Журналисты создают продукцию 'ручной работы'. Это уже потом она тиражируется районками в тысячах, в областных газетах - в десятках тысяч, в центральных - в сотнях тысяч экземпляров. А о 'радистах' и телевизионщиках с их зачастую миллионными аудиториями и говорить нечего. И каждая ошибка журналиста, каждый недосмотр корректора множится соответствующим образом. И вот тут-то досужего читателя охватывает безмерное ликование: 'А-а-а, попались!'.

Пуще пожара газетчики боятся ошибок. Но о тех, которые давно позади, 'заигранных', вспоминают с юмором. В День журналиста мы попросили поделиться своими воспоминаниями на этот счет 'старых газетных волков'. Итак, рассказывают...

Александр Швец, главный редактор 'Фактов и комментариев'

- В 'Рабочей газете' был случай. Раньше была традиция - дежурство по ночам 'свежеголовых'. И вот идет снимок: заседание политбюро. В текстовке к снимку сказано, что на заседании присутствуют все члены политбюро ЦК КПСС, и дальше полужирным шрифтом выделялись их фамилии. Кто-то очень внимательно водя пальцем и сверяя, все ли кормчие на снимке, обнаружил, что одного нет. Ну что делать? Раз в текстовке сказано, а ее ТАСС заверил и поэтому ошибки быть не могло, - значит, нужно вклеить фотографию. Снимок (уже не припомню фамилию 'потерявшегося') нашли, вклеили, все сверили пальчиком - теперь члены политбюро на месте пофамильно. Газета вышла со снимком на первой полосе. А потом внимательные читатели обнаружили, что тот, которого вклеили в президиум, на том же фото стоял на трибуне, выступая с речью.

Еще один случай. Был печальный период в истории СССР, когда шла череда смертей генеральных секретарей и членов политбюро. И вот в одной из газет - то ли 'Рабочей', то ли 'Радянке' - вышли две фотографии, обязательные в таких случаях: 'Политбюро на трибуне Мавзолея' и 'Похоронная процессия направляется к кремлевской стене'. Текстовки перепутали. В другое время это было бы не так страшно. Но когда стоит политбюро на трибуне Мавзолея, а текстовка - 'Похоронная процессия направляется к кремлевской стене'!..

Газета 'Хрещатик' в пору руководства Киевской городской администрацией Александра Омельченко. Выходит поздравление за подписью Сан Саныча на первой полосе. Он поздравляет всех киевлян и гостей нашей столицы: 'Я бажаю вам всiляких негараздiв'.

В нашей газете 'Факты' шесть лет назад вышло интервью с многолетним первым помощником Владимира Васильевича Щербицкого - Виталием Врублевским. И там случился пассаж. Все подобные ошибки выходят при повальном прочтении материала всеми ответственными сотрудниками до выхода. Потом звонит читатель. Там был вопрос: как первый секретарь ЦК воспринял обретение Украиной статуса независимой державы? И ответ: 'Он искренне приветствовал это событие в жизни нашей страны'. А ведь независимость страна обрела гораздо позже...

Название газеты не припомню, но было это в советское время. Когда Никита Хрущев побывал на передовой свиноферме, сделали фото и долго думали, как же подписать. Он стоял среди свиней. Ну как же подписать - то ли 'Никита Сергеевич стоит со свиньями', то ли 'среди свиней'. Подписали 'Никита Сергеевич Хрущев (в центре) на открытии свинофермы'.

Евгений Якунов, первый заместитель главного редактора 'Киевских ведомостей'

- Это была целая полоса в газете 'Прапор комунiзму', по-моему, интервью с Борисом Олийныком. Во врезе большими буквами должно было быть написано: 'Iнтерв'ю газетi дае великий письменник Украiни Борис Олiйник'. Однако из-за технической накладки вышло: 'Iнтерв'ю газетi даe великий пись Украiни Борис Олiйник'.

В одной районной газете был очерк. Мне показывали и я не мог понять, в чем опечатка. Там была такая фраза: 'сидiли хлопцi бiля волицi'. Вроде бы все нормально. А что такое волиця - животное такое? Оказалось, вместо 'бiля волицi' - должно быть 'бiлолицi'.

Ольга Мусафирова, корреспондент 'Комсомольской правды в Украине'

- Существует закономерность: большинство газетных опечаток носит либо непристойный характер, либо пытается 'подорвать устои'. Хотя, может, просто подобные случаи застревают в памяти, а остальные - невинные - стираются.

В 'Комсомольце Донбасса' любили рассказывать историю о Ясиноватском вагонном депо и неком передовике, который часто имел неосторожность побеждать в социалистическом соревновании. К нему тут же засылали фотокорреспондентов - для снимка на первую полосу. Передовик менялся в лице и вместо того, чтобы радоваться популярности, начинал чуть не матом крыть:

- Профессия моя называется 'составитель по-е-здов', понял? Покажи, как записал!

Но в следующем номере из 'поездов' опять выпадала буква 'о'. Просто рок какой-т...

До 'Комсомолки' я имела удовольствие поработать в 'КоЗе' - республиканской газете 'Комсомольское знамя' (позже она переименовалась в 'Независимость'.) Время уже было глубоко перестроечное. То есть трудились с азартом, лихо, но небрежно. Потому, когда у меня в заметке 'советские люди' превратились в 'светских людей', начальство только поморщилось:

- Светские люди в директивных органах сидят, а пашут - советские.

Классный заголовок - 'манок' для читателя. Но классно придумывалось не всякий раз, особенно к материалам на производственную тематику. Тут в дело шли штампы типа 'Вчерашний рекорд - не предел!' Хотя однажды и этот заезженный лозунг заиграл новыми красками. Короче, с 'рекордом' произошел конфуз: существительное 'предел' стало глаголом в прошедшем времени: Часть уже отпечатанного тиража пришлось пустить под нож.

Коллеги из 'Молодi Украiни', соседи по этажу не без ехидства интересовались:

- А сегодня как себя рекорд чувствует?

Владимир Мостовой, главный редактор 'Зеркала недели'

-1988 год. В столичной газете 'Прапор комунiзму', благодаря бдительности 'свежеголового', в последний момент перед выпуском снимается изящный шахматный этюд, посвященный автором 60-летию Первой конной армии. А все из-за условия: 'Белые начинают и выигрывают'.

1976 год. В 'Вечернем Киеве', в подборке рапортов предприятий, посвященных грядущему XXV съезду КПСС, сообщалось, что труженики Киевской платочной фабрики выпустили сверх плана '25 тисяч хустин'. И надо же, чтобы в букву 'с' слова 'хустин' попала 'марашка'. Этот маленький кусочек типографского металла превратил вполне безобидное слово в непроизносимое вслух. В результате почти половина 340-тысячного тиража была уничтожена.

В первой половине 60-х в районной газете 'Степовi зорi' вышла критическая заметка о том, что в сельсовете села Кремлевка занимались приписками объемов принимаемых от населения молока, яиц и мяса. По решению бюро райкома были уволены с должностей редактор, ответственный секретарь и дежуривший по выпуску заведующий отделом газеты. А все дело в том, что заметка называлась 'Кремлевские очковтиратели'.

Валерий Дружбинский, автор книги 'Очепатка'

- В газете 'Советская Латвия' от 3 августа 1979 года в статье о музыке приведено крылатое выражение М.Глинки 'Музыку создает народ, а композиторы ее аранжируют'. В полосе эта фраза выглядела так: 'Музыку создает народ, а композитор Арон жирует'.

Журнал 'Смена' N3 за 1978 год. В серьезной статье об истории народовольцев есть такая фраза: 'Племенные революционеры А.Желябов и С.Перовская...'

71-й год. В 'Учительской газете' под крупным снимком юноши и девушки, обнявших березу, стояла романтическая подпись: 'Юность, любовь, весна'. И лишь когда вышла газета, все увидели четкое, ясно обозначившееся на фотографии (но не замеченное на негативе) нецензурное слово, вырезанное кем-то на березе.

76-й год. Дежурный редактор распорядился подправить на клише облик министра иностранных дел А.Громыко: 'Что это - вся делегация в шляпах, а он один без шляпы?!' Ретушер пририсовал министру шляпу. Когда снимок появился в газете, все увидели, что у Громыко две шляпы - одна на голове, другая - в руке.

Сергей Рахманин, редактор отдела политики 'Зеркала недели'

- Несметное количество опечаток, к счастью, отлавливается сотрудниками редакций еще до выхода газет в свет. Ибо доподлинно не известно, как именно отреагировали бы иные высокопоставленные читатели на некоторые оплошности в журналистских текстах. В 1992-м в 'Киевских ведомостях' из-за невнимательности оператора компьютерного набора в заметке, рассказывающей о деятельности Государственной думы (была такая совещательная структура при президенте), появилась следующая фраза: 'Леонид Кравчук обзавелся очередным полуметровым органом'. В оригинале консультационный орган, созданный главой государства, именовался полумертвым...

В середине девяностых в тех же 'Киевских ведомостях' статью, описывавшую внезапное увлечение Леонида Кучмы Пиночетом, решили проиллюстрировать крупным снимком украинского президента и небольшой фотографией чилийского диктатора. Из-за небрежности сотрудника секретариата все сделали с точностью до наоборот: на гранках газетной полосы разместили чудовищных размеров фото Пиночета и крошечную карточку Кучмы. Главный редактор, увидев это, едва не лишился дара речи и распорядился снимок генерала убрать. От греха подальше. Что и было сделано. На его место водрузили огромную фотографию Леонида Даниловича. Но поменять текстовку забыли. В итоге фото гаранта украсила подпись 'Генерал Аугусто Пиночет'...

Когда неувязку заметили, уже была отпечатана часть тиража. Ее тут же пустили под нож. По распоряжению руководства выходы из типографии были блокированы, а печатники подверглись тщательному досмотру - ни один экземпляр не должен был попасть наружу. Случись подобное, Банковая, скорее всего, по достоинству оценила бы такую шутку.

Путаница с фотографиями едва не привела к скандалу еще в одном случае. В одной из заметок рассказывалось о задержании злоумышленника, ночью пробравшегося в офис тогдашнего депутата Александры Кужель. Пойманный с поличным воришка утверждал, что гулял по крыше... и случайно упал в окно кабинета. Заголовок материала был красноречивым 'В окно Александры Кужель мужчины падают неслучайно'. Рядом с заметкой разместили фотографию здания с подписью 'Цель и путь ночного визитера'.

В другом тексте сообщалось о брифинге тогдашнего пресс-секретаря президента Дмитрия Маркова. Дмитрий Ефимович пояснял журналистам причины взволновавшего общественность внезапного отлета своего патрона в Россию. Заметка была озаглавлена 'Леонид Кучма на ночь глядя собрался в Москву' и снабжена фотографией Маркова.

Небрежность сотрудников редакции привела к неожиданным последствиям. Фотография президентского пресс-секретаря оказалась под текстом с заголовком 'В окно Александры Кужель мужчины падают неслучайно'. Снимок с подписью 'Цель и путь ночного визитера' разместили под текстом о ночном визите президента.

Неувязку быстро обнаружили, все расставили по местам, заодно подкорректировав заголовки заметок. На всякий случай.

Комментарии читателей "Зеркала недели":

Геша, 07.06.2008 18:46

"Был печальный период в истории СССР, когда шла череда смертей генеральных секретарей и членов политбюро". Правильный акцент на слове "печальный"! Ведь самой большой трагедией ХХ века был распад Советского Союза. И смерть выдающихся сынов Коммунистической партии была, хотя неизбежной, но памятной страницей происходивших катастрофических процессов.

uncle_iggy, 08.06.2008 13:33

"Выдающиеся сыны Коммунистической партии" сами виноваты в "самой большой трагедии". Это ведь они сделали из страны колосса на глиняных ногах. Распад СССР был одним из самых положительных событий 20 века.

Геша, 08.06.2008 13:46

К счастью, газета не разделяет вашего мнения и с приличием называет это печальными событиями.

Леха, 08.06.2008 19:13

Газета называет печальными событиями смерть собственно членов политбюро, а не Советского Союза, который сами члены и ухлопали, обладая, замечу, всей полнотой власти и колоссальными ресурсами И не надо лохматить бабушку.

_____________________________

Пресса: работа над ошибками ("Washington ProFile", США)

Почему СМИ выдают всякий вздор за новости ("Christian Science Monitor", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.