Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дирижер защищает Россию

Рано или поздно правда всегда выходит наружу

Дирижер защищает Россию picture
Дирижер защищает Россию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В августе дирижер Валерий Гергиев, выступая в Цхинвали - столице сепаратистского региона Южной Осетии - осудил 'чудовищную бомбардировку', которой подвергла город Грузия. Выступая на русском и - специально для внешнего мира - английском языке, он заявил, что Грузия совершила 'вопиющий акт агрессии', и назвал Россию спасительницей. После этого Гергиев - наверно самый известный в мире осетин...

В августе дирижер Валерий Гергиев, выступая в Цхинвали - столице сепаратистского региона Южной Осетии - осудил 'чудовищную бомбардировку', которой подвергла город Грузия. Выступая на русском и - специально для внешнего мира - английском языке, он заявил, что Грузия совершила 'вопиющий акт агрессии', и назвал Россию спасительницей. После этого Гергиев - наверно самый известный в мире осетин - с оркестром петербургского Мариинского театра дал концерт, посвященный, как официально утверждалось, памяти погибших в ходе пятидневной войны между двумя странами.

Эта акция явно отдавала кремлевской пропагандой; в адрес Гергиева прозвучало немало слов осуждения за то, что он поддержал 'плохую', как считают многие на Западе, Россию, вмешавшуюся в ход конфликта превосходящими силами после нападения грузинских войск. Однако сегодня, три месяца спустя, Гергиев не только не раскаивается, но и по-прежнему гордится своим поступком. Его правоту, по словам дирижера, подтверждает статья, опубликованная в New York Times в пятницу, где со ссылкой на данные независимых военных наблюдателей в регионе утверждается, что Грузия действовала не в целях самообороны, а совершила нападение, в том числе на мирное население - хотя споры о том, кто несет ответственность за развязывание конфликта, продолжаются.

'Именно это я и говорю уже три месяца, - заметил Гергиев: мы беседовали с ним в пятницу в дополнение к четырехчасовому интервью, которое взяла у него наша газета днем раньше перед одним из концертов в рамках турне оркестра Мариинского театра по США (в воскресение и понедельник он выступает в Концертном зале им. Эвери Фишера (Avery Fisher Hall)). - Я нисколько не похваляюсь. Просто рано или поздно правда всегда выходит наружу'.

Гергиев подверг резкой критике действия Грузии и ее президента Михаила Саакашвили. Он сравнил их с нападением на Пирл-Харбор в том смысле, что многие понимали - нечто подобное надвигается, но все равно были шокированы случившимся. Что же касается его критиков, то они, по его мнению, подвержены догматизму.

'Одно совершенно ясно: регулярная армия - грузинская - открыла огонь по спящему городу, - отметил Гергиев. - Теперь это все признают. Очевидно, президент Грузии решил захватить Южную Осетию силой. И раз он решил истребить как можно больше мирных граждан, очевидно, что судьба людей его не волновала'.

Сообщения об актах насилия в грузинских деревнях, совершавшихся осетинскими ополченцами и российскими солдатами, Гергиев прокомментировал так: это было неизбежно. 'Самое важное - с чего все началось, - подчеркнул он, имея в виду грузинское нападение. - Если ты решил открыть ящик Пандоры, не кричи, что там оказались змеи'.

Грузинские официальные круги продолжают утверждать, что действовали в целях самообороны, ссылаясь, как они заявляют, на имеющиеся у них данные о том, что русские уже изготовились к вторжению и нападали на грузинские деревни.

Гергиев - знаменитый дирижер мирового уровня - стал одним из главных 'живых символов' российской культуры. Мало кто из музыкантов может сравниться с ним по влиянию, которым он пользуется на родине; он возглавляет одну из жемчужин российской 'музыкальной короны' - Мариинский театр оперы и балета и его оркестр, гастролирующий под названием 'Кировский'.

Высказывания и поступки Гергиева в связи с событиями в Южной Осетии свидетельствуют о его готовности вторгаться в сферу политики - даже в этот малопонятный спор, в ходе которого Россия и Грузия схлестнулись в ожесточенном информационном противоборстве, доказывая нравственность собственных действий. Мало кто из дирижеров (заметным исключением в этом смысле можно назвать Даниэля Баренбойма (Daniel Barenboim) готов с такой страстью выступать на политической арене.

Влияние Гергиева связано не только с его талантом музыканта, но и с наличием верных богатых покровителей, не пропускающих его концертов, жертвующих деньги на его музыкальные проекты, и приглашающих дирижера пожить в своих роскошных домах - вроде поместья, в котором он остановился здесь в Нью-Йорке. Кроме того, Гергиев - главный дирижер Лондонского симфонического оркестра; он также получает много предложений выступить в роли приглашенного дирижера.

На интервью в четверг - оно включало и ранний обед перед концертом, где подавали гигантские клешни каменного краба - Гергиев пришел с 'фирменной' трехдневной щетиной и в 'униформе' артиста-космополита: черных джинсах и черной же тенниске. Дирижер, славящийся своим сумасшедшим графиком и частыми опозданиями - держался непринужденно и явно никуда не торопился. Они ни разу не ответил на вопрос напрямую, пускаясь в цветистые рассуждения, пока его не возвращали к теме.

В Нью-Йорк он приехал с программой из произведений Прокофьева в рамках организованной Линкольн-центром серии концертов 'Великие исполнители'. В это воскресенье будут исполняться его балетные произведения, в том числе малоизвестные, а в понедельник - музыка к 'Ромео и Джульетте'. 16 ноября Кировский оркестр во главе с Гергиевым представит концертный вариант оперы 'Любовь к трем апельсинам'; 17 ноября - музыку, написанную Прокофьевым для кинофильмов. В марте Гергиев вернется в Нью-Йорк с Лондонским симфоническим оркестром: он исполнит симфонии и концерты Прокофьева.

Главная идея, на основе которой разрабатывалась программа, по его словам - 'закончить рассказ, доведенный до середины'. Первая половина - это шесть опер Прокофьева, которыми Гергиев дирижировал в последние годы в Метрополитен-опере и Мариинском театре. Теперь пришло время познакомить нью-йоркцев с его менее известными работами для театра и кино, поясняет Гергиев. В следующем сезоне он будет участвовать в Фестивале Стравинского в Нью-Йоркской филармонии. (Это стало возможным только сейчас, когда официально закончился его контракт в качестве главного приглашенного дирижера в Метрополитен-опере, у которой с Филармонией существует неписанная договоренность избегать конкуренции друг с другом).

'Мне, в какой-то степени суждено служить этой традиции, поскольку это моя традиция', - заметил Гергиев.

В рамках своего плотнейшего гастрольного графика Гергиев давал и концерты, связанные различными событиями в мире: для сбора средств в пользу жертв бесланской трагедии в Северной Осетии и землетрясения в Японии, а также в поддержку мирного процесса на Ближнем Востоке.

Однако от его выступления в Цхинвали 21 августа у некоторых комментаторов осталось горькое послевкусие.

Этот концерт представлял собой сюрреалистическое зрелище, рассказывают очевидцы. Площадь, где он проходил, была единственным островком света в кромешной тьме, окутавшей город. Западных репортеров допустили на выступление - но буквально на несколько минут. В небо поднимались столбы дыма - горели окрестные грузинские села, подожженные ополченцами, или, возможно, российскими войсками. Концерт транслировался по всей России, напоминая о страданиях, пережитых ее народом в годы Второй мировой войны - оркестр исполнил Седьмую симфонию Шостаковича, написанную во время эпической блокады Ленинграда немцами, и проникнутую патриотическим духом.

'Посыл всего этого очевиден, - отмечалось в статье Йенса Ф. Лаурсона (Jens F. Laurson) и Джорджа А. Пилера (George A. Pieler) в Forbes. - Южная Осетия - невинная жертва, российская армия - рыцарь в сверкающих доспехах, а у президента Грузии Михаила Саакашвили в метафорическом смысле появляются усики, как у Адольфа Гитлера'. В ответ на аналогичные обвинения в других СМИ Лондонский симфонический оркестр распространил заявление в поддержку Гергиева.

'С нравственной точки зрения я на сто процентов уверен, что поступил правильно', - полагает дирижер. А как же критика на Западе? 'И что с того, - добавил он. - Я осетин'.

Гергиев рассказывает: он связался с чиновниками из Северной Осетии, входящей в состав России, и сказал, что хочет побывать в Цхинвали. Он уклонился от ответа на вопрос, как именно родилась идея концерта, и какую роль в его организации сыграл Кремль. 'Наша беседа приобретает оборот, который мне не нравится', - заметил он. Впрочем, дирижер объяснил: он был обеспокоен тем, что восприятие этой войны в мире предопределяет грузинская сторона и умеющий общаться с журналистами, красноречивый президент Саакашвили. Гергиев, по его словам, хотел помочь российской стороне переломить ситуацию.

Он также отстаивал свой выбор произведений для концерта, заметив: критики не обратили внимания, что начал он с безмятежного анданте из Пятой симфонии Чайковского, а закончил траурным финалом его же Шестой симфонии. Что же касается упреков за исполнение 'Ленинградской' симфонии, то Шостакович, по словам Гергиева, 'задумал ее как произведение, направленное против сил зла, отстаивающее наше право на жизнь'.

В связи с его готовностью отстаивать позицию России вновь возникли вопросы об отношениях Гергиева с бывшим президентом, а ныне премьер-министром России Владимиром Путиным. В некоторых сообщениях прессы после концерта в Цхинвали утверждалось, что они с Путиным даже стали крестными отцами детей друг друга. 'Полная чушь, - парирует Гергиев. - Выдумка от начала до конца'.

По словам дирижера, у них с Путиным хорошие отношения, но близкими друзьями их назвать нельзя: познакомились же они еще в начале девяностых, когда Путин был вице-мэром Петербурга. Гергиев давно и решительно поддерживает политику Путина на посту главы государства.

Нетрудно предположить, что в стране, где олигархи не скупясь, поддерживают любимых музыкантов, Путин должен играть роль 'мецената номер один' - но, по словам Гергиева, это не так. Когда в ходе американских бомбардировок Афганистана после 11 сентября его оркестру понадобилась помощь для пересечения воздушного пространства Филиппин, рассказывает он, на выручку пришел не Путин, а Министерство воздушного транспорта. А значительные субсидии Мариинскому театру предоставляет государство в целом, а не его самое влиятельное лицо.

'Лично я [от Путина] не получил ничего, никакой, скажем, яхты, - поясняет он, добавляя, что примерно 20 стран наградили его орденами. - Не думаю, что в основе моей биографии - почести, которые мне достаются от Владимира Путина'.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________

Патетические симфонии ("The Times", Великобритания)

Следует ли осуждать Гергиева за концерт в Южной Осетии? ("The Times", Великобритания)

Гергиев. Этим концертом дирижировать мог только он ("The Times", Великобритания)

***********************

ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы!(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Как гетман Сагайдачный на Москву ходил(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

"Черный день" Америки(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)