В машинах, напичканных различными приспособлениями, обеспечивающими безопасность, несомненно, есть прибор, выявляющий момент, когда водитель начинает зевать. Чем же являются такие приборы: жизненно-необходимыми гаджетами для умиротворения полиции и обеспечения безопасности на дорогах или ненужными аксессуарами, подтверждающими очевидные вещи?

Когда после десятичасовой рабочего дня Сюзанна Джексон медсестра ветеринарной клиники спокойно ехала домой в час пик со скоростью, не превышающей допустимую скорость движения, она даже не подозревала, что нарушает закон. Сюзанна сильно удивилась, когда на светофоре полицейский остановил ее машину за самое тяжкое преступление - она зевала за рулем.

Долгий и утомительный день Мисс Джексон стал еще длиннее, когда ее стали грубо и настойчиво расспрашивать, не стали ли причиной ее 'усталости' алкоголь или наркотики. Ей пришлось потратить 20 минут на проверку документов на машину и водительского удостоверения, в то время как второй полицейский небрежно обшаривал ее машину на предмет 'доказательств ее вины'. Молодая медсестра, несомненно, была расстроена и оскорблена таким поведением, которое она назвала 'обвинительными действиями'.

'Они спрашивали, почему я зеваю, и не были удовлетворены мои ответом, что я провела на ногах целый день и поэтому устала. Когда мне наконец-то разрешили уехать, я чувствовала себя преступницей. Было очень неприятно', - сообщила RT Мисс Джексон.

Многим водители хотя бы раз в жизни приходилось вести машину в сонном состоянии. Несмотря на то, что садиться за руль уставшим, несомненно, опасно, - это не уголовное преступление, и, следовательно, законодательное регулирование и продумывание стратегии контроля такого явления - очень сложны для выполнения. Как сообщает Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США, люди, которые садятся за руль уставшими, становятся причиной 100 000 ДТП ежегодно.

'Усталость водителя - постоянный фактор, ведущий к слишком большому числу ДТП', - сообщает Национальный комитет безопасности перевозок (НКБП).

Для многократного сокращения числа ДТП, причиной которых становятся уставшие водители, НКБП планирует применить новые стратегии и технологии, направленные на то, чтобы помочь уставшим водителям. Инженеры Мерседес-Бенц представили несколько систем безопасности, направленных на то, чтобы помочь уставшим водителям. Электронная система динамической стабилизации и Система помощи при торможении вносят свой вклад в сокращение ДТП по причине усталости водителя. Несмотря на то, что были проведены различные исследования для исследования биологических изменений, происходящих с уставшим водителем, большинство предыдущих методов были дорогими и воспринимались как нереалистичные. Ранее рассматривали возможность подключения водителя к системе, снимающей электрокардиограмму и анализирующую деятельность сердца и мозга, но это было бы непрактично и дорого.

Ученые из Индии и Америки полагают, что они нашли решение проблемы - это встроенная система контроля степени усталости водителя, предотвращающая засыпание, которая обещает стать рентабельным и удобным способом предотвращения ДТП по причине усталости водителя. Ауробинда Мишра из Университета Вандербилта в Нешвилле работает параллельно с Михир Моханти и коллегами в Западной Бенгалии. Ими было разработано программное обеспечение, встраиваемое в автомобиль, позволяющее обрабатывать мимику человека, для того чтобы определить, что он зевает. Если программа определяет, что человек зевнул, то раздается сигнал, призывающий снизить скорость или сделать остановку для отдыха.

Дальнобойщик Марк Дженсон постоянно ездит по Европе и прекрасно знает о такой угрозе как возможность уснуть за рулем. В этом году он стал свидетелем смертельной аварии во Франции, когда молодой водитель уснул за рулем и столкнулся с едущим навстречу грузовиком.

'Я бы с удовольствием вложил деньги в систему, определяющую усталость водителя и предотвращающую ДТП по причине усталости водителя. И ведь уже давно пора! Раз уж они могут определить твое местоположение от Ливерпуля до Тимбукту с помощью спутника, то хочется думать, что они смогут изобрести метод предупреждения опасного вождения в состоянии сильной усталости'.

Однако 'предупреждение водителя о необходимости остановки' не единственная возможность оборудования, определяющего усталость. Если бы такие системы устанавливались во все автомобили, постовым не пришлось бы утомлять водителей проверками из-за такого невинного действия как зевок.

Несмотря на то, что Сюзанна Джексон обычно безразлична к таким устройствам как спутниковый навигатор, после той остановки возле светофора она уже не против системы предотвращения засыпания водителей, только бы это помогло реже встречаться с постовыми.

Мисс Джексон говорит: 'Если бы мне сказали, что это поможет мне не быть остановленной полицией со всеми вытекающими неприятностями, я бы инвестировала в такой прибор. Но только для этого'.

Однако не все полны энтузиазма по поводу будущего этих двух достоинств системы контроля степени усталости водителя. Машины становятся совсем 'как люди', присматривая за водителем и разбудив его, если он вдруг устал, но для некоторых это всего лишь воплощение излишней любви общества к излишествам. Брюс Джонсон 53-хлетний преподаватель считает, что такие приборы навязчивы, и не понимает, зачем люди с таким упорством приобретают ненужные и дорогие устройства. Вот что он говорит по поводу этого прибора:

'Что же будет дальше? Если ты устал, ты и так об этом знаешь. Ты открываешь окно или останавливаешься выпить чашку кофе. И тебе не нужна камера, направленная прямо тебе в лицо, чтобы ты понял, что устал. А что касается навигаторов, что не так со старой доброй картой?'

Сама природа усталости усложняет возможность доказать, что именно уставший водитель стал причиной ДТП. Именно поэтому эксперты по безопасности полагают, что смертельные столкновения по вине уставших водителей происходят гораздо чаще, чем говорит статистика. Установка приборов, которые смогут предотвращать смертельный исход, должны стать важным изобретением. Превращение машины в помощника, который избавит тебя от усталости за рулем, некоторым водителям может показаться нервирующим. Хотя, возможно это не будет нервировать так, как настырный постовой, несправедливо задерживающий невинного водителя, в то время, как он едет домой после тяжелого рабочего дня.

Габриэль Пикард для RT

Обсудить публикацию на форуме