Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Memento mori: смерть в искусстве Средневековья

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эпидемия Черной смерти унесла жизни почти трети жителей Европы, и в последовавшие за ней годы искусство старалось смотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти»: помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого. Ко Дню всех святых – образы смерти в искусстве Позднего Средневековья.
© flickr.com / Bob FranklinРассматривая альбомы по средневековому искусству или бродя по собору, полному гробниц и памятников, замечаешь множество пугающих образов, многие из которых появились еще в XIV веке. Неудивительно, что в годы, последовавшие за эпидемией Черной смерти, унесшей жизни почти трети жителей Европы, искусство решило посмотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти» (memento mori): помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого.

1. Трупы

Творческих людей вдохновляла тема мертвецов – это довольно очевидно, но все равно впечатляет. Часто встречаются изображения не только скелетов, но и трупов разной степени разложения, иногда подчеркнуто неприятные, яркий пример последнего – надгробия транзи. Вместо приукрашенного изображения умершего (или вместе с ним) надгробия транзи представляют разлагающийся труп. Хороший пример такого надгробия принадлежит Джону Фицалану, графу Арундела, и находится в часовне замка Арундел.
Надгробие транзи Джона Фицалана, графа Арундела
Рассматривая альбомы по средневековому искусству или бродя по собору, полному гробниц и памятников, замечаешь множество пугающих образов, многие из которых появились еще в XIV веке. Неудивительно, что в годы, последовавшие за эпидемией Черной смерти, унесшей жизни почти трети жителей Европы, искусство решило посмотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти» (memento mori): помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого.

1. Трупы

Творческих людей вдохновляла тема мертвецов – это довольно очевидно, но все равно впечатляет. Часто встречаются изображения не только скелетов, но и трупов разной степени разложения, иногда подчеркнуто неприятные, яркий пример последнего – надгробия транзи. Вместо приукрашенного изображения умершего (или вместе с ним) надгробия транзи представляют разлагающийся труп. Хороший пример такого надгробия принадлежит Джону Фицалану, графу Арундела, и находится в часовне замка Арундел.
1 / 10
© CC0 / Public Domain2. Лягушки, жабы, черви и змеи

К изображениям трупов средневековые люди добавляли изображения созданий, которые на трупах пируют – так им казалось, во всяком случае. Возможно, они считали, что простое изображение безжизненного тела недостаточно убедительно и не заставит человека задуматься о конечности своей жизни. Художник, особенно старавшийся напугать зрителей, добавлял жаб, лягушек, червей и змей. Хотя обычно эти создания и не питаются трупами (за исключением червей), в то время их ассоциировали со злом (вспомните сад Эдема) и смертью. Пирующих созданий можно увидеть на этом изображении Франсуа I де ла Серр из Британской библиотеки.
Йейтс Томпсон «Адские муки»
2. Лягушки, жабы, черви и змеи

К изображениям трупов средневековые люди добавляли изображения созданий, которые на трупах пируют – так им казалось, во всяком случае. Возможно, они считали, что простое изображение безжизненного тела недостаточно убедительно и не заставит человека задуматься о конечности своей жизни. Художник, особенно старавшийся напугать зрителей, добавлял жаб, лягушек, червей и змей. Хотя обычно эти создания и не питаются трупами (за исключением червей), в то время их ассоциировали со злом (вспомните сад Эдема) и смертью. Пирующих созданий можно увидеть на этом изображении Франсуа I де ла Серр из Британской библиотеки.
2 / 10
© CC0 / Public Domain3. Кто не хочет умирать

Хотя средневековых людей и призывали размышлять о смерти, едва ли они действительно ждали ее с радостью. На изображениях в жанре Memento mori нередко можно увидеть, как смерть или один из ее слуг настигает упрямую жертву. Обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами.

обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами
Смерть в искусстве Средневековья
3. Кто не хочет умирать

Хотя средневековых людей и призывали размышлять о смерти, едва ли они действительно ждали ее с радостью. На изображениях в жанре Memento mori нередко можно увидеть, как смерть или один из ее слуг настигает упрямую жертву. Обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами.

обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами
3 / 10
© Фото : British LibraryНа этом изображении из Британской библиотеки смерть прокалывает объятого ужасом человека. Его можно понять.
Смерть в искусстве Средневековья: человек на смертном одре
На этом изображении из Британской библиотеки смерть прокалывает объятого ужасом человека. Его можно понять.
4 / 10
© CC0 / Public Domain4. Демоны и смертный одр

Memento mori и связанные с этой темой образы создавались для того, чтобы люди задумались о смерти в христианском понимании спасения, и поэтому средневековые изображения смерти наполнены демонами, особенно много их в сценах со смертным одром. Здесь, к примеру, изображены демоны, искушающие грешника в его последние земные мгновения и уводящие из-под опеки ангелов. Считалось, что демоны всегда наготове, чтобы утащить грешников в ад.
Смерть в искусстве Средневековья
4. Демоны и смертный одр

Memento mori и связанные с этой темой образы создавались для того, чтобы люди задумались о смерти в христианском понимании спасения, и поэтому средневековые изображения смерти наполнены демонами, особенно много их в сценах со смертным одром. Здесь, к примеру, изображены демоны, искушающие грешника в его последние земные мгновения и уводящие из-под опеки ангелов. Считалось, что демоны всегда наготове, чтобы утащить грешников в ад.
5 / 10
© CC0 / Public Domain5. Танцующие скелеты

Запоминающийся образ смерти и умирания, бывший популярным в эпоху Позднего Средневековья, – Danse Macabre, или «Танец смерти». На этих картинах смерть веселится и с радостью вовлекает людей в пляс. Зачастую, как на этой фреске, Danse Macabre изображает множество танцующих скелетов.
Смерть в искусстве Средневековья: Danse Macabre
5. Танцующие скелеты

Запоминающийся образ смерти и умирания, бывший популярным в эпоху Позднего Средневековья, – Danse Macabre, или «Танец смерти». На этих картинах смерть веселится и с радостью вовлекает людей в пляс. Зачастую, как на этой фреске, Danse Macabre изображает множество танцующих скелетов.
6 / 10
© CC0 / Public DomainИногда скелеты даже сами играют на музыкальных инструментах.
Смерть в искусстве Средневековья: Danse Macabre
Иногда скелеты даже сами играют на музыкальных инструментах.
7 / 10
© CC0 / Public DomainХотя смертные и не ждут смерть с нетерпением, скелеты в искусстве Позднего Средневековья отлично проводят время, когда танцуют Танец Смерти.
Михаэль Вольгемут «Танец смерти»
Хотя смертные и не ждут смерть с нетерпением, скелеты в искусстве Позднего Средневековья отлично проводят время, когда танцуют Танец Смерти.
8 / 10
© Фото : Stadtbibliothek Augsburg В первую очередь образы смерти были нужны для того, чтобы заставить грешный народ задуматься о вечности и раскаянии, но средневековых художников определенно радовала возможность рисовать, как смерть одинаково приходит за королями, духовенством и простонародьем – этот урок им преподала чума, Черная смерть.
Смерть в искусстве Средневековья
В первую очередь образы смерти были нужны для того, чтобы заставить грешный народ задуматься о вечности и раскаянии, но средневековых художников определенно радовала возможность рисовать, как смерть одинаково приходит за королями, духовенством и простонародьем – этот урок им преподала чума, Черная смерть.
9 / 10
© CC0 / Public DomainИ День всех святых, и Memento mori заставляют задуматься о жизни и смерти королей и простолюдинов. Но угощения, увы, можно получить только на втором.
Смерть в искусстве Средневековья
И День всех святых, и Memento mori заставляют задуматься о жизни и смерти королей и простолюдинов. Но угощения, увы, можно получить только на втором.
10 / 10