Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рамадан - событие с частотою раз в год

В Рамадан после "голодного" дня никто в темное время суток не должен испытывать даже легкого чувства голода

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мне доводилось проводить месяц Рамадан в трех арабских странах - Египте, Ливане и Сирии, и везде он был отмечен какими-то своими особенностями. В Египте Рамадан был по-настоящему знаменательным событием, который преображал жизнь всех людей, вносил в нее элементы еще большего беспорядка, праздничной ленцы и особой суетливости в период перед заходом солнца. Месяц поста носил там оттенок какого-то отчаянного буйства...

На дворе три часа ночи, по местному, сирийскому, времени и месяц Рамадан - по мусульманскому календарю. Месяц поста и молитв, как называют его сами мусульмане.

Понять, сколько времени, мне помог человек, выполняющий особые функции во время Рамадана, - будить верующих на утреннюю молитву и последнее принятие пищи, воды и лекарств, последний перекур перед долгим и непростым днем поста.

С небольшим барабанчиком в руках, сделанным кустарным способом, (на алюминиевую тарелку натягивается кожа, днище посудины служит поверхностью для отстукивания ритма) он расхаживает в традиционной сирийской одежде - штанах-юбке, расшитой жилетке, поверх которой накинут платок, необязательно арабский в нашем понимании, т.е. белый в черную клетку, может быть и какой-то простой беленький, и белой шапочке на голове наподобие среднеазиатской тюбетейки, называемой тарбушем, по закрепленным за ним районам, отстукивая бодрый мотив и громко крича "Просыпайся и воздай хвалу Господу".

Крики его далеко разносятся по спящему району, вынуждая верующих очнуться от крепкого сна, пойти помолиться и перекусить чего-нибудь, пока не взошло солнце. После этого до самого вечера они не смогут глотнуть воды, съесть куска пищи, выкурить сигарету, поцеловать любимую женщину.

Поинтересовалась у паренька, выполняющего эту необычную работу, кто он такой и почему избрал себе, по нашим меркам, столь экстравагантное занятие в жизни. Рассказал, что сирота, родители погибли при какой-то бытовой аварии, семьи нет, раньше работал в соседнем Ливане шофером у какой-то американки, потом она уехала, обстановка в стране накалилась, вернулся в Сирию. Каждый год проводит Рамадан в одном и том же районе, поднимая с постели уже хорошо знакомых его жителей, которые за это не скупятся благодарить его материально. Каждая семья в каждом доме каждый день этого месяца дает ему примерно от 5 до 10 долларов в местных деньгах, с чего набегает приличный заработок. Еще на праздники после окончания Рамадана одаривают прилично. Жители района купили ему и одежду, в которую он наряжается, обходя дозором свои владения в рамадановские ночи.

В отличие от многих других арабских стран, даже от соседней Иордании, а уж тем более от стран Персидского залива, Сирия, где мирно сосуществуют люди разных конфессий, вполне лояльно относится к тем, кто не соблюдает пост во время Рамадана. Несмотря на то, что в основном все кафе и рестораны в преимущественно мусульманских районах Дамаска днем закрыты или работают, но не подают до ифтара - общего времени разговения, утолить жажду и голод ты всегда сможешь в общественных заведениях в христианских районах.

Позвонив в один из ресторанов в христианском районе Дамаска "Баб Тума", один мой знакомый сириец на вопрос - "что вы продаете из спиртного во время Рамадана" получил весьма обнадеживающий ответ: "На Рамадан у нас есть абсолютно весь набор спиртного, начиная от пива и заканчивая виски, водкой и местной виноградной водкой араком, приезжайте, будем рады, работаем весь день".

Хотя, как это ни странно, все уважающие себя рестораны в христианских районах тоже готовятся к ифтару - накрывают столы, куда к определенному часу после заката солнца и вечерней молитвы стекаются проголодавшиеся за день поста посетители. Удивительно только то, что большинство из них - это христиане.

Среди них бывают те, кто работая с мусульманами, общаясь с ними, не желают усугублять страдания постящихся и тоже отказываются от употребления воды и пищи в течение дня.

Так поступает, например, один из двух совладельцев и работников небольшого ателье в дамасском районе Абу Румане. Он уходит домой на обед, но во время рабочего дня, уважая чувства своего товарища по общему делу, который исповедует ислам и соблюдает Рамадан, старается в помещении ателье ничего не есть и не пить. Легко представить, что и ему Рамадан дается нелегко, обычно стаканы с горячим чаем не переводятся на столике в их небольшом ателье.

Он остается работать один, когда его товарищ уходит на ифтар - принять пищу после дня поста. Поев, тот возвращается и меняет своего напарника-христианина. Вот такая у них интересная традиция во время Рамадана, но, если бы не наступление этого месяца, догадаться о том, что они исповедуют разные религии, было бы невозможно.

Большинству же христиан Сирии самим нравится рамадановская традиция, когда после рабочего дня зачастую целыми семьями люди торжественно приходят в рестораны к уже богато сервированным столам - на них красуются традиционные разнообразные сирийские закуски, салаты.

Меню для всех одинаковое, бывает только выбор из нескольких вторых блюд или сладостей. Обязательная тарелка с финиками, с которых полагается начинать процесс разговения после целого дня поста.

По преданию, во время Рамадана, когда зарождался ислам, финиками питался пророк ислама Мухаммед. Современные арабские ученые и врачи тоже советуют постящимся начинать свой вечерний прием пищи с фиников, считая их крайне полезным продуктом. Так, один из египетских врачей советует всем съедать по десятку фиников перед вкушением остальной пищи, чтобы сразу восстановить потерянные за день поста силы, ведь в финиках есть набор всех полезных элементов, нужных для человеческого организма.

Мне доводилось проводить месяц Рамадан в трех арабских странах - Египте, Ливане и Сирии, и везде он был отмечен какими-то своими особенностями.

В Египте Рамадан был по-настоящему знаменательным событием, который преображал жизнь всех людей, вносил в нее элементы еще большего беспорядка, праздничной ленцы и особой суетливости в период перед заходом солнца.

Месяц поста носил там оттенок какого-то отчаянного буйства. Как доказательство этому у меня до сих пор хранится веселый рамадановский колпак, купленный в Каире у мальчишки с телеги. Из цветной бумаги, остроконечный, он похож на колпак клоуна из цирка-шапито. Из его остроконечной макушки торчит свернутая в трубочку папиросная бумага, дуешь в один из ее концов снизу, и наверху раскручивается ввысь бумажная спираль.

Таких колпаков в эти дни там продается видимо-невидимо, вернее, по вечерам, после наступления темноты, когда люди могут предаться чревоугодию, как в домах, так и в многочисленных рамадановских шатрах, где до утра можно есть, пить, курить кальян и даже нередко танцевать. А когда сгущаются сумерки, и весь народ спешит к накрытым столам, идя по улице, нередко получаешь приглашение присесть к выставленному прямо на открытом воздухе столу с самой простой посудой и такой же простой едой для обычного, малограмотного люда, который, тем не менее, считает своим долгом пригласить угоститься всех, кто проходит мимо. Таковы порядки - в Рамадан после "голодного" дня никто в темное время суток не должен испытывать даже легкого чувства голода.

В Сирии и Ливане, странах, где живут много христиан, эта традиция неабсолютна даже в мусульманских районах.

В Сирии, находясь в приморском городе Тартусе, с удивлением узнала, что не надо дожидаться заветного наступления темноты, чтобы, наконец, найти место, где можно пообедать. Небольшие кафе, где готовят безумно вкусную курицу на гриле, не отказывались подавать в неурочное время, а, наоборот, были только рады неожиданным посетителям, и все делали по высшему разряду.

На мой вопрос, мусульманский ли это район, и нет ли ничего страшного в том, что мы едим во время поста, если это так, (многие из моих знакомых и друзей постятся, поэтому я стараюсь быть внимательной в этом отношении), прозвучал ответ, мол район-то мусульманский, только никто не постится, поэтому ешьте спокойно. Удивившись этому, получила другой ответ, Тартус - морской город, здесь свои порядки, рыбакам не до поста.

В Ливане, проживая в западной мусульманской части Бейрута, видела как ночной побудчик явно манкировал своими обязанностями, предпочитая вместо своего голоса на утренней заре использовать магнитофонную запись, которую он время от времени включал, проходя от дома к дому, чтобы призвать верующих помолиться. И даже, помнится, что его как-то раз облили водой, чтоб не мешал спать, совсем не испытывающие пиетета к рамадановским традициям бейрутские жители, хоть и из мусульманской части города.

В Сирии уважение к рамадановским традициям поддерживается на уровне государства. Ежедневно во время месяца мусульманского поста в главной мечети, которая является исторической достопримечательностью страны, - мечети Омейядов устраиваются совместные разговения для, по меньшей мере, 40 тысяч человек.

В основном это бедные люди, которым в этот месяц гарантирован прием пищи раз в день. Но есть и другой разряд любителей принимать здесь ифтар - те, кому нравится находиться в этой торжественной атмосфере на территории безумно красивой, просторной и одновременно уютной мечети, где, кстати сказать, находится одна из основных христианских святынь - отрубленная голова Иоанна Крестителя.

Они сидят здесь на полу во дворе и внутри мечети, все вместе - мужчины, женщины, дети, ждут "часа икс" - окончания светового дня.

Постепенно сумерки сгущаются, солнце уходит, наступает стремительная восточная темнота, с возвышающейся над Дамаском горы Касьюн громогласно стреляет пушка. После этого сигнала со всех сторон города поднимается вверх постепенно нарастающее до критической ноты пение муэдзинов с мечетей.

Еще один день Рамадана позади. Все люди в мечети берут приготовленную для них еду, начинается ифтар.

Юлия Троицкая - корреспондент РИА Новости, специально для ИноСМИ