Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Легендарной игре "Тетрис" исполняется 25 лет

27 килобайт, 1600 строк программного кода - вот составляющие легенды по имени "Тетрис". Игре, изобретенной россиянином Алексеем Пажитновым, уже 25 лет

Легендарной игре "Тетрис" исполняется 25 лет picture
Легендарной игре Тетрис исполняется 25 лет picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это было 6 июня 1984 года. Алексей Пажитнов, в то время сотрудник Академии наук в Москве, написал первую работоспособную программу игры "Тетрис". Сегодня, 25 лет спустя, цветная версия "Тетриса" существует в самых разнообразных вариантах, в версиях для компьютера, для iPhone фирмы Apple и для игровых приставок, таких как Nintendo DS.

Это было 6 июня 1984 года. Алексей Пажитнов, в то время сотрудник Академии наук в Москве, написал первую работоспособную программу игры "Тетрис". Он тогда работал на ранней версии микро-ЭВМ серии "Электроника-60", которую русские сделали по западному образцу. Обычно эта вычислительная машина использовалась для написания программ для реактивных двигателей и сложных математических задач.

Но была одна проблема: "На мониторе могли отображаться только буквы и символы. Поэтому игровые блоки для "Тетриса" я рисовал с помощью квадратных скобок ([] - прим. ред.)", - рассказал Пажитнов в интервью интернет-порталу golem.de.

Сегодня, 25 лет спустя, цветная версия "Тетриса" существует в самых разнообразных вариантах, в версиях для компьютера, для iPhone фирмы Apple и для игровых приставок, таких как Nintendo DS. Игра была продана более 125 миллионов раз и, таким образом, входит в число самых успешных игр всех времен. А Google отметил этот юбилей тематическим оформлением логотипа (Doodle) на стартовой странице своего поисковика.

Победное шествие "Тетриса" началось летом 1985 года, когда его русский изобретатель переделал программу игры для ПК на базе западной операционной системы DOS. Пажитнов хотел, чтобы игра была цветной и имела графическое оформление. Для него это было любимое хобби, и в этой деятельности ему помогал 16-летний практикант Вадим Герасимов. "Это один из тех гениальных хакеров, которые знают DOS до последнего бита", - сообщил Пажитнов golem.de.

Компьютерная игра затем перешагнула границы стран и систем. Друзья в Москве копировали "Тетрис" на дискеты, и вскоре в распространяемую из-под полы игру уже играли обладатели компьютеров по всей России и в Восточной Европе.

Поначалу это не приносило Пажитнову никакого дохода. Он работал в государственном учреждении в Советском Союзе, а там все принадлежало всем, как шутил потом программист. Но однажды западный предприниматель Роберт Стейн (Robert Stein) познакомился в Венгрии с "Тетрисом" и сразу почуял запах больших денег. Он приложил все усилия для того, чтобы получить в Москве лицензию для британской фирмы Andromeda.

По словам Пажитнова, Стейн получил телекс из государственного компьютерного центра, что стало для западного бизнесмена достаточной базой для того, чтобы наладить продажу этой игры. Уже в 1980-е годы Andromeda получала прибыль от продажи "Тетриса" Atari и другим производителям.

В игровых залах из автоматов с игрой "Тетрис" неслась русская музыка - или то, что западные программисты считали таковой. В капиталистических странах на логотипе "Тетриса" изображались серп и молот - символы Советского государства.

Позднее в игру включился и японский производитель Nintendo и тоже приобрел лицензию у московского правительства. Затем начался один из самых сенсационных судебных процессов в истории компьютерных игр. Компания Atari подала на Nintendo в суд, но проиграла процесс.

Американский производитель игровых приставок, компьютеров и игровых автоматов был вынужден уничтожить самостоятельно разработанную коммерческую версию "Тетриса", а затем и сама компания развалилась. "Тетрис" же - распространившийся по всему миру благодаря линейке продуктов Gameboy фирмы Nintendo и до сих пор представленный на рынке в различных модификациях - жив до сих пор.

Больше всего денег на "Тетрисе" заработало российское государство и японцы, а сам изобретатель игры поначалу имел с нее немного. Он уступил права на "Тетрис" на десять лет государственной организации "Электроноргтехника" (ЭЛОРГ), а после падения "железного занавеса" в 1991 году переехал в США.

Пажитнов до сих пор живет в основном в Сиэтле, на западном побережье Соединенных Штатов. Сначала он работал вместе со своим другом-программистом Хенком Роджерсом (Henk Rogers) в созданной ими компании Tetris Company, но, по его собственному утверждению, не мог в творческом плане приблизиться к успеху своему "первенца".

Затем, в 1996 году, Пажитнов поступил на работу в Microsoft и создавал новые игры, такие как, например, "Hexic" для игровой приставки Xbox 360. С 2005 года 53-летний изобретатель "Тетриса" не работает; помимо прочего, он получает дивиденды как акционер концерна по производству программного обеспечения, а также отчисления от продажи игры "Тетрис", с тех пор как в 1996 году он снова получил права на нее.

Благодаря своему изобретению Алексей Пажитнов входит в число самых влиятельных программистов игр. Его изобретение до сих пор позволяет нынешним держателям лицензии рассчитывать на прибыли: "Мы надеемся, что игру будут использовать и в смартфонах", - отметил Адам Сассман (Adam Sussman), топ-менеджер корпорации Electronic Arts, одной из ведущих компаний в игровой индустрии, в интервью информационному агентству Reuters.

Пажитнов и его бывший компаньон Роджерс сообщили, что "Тетрис" по-прежнему приносит прибыль. Однако отец знаменитой игры обращает внимание на еще одну особенность своего детища: "Эта игра поощряет созидательное творчество, а не стремление к разрушению, в отличие от всех этих "стрелялок" и большей части остальных игр", - сказал Пажитнов корреспонденту Reuters. "Ты создаешь из хаоса, из отдельных, падающих в случайной последовательности деталей новый порядок. Это дает людям очень приятные ощущения".

Обсудить публикацию на форуме