем кошельке, чтобы выудить сдачу, что я решил уж было устроиться на ночлег прямо на заднем сиденье автомобиля. Но накопленные за день отрицательные эмоции дают о себе знать, и я, уже не на шутку рассердившись, решил не сдаваться и упорно ждать.

Заразительный пессимизм

Вечером на мероприятии 'Дней молодежных СМИ' я встречаюсь с будущими журналистами. Там много говорится о кризисе. О плохих перспективах для новичков в этой профессии. И чем больше я слушаю, тем больше ощущаю, что и во мне начинает зарождаться пессимизм. Видимо, все намного хуже, чем это кажется в далекой Москве, говорю я себе. И улыбка исчезает с моего лица.

Но только до того момента, как ко мне подходят три молодые россиянки и один венгр, приглашенные на мероприятие. Они улыбаются: 'В Германии прекрасно! Как Вы думаете, какие у нас перспективы? С чего начать? Вы можете что-нибудь нам посоветовать?'

Учиться у России

'Учиться у Советского Союза - значит учиться побеждать', - так звучал когда-то один из лозунгов в ГДР. Может быть, его нужно просто изменить: 'Учиться у России оптимизму и уменью браться за дело - значит учиться преодолевать кризисы'?

И едва россиянки и венгры изгнали из моих мыслей опасения и сомнения, как счастье снова оказалось на моей стороне. В обратный путь я сажусь в такси уже раскованно и с улыбкой.

Поездка без счетчика

Больше в шутку, чем в сердцах, я рассказываю водителю о его коллеге, благодаря 'экскурсии' по городу взявшем с меня немалую сумму. В ответ водитель выключает счетчик: 'Я компенсирую Вам деньги, которые содрал с Вас мой коллега'.

____________________________________________________________

Руководитель Московского бюро журнала 'ФОКУС' Борис Райтшустер отвечает на вопросы читателей ИноСМИ.Ru