· Выставка 'Европалии' во Дворце изящных искусств

· Историческая фреска: от Ивана Грозного до Екатерины Великой

· Многовековые завоевания как произведение искусства

____________________________________________________________

Он запрещает своему народу носить бороды и одевает его в венгерском стиле. Он посещает Версаль, строит Санкт-Петербург по скопированным планам Амстердама. Появившийся из ниоткуда в 1703 г. и так необходимый Петру Великому порт будет возведен в ранг Северной Венеции на болотах и каторжном труде. Необычайная красота на берегу Балтики, открытое окно в Европу - как восхитительна эта идея итальянских архитекторов создать престижную витрину.

Сочетая в себе одновременно и видение Петра Великого и политический проект, Санкт-Петербург со своими дворцами и причудливыми мостами возвышается в центре крупной исторической выставки 'От царя до императора' во Дворце изящных искусств, проводимой в рамках фестиваля 'Европалия-Россия'.

Но не только городу в дельте Невы - диве культурных городов со сравнительно молодым, трехсотлетним, возрастом - принадлежит ведущая роль в этой мегафреске, которая включает в себя экспонаты Исторического музея и Музея Кремля, Третьяковской галереи в Москве, Эрмитажа, Кунсткамеры, Этнографического и Русского музеев Санкт-Петербурга.

Для воссоздания атмосферы того безжалостного мира студия 'Бле Люмьер', руководившая также оформлением дома-музея Отрика (архитектор В.Орта), выбирает мрак и рубины. Большая кровавая баня? Повсюду - порой навязчивая игра полутеней, способствующая погружению в тайны времени. На выставке представлены около 350 произведений искусства, отобранных целой армадой российских и европейских комиссаров.

Если Петр Великий создал город из частей, то Москва, со своей стороны, начнет воссоединение русских земель. Заслуга в этом принадлежит династии Иванов, среди которых царь Иван Грозный, завершивший выдворение татаро-монгольских завоевателей после двухвекового ига. Каким образом можно рассказать о стране с помощью произведений искусства? Это больше, чем урок истории. Скорее здесь речь идет о воскрешении в памяти событий благодаря высоким художественным творениям таким, как завораживающие иконы, которые рассказывают о подъеме Новгорода, о его интересной и богатой культуре, частично воссозданной во всем своем таинстве, а также о его падении в смутные времена.

В конце средневековья, пронесшего историю на острие меча, когда лесть перестала быть законом, скромные владения московских князей продолжают укрепляться: рождается 'Третий Рим'. Эпический путь от иконы к светскому портрету начинается с приходом к власти Романовых в 1613 г. в Кремле, который будет способствовать распространению произведений искусства.

С помощью исторического ракурса в длинных анфиладах происходит невольное погружение в большие лабиринты человеческих страстей. Конечно амбициозная, выставка 'От царя до императора' демонстрирует явный талант в высвечивании уникальных предметов, часть из которых никогда не покидала российские музеи. Не имея ни малейшего намека на возвеличивание алтаря или трона, строгановская чаша переходит в иную категорию, связанную, прежде всего, с понятием красоты, и становится в один ряд с саваном или иконами.

От церковной утвари и до первых географических карт, от парадных костюмов Петра Великого и до его коллекции уродливых зародышей, все говорит о высоком уровне развития придворного искусства. Может ли та маленькая пластина из знаменитой Янтарной комнаты поведать нам об одном из летних дворцов Екатерины II - Царском селе? А многочисленные лица Екатерины, эскизы которых выполнены совершенно в обычной манере: Екатерина, ее великие деятели такие, как Вольтер, Руссо, Гримм (и ее фавориты), ее Эрмитаж в виде художественного кабинета и сугубо личных апартаментов, куда 'запрещалось входить с почестями'. Набор небольшой складывающейся мебели, тонко украшенной брильянтовыми кружевами тульскими оружейниками, гораздо больше рассказывает о жизни этих царских особ, нежели длинная галерея бюстов!

Серьезная по тематике, выставка 'От царя до императора' сияет на вершине придворного искусства. От алтаря до трона - на исключительной выставке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.