Монументальная лестница во Дворце изящных искусств, созданная В. Орта. Над ней - другая лестница, вошедшая в историю, из фильма Эйзенштейна 'Броненосец Потемкин'. С особой фанатичностью конные казаки рубят безоружную толпу, оставляя после себя сотни убитых. Под конец дня, на красной от крови набережной будут видны одни лишь трупы. Из-за революции 1917 г. о русской революции 1905 г. зачастую забывают. Тем не менее, она поколебала устои империи, послужила причиной возникновения политических партий, религиозной терпимости, ослабления цензуры, национального пробуждения.

В последние годы старого режима культура будет переживать огромный подъем, венцом которого станут авангардистские течения в литературе, философии и, особенно, в изобразительном искусстве. Появление этих течений обычно связывают с выставкой 'Бубновый валет', состоявшейся в Москве в 1910 г.

В начале и в конце выставки 'Русский авангард' напротив друг друга расположены две картины. С одной стороны - картина пророческого художника-символиста М.Врубеля 'Шестикрылый Серафим' (1904 г.). С другой - 'Кондукторша' Самохвалова (1928 г.), которая является воплощением чарующей женственности, доминирующим образом футуристического пространства. Развитие действия в этот промежуток времени представлено в яркой и отчетливой перспективе с использованием смещения планов, достигнутого благодаря удачному подбору работ. Кураторами брюссельской выставки являются комиссары Ж.-К.Маркадэ (между прочим, автор монографии о Малевиче) и Е.Петрова (Русский музей Санкт-Петербурга). Оригинальность выставки заключается не только в ее многопредметности, но также и в том, что представленные произведения отражают как ранние течения авангарда и период триумфального продвижения к абстракционизму, так и поворот России в 20-х годах в сторону фигуративного искусства и идеологической тематики.

Организованная менее чем за год, ключевая выставка фестиваля 'Европалия-Россия' рассказывает о трех десятилетиях, в течение которых художники резко и безжалостно порвали с академизмом и на крыльях взлетели к абстракционизму. Она охватывает все этапы зарождения революции в изобразительном искусстве 20 века: от утопического и пророческого абстракционизма до тоталитарного реализма.

Ростки авангарда начинают появляться с 1907 г. 'Левое искусство', мощный неопримитивизм Н.Гончаровой или отточенный реализм Малевича, ищущего путь к максимальному объединению пространства, сочетаются с ритмической динамикой кубофутуризма Филонова, Гончаровой, Якулова, Розанова, Клюна и вновь Малевича. Живопись со своими красками и сюжетами будет набирать силу вплоть до появления в 1921 г. конструктивизма, который тут же будет отвергнут Малевичем, занявшим антиконструктивистскую позицию с тем, чтобы сформировать радикальное движение абстрактного искусства - супрематизм.

Скачкообразные движения всех этих направлений живописи представлены в ходе нынешней 'русской кампании' и усилены малоизвестными работами такими, как великолепное масляное полотно 'Импровизация' Кандинского, предоставленное Казанским музеем изящных искусств, или же необыкновенный угловой контррельеф Татлина.

Центральное место на выставке отведено залу, посвященному абстрактной живописи - от районизма до беспредметности, в котором сосредоточены основные работы Малевича. Здесь и красочные и динамичные структурные композиции, нарушающие фронтальность, и основополагающий триптих: 'Черный квадрат', 'Черный крест' и 'Черный круг' (1923 г.). Царство четырехугольников создает необходимые условия для равновесия, формирующего пространство и заставляющего его вибрировать до полного очищения.

С начала века и до прихода Сталина, углубляясь в восточные мотивы и народный фольклор, русские авангардистские течения начнут стремительно переходить, группами или по отдельности, от сезаннизма к супрематизму с помощью освобожденного мышления, что просматривается во всех областях творчества. И это еще одна из сильных сторон данной выставки, которая удивительным образом дает произведениям говорить. Мужчины и женщины, представленные здесь в большом количестве, на гребне этой черно-красной революции стремятся к общей цели. Иллюстрации для театров, эскизы костюмов, декорации и снова имена Татлина, Малевича, Лебедева, Попова или Александры Экстер и ее костюмы к спектаклю 'Ромео и Джульетта', от которых вряд ли бы отказался Филипп Декуфле! Фотографии Родченко, Шагина, Степановой, архитектурные проекты, городское искусство, афиши, дизайн после чего, следует эпилог 1920-1930 гг.

Культурная революция абстракционизма становится официальным искусством. Эффективность нового языка оставит свой след на силовом поле внутренних контрастов: все это также приведет к появлению внушительных методов социалистического реализма - кузнеце образов идеологической пропаганды. Синтез сталинского эпилога - 'Голова крестьянина' (1930 г.) и 'Портрет передовика' (1932 г.) Малевича напрасно стремятся к трансцендентности канонических взглядов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.