Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Великий воин холода: 5 видов оружия, которые Россия сможет использовать в арктической войне

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Минувшее десятилетие принесло странам, граничащим с Арктикой, новые проблемы в сфере безопасности. Неудивительно, что российская армия оказалась готова к ним лучше кого бы то ни было. Во время холодной войны СССР готовился к ведению боевых действий в этом регионе, в воздухе и на море. Представляем оружие, которое Россия сможет использовать в Северном Ледовитом океане.
© РИА Новости Сергей Ещенко / Перейти в фотобанкМинувшее десятилетие принесло странам, граничащим с Арктикой, новые проблемы в сфере безопасности. Таяние арктических льдов открыло судоходные линии, благодаря им появилась возможность добывать полезные ископаемые на океанском дне. Но одновременно выяснилась уязвимость стран, считавших свои северные границы защищенными.

Неудивительно, что российская армия оказалась готова к операциям в Арктике лучше кого бы то ни было. Во время холодной войны СССР готовился к ведению боевых действий в этом регионе, в воздухе и на море. Эпоха ушла, но сохранились профессиональные навыки и военная техника, и Кремль остается обладателем арсенала смертоносного оружия. Вот пять видов оружейных систем, которые Россия сможет использовать для защиты своих интересов в Северном Ледовитом океане, если немыслимое все-таки произойдет.
Выход в рейс атомного ледокола «50 лет Победы»
Минувшее десятилетие принесло странам, граничащим с Арктикой, новые проблемы в сфере безопасности. Таяние арктических льдов открыло судоходные линии, благодаря им появилась возможность добывать полезные ископаемые на океанском дне. Но одновременно выяснилась уязвимость стран, считавших свои северные границы защищенными.

Неудивительно, что российская армия оказалась готова к операциям в Арктике лучше кого бы то ни было. Во время холодной войны СССР готовился к ведению боевых действий в этом регионе, в воздухе и на море. Эпоха ушла, но сохранились профессиональные навыки и военная техника, и Кремль остается обладателем арсенала смертоносного оружия. Вот пять видов оружейных систем, которые Россия сможет использовать для защиты своих интересов в Северном Ледовитом океане, если немыслимое все-таки произойдет.
1 / 7
© РИА Новости Игорь Руссак / Перейти в фотобанкЛедоколы

Для доступа к северным морям необходимы ледоколы, и Россия располагает самым большим флотом этих судов в мире. Таяние не уничтожает арктические льды, но делает движение больших масс льда более хаотичным. Улучшается доступ к Арктике, растет заинтересованность в эксплуатации богатств региона, льды же продолжают движение, поэтому ледоколы будут все чаще применяться в военных и гражданских целях и вскоре станут необходимым инструментом. Гражданские суда и военные корабли будут нуждаться в ледоколах для выполнения своих задач, и в обозримом будущем Россия остается лучше всех подготовлена для того, чтобы стать гарантом глобального доступа к Арктике.

Под эгидой гражданского агентства ядерной энергии Россия использует четыре атомных океанских ледокола. Эти суда имеют достаточно мощности и запаса хода для поддержки военных операций в Арктике. Есть у России немало ледоколов и с обычными силовыми установками. США, напротив, располагают всего лишь тремя ледоколами Береговой охраны и могут рассчитывать на несколько канадских кораблей.

Ледоколы обеспечивают России военный доступ к Арктике, которого нет больше ни у одной страны в мире. Это позволяет России пользоваться большой свободой при планировании военных действий и программ по добыче полезных ископаемых в полярном регионе.

На фото: ледоколы «Санкт-Петербург», «Мудьюг» и «Капитан Зарубин».
Ледоколы «Санкт-Петербург», «Мудьюг» и «Капитан Зарубин» на фестивале ледоколов, посвященном 150-летию ледокольного флота России
Ледоколы

Для доступа к северным морям необходимы ледоколы, и Россия располагает самым большим флотом этих судов в мире. Таяние не уничтожает арктические льды, но делает движение больших масс льда более хаотичным. Улучшается доступ к Арктике, растет заинтересованность в эксплуатации богатств региона, льды же продолжают движение, поэтому ледоколы будут все чаще применяться в военных и гражданских целях и вскоре станут необходимым инструментом. Гражданские суда и военные корабли будут нуждаться в ледоколах для выполнения своих задач, и в обозримом будущем Россия остается лучше всех подготовлена для того, чтобы стать гарантом глобального доступа к Арктике.

Под эгидой гражданского агентства ядерной энергии Россия использует четыре атомных океанских ледокола. Эти суда имеют достаточно мощности и запаса хода для поддержки военных операций в Арктике. Есть у России немало ледоколов и с обычными силовыми установками. США, напротив, располагают всего лишь тремя ледоколами Береговой охраны и могут рассчитывать на несколько канадских кораблей.

Ледоколы обеспечивают России военный доступ к Арктике, которого нет больше ни у одной страны в мире. Это позволяет России пользоваться большой свободой при планировании военных действий и программ по добыче полезных ископаемых в полярном регионе.

На фото: ледоколы «Санкт-Петербург», «Мудьюг» и «Капитан Зарубин».
2 / 7
© East News / Wojtek Laski«Акула»

Но иногда проще вообще не связываться со льдом. Американский, советский и британский флоты во время холодной войны гонялись друг за другом по всей Арктике - бомбардировщики и подводные лодки выслеживали противника. Российский подводный флот располагает хорошим опытом действий в Северном Ледовитом океане и может опираться на старые советские базы.

Главным российским орудием атомного флота остается проект «Акула», чудовищная подводная лодка с впечатляющим арсеналом на борту. Хотя этот тип субмарин поступил на вооружение еще в 1980-х годах, лодка в состоянии эффективно выполнять роль противолодочного корабля, будь то подо льдом или в условиях открытой воды. Она грозный противник и для других кораблей, особенно с учетом того, что таяние льдов делает ее ракеты более опасными. Субмарина не столь бесшумна, как ее западные аналоги, но это она компенсирует размерами и оружием. В российском Северном флоте есть шесть таких подлодок, и они регулярно действуют подо льдом.

На фото: подводная лодка проекта 941 («Акула»).
Подводная лодка проекта 941 («Акула»)
«Акула»

Но иногда проще вообще не связываться со льдом. Американский, советский и британский флоты во время холодной войны гонялись друг за другом по всей Арктике - бомбардировщики и подводные лодки выслеживали противника. Российский подводный флот располагает хорошим опытом действий в Северном Ледовитом океане и может опираться на старые советские базы.

Главным российским орудием атомного флота остается проект «Акула», чудовищная подводная лодка с впечатляющим арсеналом на борту. Хотя этот тип субмарин поступил на вооружение еще в 1980-х годах, лодка в состоянии эффективно выполнять роль противолодочного корабля, будь то подо льдом или в условиях открытой воды. Она грозный противник и для других кораблей, особенно с учетом того, что таяние льдов делает ее ракеты более опасными. Субмарина не столь бесшумна, как ее западные аналоги, но это она компенсирует размерами и оружием. В российском Северном флоте есть шесть таких подлодок, и они регулярно действуют подо льдом.

На фото: подводная лодка проекта 941 («Акула»).
3 / 7
© РИА Новости Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкМиГ-31

Несмотря на таяние льдов, применение авианосцев в Северном Ледовитом океане остается проблематичным, и это повышает значимость самолетов, базирующихся на наземных аэродромах. МиГ-31, быстрый перехватчик с большой дальностью полета, был разработан на базе МиГ-25. Действуя с авиабаз за Полярным кругом, он способен прикрыть большое пространство.

МиГ-31 разрабатывался для преследования и уничтожения американских бомбардировщиков при попытке преодолеть советскую воздушную оборону. МиГ-25 мог считаться лишь неплохим самолетом воздушного боя, но МиГ-31 с лучшей маневренностью и совершенными радарами в состоянии стать орудием завоевания господства в воздухе.

Противниками МиГ-31 должны стать новейшие самолеты 4,5 и 5-го поколений, но отсутствие наземных баз ограничивает их применение в Арктике. МиГ-31 развивает скорость в 2,83 Маха и обладает дальностью полета почти в 1500 километров. Россия располагает 200-ми такими самолетами – они распределены между флотом и ВВС – и модернизирует инфраструктуру для обслуживания арктических операций.
МиГ-31 на взлете
МиГ-31

Несмотря на таяние льдов, применение авианосцев в Северном Ледовитом океане остается проблематичным, и это повышает значимость самолетов, базирующихся на наземных аэродромах. МиГ-31, быстрый перехватчик с большой дальностью полета, был разработан на базе МиГ-25. Действуя с авиабаз за Полярным кругом, он способен прикрыть большое пространство.

МиГ-31 разрабатывался для преследования и уничтожения американских бомбардировщиков при попытке преодолеть советскую воздушную оборону. МиГ-25 мог считаться лишь неплохим самолетом воздушного боя, но МиГ-31 с лучшей маневренностью и совершенными радарами в состоянии стать орудием завоевания господства в воздухе.

Противниками МиГ-31 должны стать новейшие самолеты 4,5 и 5-го поколений, но отсутствие наземных баз ограничивает их применение в Арктике. МиГ-31 развивает скорость в 2,83 Маха и обладает дальностью полета почти в 1500 километров. Россия располагает 200-ми такими самолетами – они распределены между флотом и ВВС – и модернизирует инфраструктуру для обслуживания арктических операций.
4 / 7
© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкТу-95/Ту-142

Ту-95 - один из самых старых самолетов, остающихся в строю. Как В-52, он летает совершенно не в тех стратегических условиях, о которых думали его создатели в 1950-х годах. Но, как и В-52, Ту-95 зарекомендовал свое качество и выполняет патрулирование над морем. Ту-95 и его морская версия Ту-142 чувствуют себя как дома в холодном, блеклом небе Арктики, где наземные базы далеко, а авианосцы непрактичны.

Классическая версия Ту-95 может нести противокорабельные крылатые ракеты и ракеты «земля-воздух». Ту-142 предназначен для операций против подводных лодок. Ту-95 обладает дальностью полета примерно в 5200 километров, поэтому он в состоянии действовать далеко от наземных авиабаз и авианосцев. Последнее хорошо для него, так как этот самолет не в состоянии уйти от современных истребителей. Как и в случае В-52, Ту-95 останутся на вооружении еще десятки лет, обеспечивая, в том числе, и контроль над морем.
Противолодочный самолет Ту-142
Ту-95/Ту-142

Ту-95 - один из самых старых самолетов, остающихся в строю. Как В-52, он летает совершенно не в тех стратегических условиях, о которых думали его создатели в 1950-х годах. Но, как и В-52, Ту-95 зарекомендовал свое качество и выполняет патрулирование над морем. Ту-95 и его морская версия Ту-142 чувствуют себя как дома в холодном, блеклом небе Арктики, где наземные базы далеко, а авианосцы непрактичны.

Классическая версия Ту-95 может нести противокорабельные крылатые ракеты и ракеты «земля-воздух». Ту-142 предназначен для операций против подводных лодок. Ту-95 обладает дальностью полета примерно в 5200 километров, поэтому он в состоянии действовать далеко от наземных авиабаз и авианосцев. Последнее хорошо для него, так как этот самолет не в состоянии уйти от современных истребителей. Как и в случае В-52, Ту-95 останутся на вооружении еще десятки лет, обеспечивая, в том числе, и контроль над морем.
5 / 7
© РИА Новости Валерий Мельников / Перейти в фотобанкСпецназ

В Арктике нет больших участков суши, нет густонаселенных городов. Холодный климат делает даже крупные острова непригодными для жизни. В таких условиях армия полагается не на многочисленные подразделения бронетанковых войск, а на небольшие, подвижные и хорошо вооруженные группы.

Российский спецназ давно проходит подготовку на случай боевых действий в Арктике. Во время холодной войны эти подразделения готовились атаковать объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и в других северных районах. Недавно Россия усилила подготовку сил спецназа на случай войны в Арктике. Подводные лодки, самолеты и корабли могут перевозить этих солдат, чья деятельность будет заключаться в захвате и удержании недоступных участков, нарушении коммуникаций и проведении разведки. Спецназ может выполнять и поисково-спасательные операции для помощи гражданским объектам.
Учения антитеррористических подразделений МВД ВВ России
Спецназ

В Арктике нет больших участков суши, нет густонаселенных городов. Холодный климат делает даже крупные острова непригодными для жизни. В таких условиях армия полагается не на многочисленные подразделения бронетанковых войск, а на небольшие, подвижные и хорошо вооруженные группы.

Российский спецназ давно проходит подготовку на случай боевых действий в Арктике. Во время холодной войны эти подразделения готовились атаковать объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и в других северных районах. Недавно Россия усилила подготовку сил спецназа на случай войны в Арктике. Подводные лодки, самолеты и корабли могут перевозить этих солдат, чья деятельность будет заключаться в захвате и удержании недоступных участков, нарушении коммуникаций и проведении разведки. Спецназ может выполнять и поисково-спасательные операции для помощи гражданским объектам.
6 / 7
© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкВывод

Наследие холодной войны хорошо подготовило Россию к боевым действиям в Арктике. Основными задачами сегодня могут считаться поддержание своих ржавеющих самолетов и ледоколов в боеспособном состоянии и разработка эффективной смены для них. Нынешнее финансовое состояние России, усугубленное падением цен на нефть и западными санкциями, затрудняет стратегическое преобразование вооруженных сил. Однако, если изменения климата продолжатся – что предсказывают многие модели – задачи и ответственность российской армии в Арктике только увеличатся.

Роберт Фарли - внештатный профессор в Patterson School of Diplomacy and International Commerce. Его работы посвящены морским делам, военной доктрине и национальной безопасности. Он пишет для Lawyers, Guns and Money, Information Dissemination и The Diplomat. Его Twitter: @drfarls.
Экспедиция на Северный полюс
Вывод

Наследие холодной войны хорошо подготовило Россию к боевым действиям в Арктике. Основными задачами сегодня могут считаться поддержание своих ржавеющих самолетов и ледоколов в боеспособном состоянии и разработка эффективной смены для них. Нынешнее финансовое состояние России, усугубленное падением цен на нефть и западными санкциями, затрудняет стратегическое преобразование вооруженных сил. Однако, если изменения климата продолжатся – что предсказывают многие модели – задачи и ответственность российской армии в Арктике только увеличатся.

Роберт Фарли - внештатный профессор в Patterson School of Diplomacy and International Commerce. Его работы посвящены морским делам, военной доктрине и национальной безопасности. Он пишет для Lawyers, Guns and Money, Information Dissemination и The Diplomat. Его Twitter: @drfarls.
7 / 7