Яркий, трогательный и подробный документальный фильм Лоры Бялис 'Рефьюзник' ('Отказник') посвящен долгой борьбе советских евреев за право покинуть угнетавшую их страну.

В своем фильме, созданном на основе более 100 интервью с активистами, эмигрантами, бывшим госсекретарем Джорджем Шульцем (George Shultz) и даже бывшим президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым, Бялис не только детально излагает историю 30-ти лет борьбы и поражений, но и изящно включает ее в историческое полотно большего масштаба - историю еврейского народа, 'холодной войны' и гражданской активности на Западе. Из хроники, перечисляющей людей и события, 'Отказник' становится чем-то большим - свидетельством способности человека противостоять государственному угнетению и памятником красоте личности, рождающейся из мужества, стойкости и принципиальности.

История российского антисемитизма восходит далеко в прошлое, ко временам царей, однако и при коммунистах - особенно при Сталине - он оставался столь же безжалостным. В 1960-х и 1970-х годах евреи Советского Союза, ожидавшие разрешения на эмиграцию в Израиль и получавшие отказ за отказом, называли себя 'отказниками'.

Навесить на себя этот ярлык было серьезным поступком. Выступившие открыто разрушали тем самым собственную жизнь - институтские профессора и другие высококвалифицированные профессионалы низводились до положения лифтеров. Одна из интервьюируемых даже заметила, что она не смогла получить работу лифтера, потому что у нее не было ученой степени.

Пока в конце 60-х на Западе росло движение в поддержку 'отказников', начатое небольшой группой активистов, сами 'отказники' в России подвергались все большим преследованиям, их ссылали в Сибирь, отправляли в трудовые лагеря, бросали в психиатрические больницы.

Среди героев фильма есть как знаменитости, такие как Натан Щаранский, добившийся права на отъезд после долгой и открытой борьбы, так и обычные люди - активисты из США и Европы, жертвы Холокоста, простые домохозяйки, годами неустанно работавшие, искавшие сторонников, в начале почти бессильные, в конце сдвигавшие горы. Один из самых трогательных моментов фильма - история Владимира Слепака и его жены Марии, десять лет проживших в ссылке. Когда она рассказывает перед камерой, как молилась только о том, чтобы хоть раз перед смертью увидеть своих детей, сердце разрывается от сочувствия.

В фильм включены захватывающие кадры архивной хроники, дающие некоторое представление о первых годах борьбы за 'железным занавесом' и записи исторических моментов, таких как подписание Хельсинкских соглашений или разрушение Берлинской стены. Бялис грамотно использует метод прямого интервью, позволяющий 'отказникам' самим говорить о себе, о пережитых трудностях, о завершении их трудного триумфального пути. Перед нами не только фильм о важном периоде современной истории, но одновременно и повествование о непреходящей силе и красоте человеческого духа в поисках свободы.

____________________________________________

Российские новые отказники-евреи ("The Jerusalem Post", Израиль)

Счастливы жить в России ("Haaretz", Израиль)

Соучредитель Google: Моя семья уехала из России из-за антисемитизма ("Haaretz", Израиль)