ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Как иностранные СМИ изображают Россию.
Мы переводим. Вы делаете выбор

Фото

логотип InoСМИИноСМИ, Россия

«Буран» – погибающий ответ американским космическим шаттлам

29416

Полвека две великие державы бились за превосходство в космосе. Перевес был то на одной стороне, то на другой. Ровно 50 лет назад Советский Союз вырвался вперед благодаря полету Юрия Гагарина, однако в области многоразовых космических кораблей сравняться с США он не мог никогда. «Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль, созданный в рамках программы «Энергия — Буран», был ответом американским космическим шаттлам.

Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
© rus_military
© rus_military
© rus_military
© rus_military
Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
© rus_military
© rus_military
© rus_military
Полвека две великие державы бились за превосходство в космосе. Перевес был то на одной стороне, то на другой. Ровно 50 лет назад Советский Союз вырвался вперед благодаря полету Юрия Гагарина, однако в области многоразовых космических кораблей сравняться с США он не мог никогда. «Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль, созданный в рамках программы «Энергия — Буран», был ответом американским космическим шаттлам.
В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г.
Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение, — рассказывает директор Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорин
Только один «Буран» был достроен и отправлен на орбиту. В 1988 году он совершил свой единственный полет, причем без экипажа, в автоматическом режиме. В 1993 году программа была свернута.
Единственный летавший в космос корабль хранился в ангаре на расположенном в Казахстане космодроме «Байконур». В 2002 году крыша ангара рухнула. Погибли восемь работников космодрома, а сам «челнок» был практически уничтожен.
Компания, создавшая «Буран» до сих пор существует. Она стала частным концерном и использует знания и технологии, связанные с «Бураном» и прочими советскими проектами многоразовых космических аппаратов.
Российские фотографы-любители засняли – как они утверждают – «Буран», оставшийся недостроенным на момент завершения программы. По слухам, останки корабля приобрел некий частный коллекционер, и собирается вывезти их в неизвестном направлении.
Судя по спутниковым снимкам с Google Maps, изрядная часть корпуса «Бурана» пока еще лежит в одной из огромных московских промзон. Головной отсек другого «Бурана» якобы был куплен больницей, собиравшейся использовать его как барокамеру. Однако сделать это не получилось, и в результате он просто превратился в ландшафтную скульптуру. Еще один набор фотографии, появившийся в сети в 2006 году, посвящен кораблю, который по-прежнему цел и остается на космодроме «Байконур».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и получайте переводы самых ярких материалов зарубежных СМИ.
test
Всего комментариев:Комментариев:29
Правила комментированияОбсуждение
  • Комментарий

Все комментарии

  • БелыйВоротничок
    из истории
    Чертежи и фотографии шаттла были впервые получены в СССР по линии ГРУ в начале 1975 года. Сразу же были проведены 2 экспертизы на военную составляющую: в военных НИИ и в Институте проблем механики под руководством Мстислава Келдыша. Выводы: �будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства� и �Американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР� — подтолкнули руководство СССР к созданию ответа — Бурана.

    не знаю обосновано или нет, но тем не менее в 1993 году мы таки лишились того самого адекватного ответа СШП. Насколько оправдан был этот проект, не понятно, но сам факт того, что был продолбан очень мощный технически и научно проект огорчает...
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • Ленивый
    Что бы шатл пульнул по советам
    1)надо его сначала загрузить.
    2)Посторить ракету-запускатель в космос.
    3)Всё это привезти на площадку, закрепить "птичку в клетку" и пульнуть.
    4)Выйти на орбиту и точно жахнуть.
    Ракеты от точки А в точку Б летят гораздо быстрее.
  • S_S
    кагбэ проблема была обозначена довольно чётко. Шаттл выходил из зоны радионаблюдения.
  • Radzivils
    Буран превосходил американские шаттлы
    Вообще то Буран и посей день технологически превосходит амерские шаттлы, отказ от его использования связан с высокой ценой эксплуатации
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • Login_Off
    У бурана многоразовый только челнок.
    Даже разгонные блоки не получилось сделать многоразовыми т.к. при приземлении их на парашютах в степи они выходили из строя. У амеров разгонные блоки приземлялись в воду.
    Плюс у Шатлов одноразовая только бак с горючим.
  • Ska
    основной движок у бурана - это одноразовая энергия, у шатлла - сам челнок. Потому и получается, что шатлл кагбэ дешевле бурана.
  • 58ivkir
    а СОЮЗЫ и ПРОТОНЫ закопали шаттлы
    у пиндосов нет транспортника...только понты
  • artems
    не потянули
    в неудачное время он родился, как это не прискорбно
  • Ленивый
    Так Советы отказались от "ответа" патаму шта дорого.
    Амеры поняли это со своим "вопросом" только сегодня.
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • Login_Off
    Потому что СССР проиграло!
    Шатлы дороги в эксплуатации, а Энергия-Буран ещё дороже!
  • vvg
    Придурки летали на них только потому, что не хотели сознаваться в своей придурковатости. Еще примеры: Ф-22, Ф-35, Ф-111, Б-2 и т.д.
  • inegeld
    Отрицательный результат тоже результат
    Как Американские шатлы, да и наш Бурьян стратегически, путь в некуда и время это подтвердило, но научные решения это всегда шаг вперед, и за это нашим конструкторам спасибо.
  • Доброе НАТО, помоги ото зла избавица!
    lexa1973:хотя бы один пример ихнего "транспортника"
    ракетоносители "дельта" и "Атлас" сейчас выводят спутники с мыса "канаверел". в разработке ракетоноситель серии "Арес"
    а в остальном гугль тебе в помощь.
    Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке)
  • lalala
    Дельта и Атлас, хехе?
    en.wikipedia.org/wiki/Delta_IV - вот дельта последняя - 16 запусков с 2002 года. Все больше разведывательные спутники (т.е. бизнесу немного не уперлась, как нежно пишет амеровики, "somewhat higher cost than that for competing vehicles"). Таки да.

    en.wikipedia.org/wiki/Atlas_V - вот атлас. 24 запуска за 10 лет. Здесь коммерческих чуть больше запусков, но тоже все больше про военных да разведку. Стоит 187 млн.долл за запуск, 1 кг на НОО обойдется в 15-20 тыс. долл.

    en.wikipedia.org/wiki/Proton_%28rocket%29 - А вот Протон. Запуски с 2002 года занимают три экрана. Я насчитал 70 штук, мог ошибиться на 1-2. Половина из них - для других государств. Ибо работает, и 1,5-2 тыс.долл. за килограмм - и спутник на НОО.

    Если подводить итог:
    1) наша ракета летает в 5 раз чаще любой из 2 американских.
    2) стоимость доставки груза в 8-10 раз ниже.
    3) с этого - начала следующего года должна еще средняя Союз-2 (Русь) начвать летать регулярно. Прямой конкурент Ариана 1-4 и Атласа.
    4) en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_medium_lift_launch_systems и en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_heavy_lift_launch_systems - читать тут, если интересно, что происходит в космической отрасли.
  • ivan33
    Головной отсек другого �Бурана� якобы был куплен больницей, собиравшейся использовать его как барокамеру.
    Путин: "Как больной оказался на орбите?"
    Роскосмос: "Не знаем. Это не наш запуск"
    Звонок в эфир телеконференции: "Господин, президент, это у нас случайно вышло. Мы купили корпус. Сделали барокамеру. Включили. И больной улетел. Хоть кому-то пригодилась".
  • snipper777
    Чёт не пойму на кого работает редакция иносми, неся эту пургу...
    ...ни один сатаноидовский шаттл за всё время эксплуатации не сделал того, что за 2-3 полёта сделала система Энергия - Буран. Это же очевидно и слепому. По технологиям их может ровнять только дебил...
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • Ska
    Эм... А что сделала такого система Энергия-Буран? Ну, кроме посадки бурана в автономном режиме, который америами тоже был сделан?

    2 запуска - 1 вывод на НОО массогабаритного макета платформы Скиф-Д. Платформа из-за сбоя в системе управления - не заработала.
    2 - вывод на НОО Бурана.

    И так, что из этого не смогли бы сделать американцы на шатлле?
  • Xommmep
    Когда это Шаттлы садились в автономном режиме - сцылку плз.
  • volkodav
    Во-первых, булыжник не может совершать блестящую посадку в автоматическом режиме после возвращения из космоса, причем с отклонением всего на 2,5 метра по оси и полтора метра по дальности.. Во-вторых, при создании Бурана, разработано почти 100 новых материалов... В-третьих, сам корпус тоже надо разбирать по кусочку? Однако шаттлы гибли прежде всего от проблем с носителем, а не из-за деформации кораблей. В-четвертых, от шаттлов американцы были рады отказаться сразу после первых полетов, но совсем не из-за деформаций. Они просто поняли, что надежда на удешевление запусков рассыпалась в прах, что возвращать старые спутники из космоса не имеет смысла (аппаратура быстро устаревает), а выводить тяжелые аппараты – еще глупее (ради 15 тонн впустую тащить 60 тонн балласта – верх маразма)… Кроме того, полеты в дальний космос, например к Луне, на шаттлах абсолютно невозможны. Американцы сами признавали, что эти корабли – тупик, ошибка, к тому же и для военных целей, как оказалось, они были не нужны. Но ничего уже нельзя было исправить, так как параллельно создавалась чудовищно дорогая и громоздкая инфраструктура по обслуживанию, да и сами челноки стоят по 4 млрд. Кроме того, ничего, что могло бы их заменить, не имелось в наличии. Именно учитывая отрицательный опыт первых шаттлов, Европа вовремя отказалась от своего Гермеса, а Россия – от Бурана, тем более что у нас имелся надежный и проверенный Союз. Два погибших шаттла из пяти – слишком высокая цена. Впрочем, технологии, которые были разработаны в СССР и США при создании челноков, еще, конечно, пригодятся. Особенно учитывая задел по универсальной Энергии…
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • Ska
    Но насчет аэродинамики все-таки правда - что шатлл, что буран - весьма схож с валенком в плане аэродинамики. Правда, это не значит, что он не умеет летать, это значит, что у него высокое лобовое сопротивление, неважнецкие характеристики в плане углов атаки и т.д. Но челноки - они не самолеты все же. Они не летать должны, а спускаться.
  • volkodav
    У Бурана была идеальная аэродинамика для данной конкретной ситуации. У любой другой конструкции (пусть даже в тысячу раз более *аэродинамичной*) выдержать вход в атмосферу и идеально точно приземлиться, - это еще бабушка надвое сказала. Она могла оказаться даже не валенком, а драным тапком.
Показать новые комментарии (0)

    «Буран» – погибающий ответ американским космическим шаттлам

    Полвека две великие державы бились за превосходство в космосе. Перевес был то на одной стороне, то на другой. Ровно 50 лет назад Советский Союз вырвался вперед благодаря полету Юрия Гагарина, однако в области многоразовых космических кораблей сравняться с США он не мог никогда. «Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль, созданный в рамках программы «Энергия — Буран», был ответом американским космическим шаттлам.
    В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г.
    Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение, — рассказывает директор Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорин
    Только один «Буран» был достроен и отправлен на орбиту. В 1988 году он совершил свой единственный полет, причем без экипажа, в автоматическом режиме. В 1993 году программа была свернута.
    Единственный летавший в космос корабль хранился в ангаре на расположенном в Казахстане космодроме «Байконур». В 2002 году крыша ангара рухнула. Погибли восемь работников космодрома, а сам «челнок» был практически уничтожен.
    Компания, создавшая «Буран» до сих пор существует. Она стала частным концерном и использует знания и технологии, связанные с «Бураном» и прочими советскими проектами многоразовых космических аппаратов.
    Российские фотографы-любители засняли – как они утверждают – «Буран», оставшийся недостроенным на момент завершения программы. По слухам, останки корабля приобрел некий частный коллекционер, и собирается вывезти их в неизвестном направлении.
    Судя по спутниковым снимкам с Google Maps, изрядная часть корпуса «Бурана» пока еще лежит в одной из огромных московских промзон. Головной отсек другого «Бурана» якобы был куплен больницей, собиравшейся использовать его как барокамеру. Однако сделать это не получилось, и в результате он просто превратился в ландшафтную скульптуру. Еще один набор фотографии, появившийся в сети в 2006 году, посвящен кораблю, который по-прежнему цел и остается на космодроме «Байконур».
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на БайконуреРоссийский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military
    Российский космический шатл Буран разрушается в ангаре на Байконуре
    © rus_military