Отдавая дань памяти Ива Сен-Лорана, велико искушение говорить исключительно о его непревзойденном вкладе в дизайн моды. Ведь никто не сочтет преувеличением утверждение, что он многократно преображал мир моды. Немногие ведущие дизайнеры могут похвастаться хотя бы одной действительно великой идеей, а у Сен-Лорана их не менее полудюжины. Без него мир был бы намного серее.

Однако его влияние оказалось гораздо шире, и он творил не только саму славу. Сен-Лоран в 1971 году позировал обнаженным для рекламы своего одеколона, и это вызвало сенсацию, а его блистательный прием в честь новых духов 'Опиум' стал провозвестником многих современных кампаний по запуску товаров.

Используя свое имя, жизнь и даже тело для продажи одежды, он предвосхитил эпоху брендов знаменитостей, когда стиль жизни 'замечательных людей' стал полноправным товаром. Сегодня мы знаем, что секс - один из двигателей торговли, но первым это понял именно Сен-Лоран, и делал это со стилем.

Его реклама одеколона вызвало полемику на тему, почему вид обнаженного мужчины является более шокирующим, чем вид обнаженной женщины - Сен-Лоран не один раз помогал рушить барьеры между полами.

Предложив в конце 1960-х годов женщинам брючный костюм, он изменил женскую манеру одеваться. Именно благодаря Сен-Лорану, который превратил атрибуты исключительно мужского гардероба в элементы неоспоримо женственного стиля, сегодня нам представляется возмутительной сама идея о том, что в свое время женщин не пускали в рестораны, потому что на них были брюки от YSL.

Сен-Лоран не создавал модели специально для работающих женщин, скорее его одежда предназначалась для каждой женщины, стремящейся к успеху, стилю, и желающей одеваться соответственно. Именно эта идея физической свободы для всех так потрясла клиентов его дома высокой моды.

В действительности, самым важным его достижением, вероятно, стал не сам дизайн, но широкая доступность, которую этот модный дизайн приобрел. Сен-Лоран стал одним из первопроходцев в мире прет-а-порте в эпоху, когда высокая мода была полновластной царицей, он создавал стильные высококачественные вещи, которые продавались в магазинах готовой одежды и, соответственно, не по заоблачным ценам.

Возможно, это стало предтечей нынешней 'быстрой моды' (fast fashion). Сен-Лоран вряд ли предвидел, как будут выглядеть современные центральные улицы с их большими магазинами, но в некотором смысле он проторил дорогу для Zara и H&M, глобальных торговых сетей, предлагающих сногсшибательную одежду по доступным ценам.

Вполне достойное наследие для человека, который, как известно, ценил джинсы за их экспрессивность, простоту, сдержанность и сексапильность.

_____________________________________

YSL, он так нас любил! ("Le Figaro", Франция)

Прощальное слово Ив Сен-Лорана ("Liberation", Франция)