ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Как иностранные СМИ изображают Россию.
Мы переводим. Вы делаете выбор
2015-11-16T18:12:35+03:00
2015-04-17T00:09:00+03:00
2015
https://inosmi.ru/photo/20150417/227556090.html
Американские истребители: топ-10
Фото
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
ИНОСМИ, 17.04.2015
фото, мультимедиа
2160
1440
true
https://cdn1.img.inosmi.ru/images/22754/55/227545594.jpg
ИноСМИ - Все, что достойно перевода
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
281
56
ИноСМИ - Все, что достойно перевода
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
281
56
ИноСМИ - Все, что достойно перевода
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
281
56
ИноСМИ - Все, что достойно перевода
1
5
4.7
96
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
281
56

Фото

логотип Washington timesThe Washington Times, США

Американские истребители: топ-10

Военное дело
3420113

Как вы думаете, какой истребитель главный маршал авиации Ангус Хьюстон, в прошлом командовавший вооруженными силами Австралии, назвал «самым выдающимся из когда-либо построенных»? Именно этот самолет оказался на вершине рейтинга. Лучшие американские истребители, самый старый из которых появился еще в 1960-х годах, – в фотоленте The Washington Times.

Истребитель-бомбардировщик «Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II»Истребители-перехватчики «Грумман F-14B «Томкэт»Штурмовик «Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II»Американский штурмовик «Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II»Истребитель-бомбардировщик и штурмовик «Макдоннел-Дуглас F/A-18»Американский дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт «Локхид F-117 «Найт Хок» над пустыней НевадаАмериканский легкий истребитель четвертого поколения «Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон»Американский истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл» Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 «Лайтнинг» II Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Рэптор»
1. F-4 «Фантом» II компании McDonnell Douglas – двухместный всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик большой дальности с двумя двигателями, первоначально разработанный для ВМС США фирмой McDonnell Aircraft. На вооружение в ВМС он начал поступать в 1960 году. Но продемонстрировав высокую эксплуатационную гибкость, он был также принят на вооружение корпуса морской пехоты и ВВС США, а к середине 1960-х годов стал их основной машиной. «Фантом» – большой истребитель, максимальная скорость которого составляет более 2,2 числа Маха. Он может нести на борту 8 400 килограммов боевой нагрузки на девяти внешних подвесках, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» и различного типа бомбы. F-4, как и другие перехватчики своего времени, разрабатывался без бортовой пушки. В состав более поздних образцов включили пушку с вращающимся блоком стволов M61 Vulcan. С 1959 года этот самолет установил 15 мировых рекордов, включая абсолютный рекорд скорости и высоты полета. Во время войны во Вьетнаме F-4 применялся очень широко. Это был главный истребитель завоевания превосходства в воздухе в составе ВВС и ВМС. В конце войны он играл важную роль в качестве штурмовика и самолета-разведчика. Отличительная чертой «Фантома» является то, что он стал последним американским истребителем, получившим в XX веке звание аса. Во время Вьетнамской войны один летчик и два оператора систем вооружений из состава экипажей F-4 в ВВС и один летчик и один оператор радиолокационной аппаратуры перехвата из состава экипажей ВМС сбили пять самолетов противника и стали асами воздушного боя. F-4 составлял основу воздушной мощи США в 1970-е и 1980-е годы, но постепенно его заменили на более современные самолеты, такие как F-15 Eagle и F-16 в ВВС, F-14 Tomcat в ВМС и F/A-18 Hornet в ВМС и корпусе морской пехоты. F-4 «Фантом» II еще долгое время оставался в составе вооруженных сил в качестве самолета-разведчика и средства подавления ПВО противника.
2. F-14 Tomcat компании Grumman – сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла и двумя двигателями. Самолет был разработан в рамках экспериментальной программы по созданию истребителя для ВМС США после того, как потерпел неудачу проект F-111B. F-14 стал первым американским истребителем, разработанным с учетом опыта воздушных боев против МиГов в годы Вьетнамской войны. Впервые он поднялся в воздух в декабре 1970 года, а на вооружение начал поступать в 1974 году, когда первая партия F-4 была размещена на борту американского авианосца Enterprise, заменив F-4 «Фантом» II компании McDonnell Douglas. F-14 стал в составе ВМС США основным истребителем завоевания превосходства в воздухе, главным перехватчиком в составе авианосных групп и самолетом тактической разведки. В 1990-е годы он получил низковысотную навигационно-прицельную инфракрасную систему (LANTIRN) и начал выполнять задачи по борьбе с наземными целями. Tomcat был снят с вооружения в ВМС США 22 сентября 2006 года, когда ему на смену пришли самолеты Boeing F/A-18E/F Super Hornet. По состоянию на 2014 год F-14 оставался на вооружении только в ВВС Исламской Республики Иран, куда его поставили в 1976 году в период, когда у США были хорошие дипломатические отношения с этой страной. 30 лет F-14 Tomcat обеспечивал американское превосходство в воздухе, играл важную роль в достижении побед и в сохранении мира во всем мире. F-14 снят с вооружения и официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года.
3. AV-8B Harrier II компании McDonnell Douglas – штурмовик с одним двигателем из второго поколения семейства «Харриеров» вертикального взлета и посадки. Этот самолет создавался в конце 1970-х годов как англо-американская модификация британского самолета Hawker Siddeley Harrier вертикального взлета и посадки, ставшего первым в своем классе. Названный именем хищной птицы (Harrier переводится с английского как лунь – прим. пер.), этот самолет используется в основном как многоцелевая машина и легкий штурмовик, он выполняет широкий круг задач от непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск до проведения боевой разведки. AV-8B используется в корпусе морской пехоты США, в испанских ВМС, а также в ВМС Италии. Вариант AV-8B под названием Harrier II был разработан для британских вооруженных сил, а другой вариант, TAV-8B, – двухместный учебный самолет. Проект, который со временем привел к созданию AV-8B, был запущен в начале 1970-х годов: он представлял собой совместную работу США и Великобритании над устранением недостатков «Харриеров» первого поколения. Вначале все внимание было сосредоточено на переделке мощного двигателя Rolls-Royce Pegasus – это должно было коренным образом улучшить характеристики самолета. Из-за нехватки бюджетных средств Британия в 1975 году вышла из проекта. После этого компания McDonnell Douglas провела серьезную модификацию старой версии AV-8A Harrier, чтобы создать AV-8B. Эта машина сохранила общую схему самолета-предшественника, но обладает новым крылом, имеет поднятую кабину, переделанный фюзеляж, по одной дополнительной точке подвеса на крыло. Были проведены и другие конструкционные и аэродинамические усовершенствования. Самолет оснащен модернизированной версией двигателя Pegasus, благодаря чему он получил возможность для совершения вертикального взлета и посадки. Свой первый полет AV-8B совершил в ноябре 1981 года, а на вооружение корпуса морской пехоты США поступил в январе 1985 года. В более поздних модификациях появилась аппаратура для ночных боевых действий и РЛС, и эти новые варианты машин стали называться AV-8B(NA) и AV-8B Harrier II Plus, соответственно. Была создана и более крупная версия – Harrier III.
4. Fairchild Republic A-10 Thunderbolt (Warthog) – американский одноместный двухдвигательный штурмовик, разработанный в начале 1970-х компанией Fairchild Republic. Это единственный самолет ВВС США, созданный исключительно для непосредственной авиационной поддержки наземных сил. А-10 создавался для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей, имеющих ограниченные возможности по ведению противовоздушной обороны. Основу вооружения А-10 составляет GAU-8 Avenger – 30-миллиметровая авиационная пушка с вращающимся блоком стволов, самая тяжелая автоматическая пушка из устанавливаемых на самолетах. Планер самолета обеспечивает высокую степень живучести, имея 540 килограммов титановой брони для защиты кабины и бортовые системы, позволяющие машине продолжать полет после получения серьезных повреждений. Одноместный вариант А-10А – единственная версия, хотя один самолет этот типа был переделан в двухместную машину, получив название А-10В. В 2005 году была начата программа по модернизации А-10А с целью создания модели А-10С. Название Thunderbolt самолет получил в честь машины времен Второй мировой войны P-47 Thunderbolt, которая была особенно эффективна как средство непосредственной авиационной поддержки. А-10 больше известен по своим кличкам «Бородавочник» и «Кабан». Он также выполняет задачи передового воздушного поста наведения авиации, направляя другие машины на наземные цели. Самолеты, используемые для выполнения таких задач, получили наименование ОА-10. При наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлен до 2028 года.
5. F/A-18 Hornet. Самолет F/A-18 Hornet компании McDonnell Douglas – двухдвигательный сверхзвуковой всепогодный палубный многоцелевой самолет, созданный одновременно как истребитель и штурмовик (обозначение F/A означает истребитель и штурмовик). Будучи детищем компаний McDonnell Douglas и Northrop, F/A-18 разрабатывался в конце 1970-х годов на базе поздней версии YF-17 для применения в составе ВМС и морской пехоты США. F/A-18 также находится на вооружении ВВС ряда других стран. Пилотажная демонстрационная эскадрилья ВМС США «Синие ангелы» летает на этих самолетах с 1986 года. Максимальная скорость F/A-18 составляет 1,8 числа Маха (1 915 км/час на высоте 12 тысяч метров). В качестве боевой нагрузки он несет на борту различные бомбы и ракеты, а его штатным бортовым оружием является 20-миллиметровая пушка M61 Vulcan. Самолет имеет два турбореактивных двигателя F404 компании General Electric, которые дают ему мощную тяговооруженность. F/A-18 обладает отличными аэродинамическими характеристиками, что объясняется в основном наличием у него наплывов сложной формы. Основные задачи самолета – сопровождение истребителей, противовоздушная оборона сил флота, подавление ПВО противника, изоляция района боевых действий с воздуха, непосредственная авиационная поддержка и воздушная разведка. Универсальность и надежность самолета – ценные достоинства для его использования в составе палубной авиации, хотя эту машину критикуют за небольшую дальность и слабую вооруженность по сравнению с ее более ранними современниками, такими как F-14 Tomcat в роли истребителя и ударного самолета, а также Grumman A-6 Intruder и LTV A-7 Corsair II в роли штурмовика. Впервые Hornet участвовал в боевых действиях в ходе операции «Каньон Эльдорадо» в 1986 году (Ливия), после чего его задействовали в 1991 году в операции «Буря в пустыне», а в 2003 году в операции «Иракская свобода». F/A-18 Hornet стал основой для создания самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet, более мощного и современного.
6. F-117 Nighthawk. Самолет производства компании Lockheed F-117 Nighthawk – одноместный двухдвигательный штурмовик с характеристиками малозаметности, в прошлом находившийся на вооружении ВВС США. F-117 – продукт Lockheed Skunk Works, созданный на основе базовой модели Have Blue, он был первым боевым самолетом, в котором применили технологию «стелс». Первый полет эта машина совершила в 1981 году, а начало его эксплуатации приходится на октябрь 1983 года. Официально этот самолет представили миру в ноябре 1988 года. Его широко разрекламировали за ту роль, которую он сыграл во время войны в Персидском заливе в 1991 году. F-117 называют «истребителем-невидимкой», хотя действует он исключительно как штурмовик. F-117 участвовал в войне в Югославии, в ходе которой была потеряна всего одна машина, которую сбили 27 марта 1999 года зенитной ракетой. ВВС сняли F-117 с вооружения 22 апреля 2008 года, в основном в связи с появлением F-22 Raptor и с предстоящим принятием на вооружение F-35 Lightning II. Всего было построено 64 F-117, в том числе 59 в серии и пять в качестве опытных и демонстрационных образцов.
7. F-16 Fighting Falcon. Самолет General Dynamics (сегодня Lockheed Martin) F-16 Fighting Falcon – однодвигательный многоцелевой истребитель, первоначально разработанный компанией General Dynamics для ВВС США. Созданный как истребитель завоевания превосходства в воздухе, со временем он стал весьма успешным всепогодным многоцелевым самолетом. С 1976 года, когда был утвержден проект строительства, было создано более 4 500 F-16. Хотя ВВС США больше его не закупают, производство модернизированных версий машины продолжается в рамках экспортных поставок. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время, после слияния с Martin Marietta в 1995 году, она носит название Lockheed Martin). Fighting Falcon – истребитель с многочисленными инновациями, среди которых безрамный фонарь кабины, обеспечивающий лучший обзор, расположенная сбоку ручка управления для облегчения контроля при совершении маневра, размещение сиденья пилота под углом 30 градусов в целях уменьшения перегрузок и электродистанционная систему управления полетом, обеспечивающая его высокую маневренность. У F-16 есть бортовая пушка M61 Vulcan и 11 мест подвеса навесного оружия и прочего оборудования. Официальное название у F-16 – Fighting Falcon (Бойцовый сокол), но летчики обычно называют его Viper (Гадюка) из-за кажущегося сходства с ядовитой змеей, а также «колониальным истребителем Viper звездного крейсера «Галактика»». Этот самолет находится на вооружении в ВВС США, в составе командования резерва ВВС США, в частях ВВС Национальной гвардии. Он также используется в демонстрационно-пилотажной группе ВВС «Буревестники», а в ВМС как учебный самолет, выполняющий функции противника/агрессора. F-16 также находится на вооружении в ВВС 25 стран мира.
8. F-15 Strike Eagle. Самолет F-15E Strike Eagle компании McDonnell Douglas – американский всепогодный многоцелевой истребитель, созданный на основе F-15 Eagle. F-15E был разработан в 1980-х годах как высокоскоростной самолет большой дальности для изоляции района действий, способный действовать без сопровождения и радиоэлектронного обеспечения. F-15E Strike Eagle, находящиеся на вооружении в ВВС США, отличаются от остальных американских версий более темной камуфляжной раскраской и топливными баками, расположенными вдоль воздухозаборников. Strike Eagle участвовал в военных операциях в Ираке, Афганистане и Ливии. Во время этих действий F-15E наносил удары по важным целям на большом удалении, использовался для боевого дежурства в воздухе, а также обеспечивал непосредственную авиационную поддержку коалиционным силам. Он участвовал и в более поздних конфликтах. Этот самолет экспортируется в ряд зарубежных стран.
9. F-35 Lightning II. Самолет F-35 Lightning II компании Lockheed Martin принадлежит к семейству одноместных одномоторных многоцелевых истребителей пятого поколения и разрабатывается для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии «стелс». Существует три основных модели F-35. F-35А – вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В – самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C – палубный вариант для использования на авианосцах. F-35 создан на основе Х-35, разработанного в рамках программы Joint Strike Fighter (Единый ударный истребитель). Его проектирует и строит коллектив из авиакосмической отрасли, возглавляемый компанией Lockheed Martin. К ее отраслевым партнерам по данному проекту относятся Northrop Grumman, Pratt Whitney и BAE Systems. Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета. Варианты F-35 в предстоящие годы должны создать основу пилотируемых тактических воздушных сил в ВВС, корпусе морской пехоты и в ВМС. Поставку F-35 в войска планируется завершить в 2037 году. Морской вариант F-35, имеющий обозначение F-35С, отличается от F-35А и F-35В большей поверхностью крыла и усиленным шасси, чтобы обеспечить лучшую управляемость самолета в трудных условиях взлета и посадки на палубу.
10. F-22 Raptor. F-22 Raptor производства Lockheed Martin – одноместный двухдвигательный сверхзвуковой, исключительно маневренный истребитель пятого поколения с характеристиками малозаметности. Создавался он в основном как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но может также действовать как штурмовик, самолет радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки. Основным подрядчиком выступает компания Lockheed Martin Aeronautics, которая отвечает за главные элементы планера, за системы вооружения и за окончательную сборку F-22. Ее партнер в рамках данной программы Boeing Defense, Space Security поставляет крылья, хвостовую часть фюзеляжа, системы обучения и обеспечивает сопряжение бортового радиоэлектронного оборудования. Этот самолет имел обозначения F-22 и F/A-22, пока в декабре 2005 года его официально не приняли на вооружение под названием F-22А. Несмотря на длительный период разработки, ВВС США считают F-22 важнейшим компонентом своей тактической воздушной мощи, утверждая, что этому самолету нет равных среди известных и разрабатываемых машин. Lockheed Martin заявляет, что в целом это на сегодня лучший в мире истребитель благодаря сочетанию в нем таких качеств как малозаметность, скорость, быстрота маневрирования, точность, ситуативная информированность, и наличию оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Главный маршал авиации Ангус Хьюстон (Angus Houston), в прошлом командовавший вооруженными силами Австралии, заявил в 2004 году, что «F-22 станет самым выдающимся истребителем из числа когда-либо построенных».
Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках, чтобы быть в теме главных событий.
test
Всего комментариев:Комментариев:34
Правила комментированияОбсуждение
  • Комментарий

Все комментарии

  • вы правы -я идиот
    У России на их топ-10 найдётся С-400!
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • Evgeny7
    да тут и с-300 хватит
  • Морской волк
    да тут и с-300 хватит Я бы уточнил, что тут и С-125 "Печора" вполне хватит, которым в Сербии завалили "невидимку" F-117
  • Karim
    последний конфликт, в котором ввс сша противостоял реальный противник был Вьетнам. там ввс сша потерпели поражение, как и Корея, в которой не смогли добиться поставленных целей. при этом f-117 не истребитель, а сам проект оказался провальным и был досрочно закрыт, ф-35 только опытный вариант, а ф-22.
    Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке)
  • varspb
    В Ираке еще воевали с системой ПВО Кольчуга с Украины Не очень удачно, надо сказать
  • bress
    ну если из средств ПВО, есть только рогатки.. пора америкосам забывать о вседозволенности в небе
  • Но продемонстрировав высокую эксплуатационную гибкость, он был также принят на вооружение корпуса морской пехоты и ВВС США, а к середине 1960-х годов стал их основной машиной. �Фантом� – большой истребитель Да, да проявил очень большую эксплуатационную гибкость в падении. А его большой размер послужил тоже хорошую службу. Был сырьем для вьетнамских крестьян при добывания цвет. металла. Надо было так его и назвать истребитель-полезное ископаемое или истребитель-расческа.
  • А-10 создавался для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей, имеющих ограниченные возможности по ведению противовоздушной обороны. Штурмовик против туземцев. :)
    Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке)
  • Another1
    A-10 норм Годный штурмовик. Из настоящих фронтовых. Вполне сравним с Су-25.
  • simply_Ден
    Ну, наш Су-25-й всю свою "карьеру" ТОЖЕ воевал ( и воюет ), в основном, против иррегулярных войск. Хотя изначально "Грач" задумывался против бронетанковых полчищ НАТО.
  • simply_Ден
    И да. Специально "заточенным" под борьбу с туземцами был тоже американский OV-10 "Bronco". Но он давно уже снят с вооружения. Машина вошла в строй ещё в разгар Вьетнама.
  • Evgeny7
    Топ 10 Наша одна СУшка 37ая весь этот топ разом перекрывает!
    Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке)
  • Рабнагалерах
    ха ха ха прежде чем писать глупость, загляни хотя бы в википедию, балабол
  • Будка гласности
    F-14 Tomcat компании Grumman Если не ошибаюсь, на таком летал Том Круз ("Top Gan").
  • вася кувалесов
    сохранении мира во всем мире... буахахах ,ну конечно,уахахахах,во всем мире ЖD
  • sergy
    Мы все знаем ,что американские истребители - лучшие Ф-15 сбил около ста самолетов при этом ни один самолет не был потерян Ф-16 самый массовый реактивный самолет в мире Ф-22 самый лучший самолет в мире Миг 29 для сравнения не сбил ни одного самолета Су27 то же самое Хотя аэродинамика у обоих истребителей просто выдающася ,электроника серьезно уступает западным аналогам
    Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке)
  • Про непобедимый topwar.ru/index.php?newsid=23890 ф15 Самый массовый миг 15 Ф22 лучший? С фигали.
  • Александр Глушков
    F-15 поднялся в воздух в 1972 году. Беленко угнал МиГ в Японию в 1976. Миг-25 был показан на авиашоу уже в 1963г, в Тушино, Хрущёвым, после провала арабами войны с Израилем.
  • sergy
    Про непобедимый ф15 Неубедило 1-Памоему слабая попытка опровергнуть официальную статистику 2-Самый массовый из находящихся на вооружении 3-Назовите свой вариант-)
  • Jackson 57.1
    @@ Серги, вы, наверное, и стринги в стиле "старз энд страйпс" носите? А день, прожитый без бигмака & колы, не считаете прожитым впустую, нет? "Я офигеваю, дорогая редакция, как же так?"
  • Морской волк
    Серги, вы, наверное, и стринги в стиле "старз энд страйпс" носите? Я поражаюсь доброте некоторых, которые подкармливают жирного и тупого пропиндосского троля. Он так скоро лопнет от жира:))
  • sergy
    А день, прожитый без бигмака Я ем жаренную картошку с капустой и сосисками Иногда пельмени со сметанной Если русские первыми полетели в космос, то я так и пишу - окей ,рельно молодцы А если американцы полетели на Луну, то поапладирую и им Заслужили
  • DHC-2
    Мы все знаем ,что американские истребители - лучшие "Лучший" понятие не конкретное. Все равно на поле боя все решает тактика и взаимодействие. Но чисто концептуально мне нравится F16. Нам бы такой вместо 29-го
  • Ретро Град
    Во время войны во Вьетнаме F-4 применялся очень широко. Это не на нем Джон Маккейн в плен попал? Русские про него еще песенку придумали: Вижу в небе яркую звезду, А за нею дыма полосу. Вижу я, как Джони с Бобом Понеслись на встречу с Богом, Вижу МиГ-17 на носу. С ревом приближается земля, Мой "Фантом" не слушает руля, Катапульта - вот спасенье, Но на стропах невезенье, Прямо в джунгли приземляюсь я. Только приземлился, в тот же миг Из кустов раздался дикий крик: "Эй, вы, подлые пираты, Наступает час расплаты." Я лежу ничком, к земле приник. Вот иду по проклятой земле, Больше орденов мне не видать. Мой "Фантом" как зверь убитый На земле лежит разбитый. Больше мне на нем не полетать. ...
Показать новые комментарии (0)

    Американские истребители: топ-10

    1. F-4 «Фантом» II компании McDonnell Douglas – двухместный всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик большой дальности с двумя двигателями, первоначально разработанный для ВМС США фирмой McDonnell Aircraft. На вооружение в ВМС он начал поступать в 1960 году. Но продемонстрировав высокую эксплуатационную гибкость, он был также принят на вооружение корпуса морской пехоты и ВВС США, а к середине 1960-х годов стал их основной машиной. «Фантом» – большой истребитель, максимальная скорость которого составляет более 2,2 числа Маха. Он может нести на борту 8 400 килограммов боевой нагрузки на девяти внешних подвесках, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» и различного типа бомбы. F-4, как и другие перехватчики своего времени, разрабатывался без бортовой пушки. В состав более поздних образцов включили пушку с вращающимся блоком стволов M61 Vulcan. С 1959 года этот самолет установил 15 мировых рекордов, включая абсолютный рекорд скорости и высоты полета. Во время войны во Вьетнаме F-4 применялся очень широко. Это был главный истребитель завоевания превосходства в воздухе в составе ВВС и ВМС. В конце войны он играл важную роль в качестве штурмовика и самолета-разведчика. Отличительная чертой «Фантома» является то, что он стал последним американским истребителем, получившим в XX веке звание аса. Во время Вьетнамской войны один летчик и два оператора систем вооружений из состава экипажей F-4 в ВВС и один летчик и один оператор радиолокационной аппаратуры перехвата из состава экипажей ВМС сбили пять самолетов противника и стали асами воздушного боя. F-4 составлял основу воздушной мощи США в 1970-е и 1980-е годы, но постепенно его заменили на более современные самолеты, такие как F-15 Eagle и F-16 в ВВС, F-14 Tomcat в ВМС и F/A-18 Hornet в ВМС и корпусе морской пехоты. F-4 «Фантом» II еще долгое время оставался в составе вооруженных сил в качестве самолета-разведчика и средства подавления ПВО противника.
    2. F-14 Tomcat компании Grumman – сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла и двумя двигателями. Самолет был разработан в рамках экспериментальной программы по созданию истребителя для ВМС США после того, как потерпел неудачу проект F-111B. F-14 стал первым американским истребителем, разработанным с учетом опыта воздушных боев против МиГов в годы Вьетнамской войны. Впервые он поднялся в воздух в декабре 1970 года, а на вооружение начал поступать в 1974 году, когда первая партия F-4 была размещена на борту американского авианосца Enterprise, заменив F-4 «Фантом» II компании McDonnell Douglas. F-14 стал в составе ВМС США основным истребителем завоевания превосходства в воздухе, главным перехватчиком в составе авианосных групп и самолетом тактической разведки. В 1990-е годы он получил низковысотную навигационно-прицельную инфракрасную систему (LANTIRN) и начал выполнять задачи по борьбе с наземными целями. Tomcat был снят с вооружения в ВМС США 22 сентября 2006 года, когда ему на смену пришли самолеты Boeing F/A-18E/F Super Hornet. По состоянию на 2014 год F-14 оставался на вооружении только в ВВС Исламской Республики Иран, куда его поставили в 1976 году в период, когда у США были хорошие дипломатические отношения с этой страной. 30 лет F-14 Tomcat обеспечивал американское превосходство в воздухе, играл важную роль в достижении побед и в сохранении мира во всем мире. F-14 снят с вооружения и официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года.
    3. AV-8B Harrier II компании McDonnell Douglas – штурмовик с одним двигателем из второго поколения семейства «Харриеров» вертикального взлета и посадки. Этот самолет создавался в конце 1970-х годов как англо-американская модификация британского самолета Hawker Siddeley Harrier вертикального взлета и посадки, ставшего первым в своем классе. Названный именем хищной птицы (Harrier переводится с английского как лунь – прим. пер.), этот самолет используется в основном как многоцелевая машина и легкий штурмовик, он выполняет широкий круг задач от непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск до проведения боевой разведки. AV-8B используется в корпусе морской пехоты США, в испанских ВМС, а также в ВМС Италии. Вариант AV-8B под названием Harrier II был разработан для британских вооруженных сил, а другой вариант, TAV-8B, – двухместный учебный самолет. Проект, который со временем привел к созданию AV-8B, был запущен в начале 1970-х годов: он представлял собой совместную работу США и Великобритании над устранением недостатков «Харриеров» первого поколения. Вначале все внимание было сосредоточено на переделке мощного двигателя Rolls-Royce Pegasus – это должно было коренным образом улучшить характеристики самолета. Из-за нехватки бюджетных средств Британия в 1975 году вышла из проекта. После этого компания McDonnell Douglas провела серьезную модификацию старой версии AV-8A Harrier, чтобы создать AV-8B. Эта машина сохранила общую схему самолета-предшественника, но обладает новым крылом, имеет поднятую кабину, переделанный фюзеляж, по одной дополнительной точке подвеса на крыло. Были проведены и другие конструкционные и аэродинамические усовершенствования. Самолет оснащен модернизированной версией двигателя Pegasus, благодаря чему он получил возможность для совершения вертикального взлета и посадки. Свой первый полет AV-8B совершил в ноябре 1981 года, а на вооружение корпуса морской пехоты США поступил в январе 1985 года. В более поздних модификациях появилась аппаратура для ночных боевых действий и РЛС, и эти новые варианты машин стали называться AV-8B(NA) и AV-8B Harrier II Plus, соответственно. Была создана и более крупная версия – Harrier III.
    4. Fairchild Republic A-10 Thunderbolt (Warthog) – американский одноместный двухдвигательный штурмовик, разработанный в начале 1970-х компанией Fairchild Republic. Это единственный самолет ВВС США, созданный исключительно для непосредственной авиационной поддержки наземных сил. А-10 создавался для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей, имеющих ограниченные возможности по ведению противовоздушной обороны. Основу вооружения А-10 составляет GAU-8 Avenger – 30-миллиметровая авиационная пушка с вращающимся блоком стволов, самая тяжелая автоматическая пушка из устанавливаемых на самолетах. Планер самолета обеспечивает высокую степень живучести, имея 540 килограммов титановой брони для защиты кабины и бортовые системы, позволяющие машине продолжать полет после получения серьезных повреждений. Одноместный вариант А-10А – единственная версия, хотя один самолет этот типа был переделан в двухместную машину, получив название А-10В. В 2005 году была начата программа по модернизации А-10А с целью создания модели А-10С. Название Thunderbolt самолет получил в честь машины времен Второй мировой войны P-47 Thunderbolt, которая была особенно эффективна как средство непосредственной авиационной поддержки. А-10 больше известен по своим кличкам «Бородавочник» и «Кабан». Он также выполняет задачи передового воздушного поста наведения авиации, направляя другие машины на наземные цели. Самолеты, используемые для выполнения таких задач, получили наименование ОА-10. При наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлен до 2028 года.
    5. F/A-18 Hornet. Самолет F/A-18 Hornet компании McDonnell Douglas – двухдвигательный сверхзвуковой всепогодный палубный многоцелевой самолет, созданный одновременно как истребитель и штурмовик (обозначение F/A означает истребитель и штурмовик). Будучи детищем компаний McDonnell Douglas и Northrop, F/A-18 разрабатывался в конце 1970-х годов на базе поздней версии YF-17 для применения в составе ВМС и морской пехоты США. F/A-18 также находится на вооружении ВВС ряда других стран. Пилотажная демонстрационная эскадрилья ВМС США «Синие ангелы» летает на этих самолетах с 1986 года. Максимальная скорость F/A-18 составляет 1,8 числа Маха (1 915 км/час на высоте 12 тысяч метров). В качестве боевой нагрузки он несет на борту различные бомбы и ракеты, а его штатным бортовым оружием является 20-миллиметровая пушка M61 Vulcan. Самолет имеет два турбореактивных двигателя F404 компании General Electric, которые дают ему мощную тяговооруженность. F/A-18 обладает отличными аэродинамическими характеристиками, что объясняется в основном наличием у него наплывов сложной формы. Основные задачи самолета – сопровождение истребителей, противовоздушная оборона сил флота, подавление ПВО противника, изоляция района боевых действий с воздуха, непосредственная авиационная поддержка и воздушная разведка. Универсальность и надежность самолета – ценные достоинства для его использования в составе палубной авиации, хотя эту машину критикуют за небольшую дальность и слабую вооруженность по сравнению с ее более ранними современниками, такими как F-14 Tomcat в роли истребителя и ударного самолета, а также Grumman A-6 Intruder и LTV A-7 Corsair II в роли штурмовика. Впервые Hornet участвовал в боевых действиях в ходе операции «Каньон Эльдорадо» в 1986 году (Ливия), после чего его задействовали в 1991 году в операции «Буря в пустыне», а в 2003 году в операции «Иракская свобода». F/A-18 Hornet стал основой для создания самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet, более мощного и современного.
    6. F-117 Nighthawk. Самолет производства компании Lockheed F-117 Nighthawk – одноместный двухдвигательный штурмовик с характеристиками малозаметности, в прошлом находившийся на вооружении ВВС США. F-117 – продукт Lockheed Skunk Works, созданный на основе базовой модели Have Blue, он был первым боевым самолетом, в котором применили технологию «стелс». Первый полет эта машина совершила в 1981 году, а начало его эксплуатации приходится на октябрь 1983 года. Официально этот самолет представили миру в ноябре 1988 года. Его широко разрекламировали за ту роль, которую он сыграл во время войны в Персидском заливе в 1991 году. F-117 называют «истребителем-невидимкой», хотя действует он исключительно как штурмовик. F-117 участвовал в войне в Югославии, в ходе которой была потеряна всего одна машина, которую сбили 27 марта 1999 года зенитной ракетой. ВВС сняли F-117 с вооружения 22 апреля 2008 года, в основном в связи с появлением F-22 Raptor и с предстоящим принятием на вооружение F-35 Lightning II. Всего было построено 64 F-117, в том числе 59 в серии и пять в качестве опытных и демонстрационных образцов.
    7. F-16 Fighting Falcon. Самолет General Dynamics (сегодня Lockheed Martin) F-16 Fighting Falcon – однодвигательный многоцелевой истребитель, первоначально разработанный компанией General Dynamics для ВВС США. Созданный как истребитель завоевания превосходства в воздухе, со временем он стал весьма успешным всепогодным многоцелевым самолетом. С 1976 года, когда был утвержден проект строительства, было создано более 4 500 F-16. Хотя ВВС США больше его не закупают, производство модернизированных версий машины продолжается в рамках экспортных поставок. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время, после слияния с Martin Marietta в 1995 году, она носит название Lockheed Martin). Fighting Falcon – истребитель с многочисленными инновациями, среди которых безрамный фонарь кабины, обеспечивающий лучший обзор, расположенная сбоку ручка управления для облегчения контроля при совершении маневра, размещение сиденья пилота под углом 30 градусов в целях уменьшения перегрузок и электродистанционная систему управления полетом, обеспечивающая его высокую маневренность. У F-16 есть бортовая пушка M61 Vulcan и 11 мест подвеса навесного оружия и прочего оборудования. Официальное название у F-16 – Fighting Falcon (Бойцовый сокол), но летчики обычно называют его Viper (Гадюка) из-за кажущегося сходства с ядовитой змеей, а также «колониальным истребителем Viper звездного крейсера «Галактика»». Этот самолет находится на вооружении в ВВС США, в составе командования резерва ВВС США, в частях ВВС Национальной гвардии. Он также используется в демонстрационно-пилотажной группе ВВС «Буревестники», а в ВМС как учебный самолет, выполняющий функции противника/агрессора. F-16 также находится на вооружении в ВВС 25 стран мира.
    8. F-15 Strike Eagle. Самолет F-15E Strike Eagle компании McDonnell Douglas – американский всепогодный многоцелевой истребитель, созданный на основе F-15 Eagle. F-15E был разработан в 1980-х годах как высокоскоростной самолет большой дальности для изоляции района действий, способный действовать без сопровождения и радиоэлектронного обеспечения. F-15E Strike Eagle, находящиеся на вооружении в ВВС США, отличаются от остальных американских версий более темной камуфляжной раскраской и топливными баками, расположенными вдоль воздухозаборников. Strike Eagle участвовал в военных операциях в Ираке, Афганистане и Ливии. Во время этих действий F-15E наносил удары по важным целям на большом удалении, использовался для боевого дежурства в воздухе, а также обеспечивал непосредственную авиационную поддержку коалиционным силам. Он участвовал и в более поздних конфликтах. Этот самолет экспортируется в ряд зарубежных стран.
    9. F-35 Lightning II. Самолет F-35 Lightning II компании Lockheed Martin принадлежит к семейству одноместных одномоторных многоцелевых истребителей пятого поколения и разрабатывается для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии «стелс». Существует три основных модели F-35. F-35А – вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В – самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C – палубный вариант для использования на авианосцах. F-35 создан на основе Х-35, разработанного в рамках программы Joint Strike Fighter (Единый ударный истребитель). Его проектирует и строит коллектив из авиакосмической отрасли, возглавляемый компанией Lockheed Martin. К ее отраслевым партнерам по данному проекту относятся Northrop Grumman, Pratt Whitney и BAE Systems. Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета. Варианты F-35 в предстоящие годы должны создать основу пилотируемых тактических воздушных сил в ВВС, корпусе морской пехоты и в ВМС. Поставку F-35 в войска планируется завершить в 2037 году. Морской вариант F-35, имеющий обозначение F-35С, отличается от F-35А и F-35В большей поверхностью крыла и усиленным шасси, чтобы обеспечить лучшую управляемость самолета в трудных условиях взлета и посадки на палубу.
    10. F-22 Raptor. F-22 Raptor производства Lockheed Martin – одноместный двухдвигательный сверхзвуковой, исключительно маневренный истребитель пятого поколения с характеристиками малозаметности. Создавался он в основном как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но может также действовать как штурмовик, самолет радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки. Основным подрядчиком выступает компания Lockheed Martin Aeronautics, которая отвечает за главные элементы планера, за системы вооружения и за окончательную сборку F-22. Ее партнер в рамках данной программы Boeing Defense, Space Security поставляет крылья, хвостовую часть фюзеляжа, системы обучения и обеспечивает сопряжение бортового радиоэлектронного оборудования. Этот самолет имел обозначения F-22 и F/A-22, пока в декабре 2005 года его официально не приняли на вооружение под названием F-22А. Несмотря на длительный период разработки, ВВС США считают F-22 важнейшим компонентом своей тактической воздушной мощи, утверждая, что этому самолету нет равных среди известных и разрабатываемых машин. Lockheed Martin заявляет, что в целом это на сегодня лучший в мире истребитель благодаря сочетанию в нем таких качеств как малозаметность, скорость, быстрота маневрирования, точность, ситуативная информированность, и наличию оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Главный маршал авиации Ангус Хьюстон (Angus Houston), в прошлом командовавший вооруженными силами Австралии, заявил в 2004 году, что «F-22 станет самым выдающимся истребителем из числа когда-либо построенных».
    Истребитель-бомбардировщик «Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II»Истребители-перехватчики «Грумман F-14B «Томкэт»Штурмовик «Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II»Американский штурмовик «Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II»Истребитель-бомбардировщик и штурмовик «Макдоннел-Дуглас F/A-18»Американский дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт «Локхид F-117 «Найт Хок» над пустыней НевадаАмериканский легкий истребитель четвертого поколения «Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон»Американский истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл» Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 «Лайтнинг» II Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Рэптор»
    Истребитель-бомбардировщик «Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II»
    © flickr.com, Air Combat Command United States Air Force
    Истребители-перехватчики «Грумман F-14B «Томкэт»
    © flickr.com, U.S. Navy photo / Lt. Cmdr. Shannon Coulter
    Штурмовик «Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II»
    © flickr.com, DVIDSHUB
    Американский штурмовик «Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II»
    © flickr.com, US Air Force
    Истребитель-бомбардировщик и штурмовик «Макдоннел-Дуглас F/A-18»
    © flickr.com, DVIDSHUB
    Американский дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт «Локхид F-117 «Найт Хок» над пустыней Невада
    © Staff Sgt. Aaron Allmon II
    Американский легкий истребитель четвертого поколения «Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон»
    © flickr.com, DVIDSHUB
    Американский истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл»
    © flickr.com, U.S. Air Force / Technical Sgt. Cecilio Ricardo
    Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 «Лайтнинг» II
    © CC0 / Public Domain,
    Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Рэптор»
    © flickr.com, U.S. Air Force / Senior Airman Brett Clashman