Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поле битвы – Берлин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фабрицио Бенш из Reuters обнаружил в дрезденских архивах удивительную коллекцию снимков Берлина последних дней войны. Их автором оказался советский фотограф Георгий Самсонов. Бенш предпринял настоящее детективное расследование: отыскал места с фотографий Самсонова и запечатлел их же 70 лет спустя. Результатом стала история в жанре «до и после»: привычные берлинские улицы и их страшное прошлое.
© REUTERS / /MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Берлин, столица гитлеровского Третьего рейха, к маю 1945 года стал исключительно зоной военных действий: разбомбленные улицы, полное отсутствие газа и электричества, ежедневная борьба за пропитание. Повседневная жизнь города была разрушена. Ночные сирены возвещали о все новых бомбардировках, жители скрывались в бомбоубежищах.

Уже несколько месяцев союзники проводили мощные бомбардировки – большая часть Берлина, да и всей Германии, лежала в руинах. Берлинцам оставалось бороться за выживание или стараться покинуть город.

На фото: советские солдаты у здания Рейхстага в Берлине в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
Берлин, столица гитлеровского Третьего рейха, к маю 1945 года стал исключительно зоной военных действий: разбомбленные улицы, полное отсутствие газа и электричества, ежедневная борьба за пропитание. Повседневная жизнь города была разрушена. Ночные сирены возвещали о все новых бомбардировках, жители скрывались в бомбоубежищах.

Уже несколько месяцев союзники проводили мощные бомбардировки – большая часть Берлина, да и всей Германии, лежала в руинах. Берлинцам оставалось бороться за выживание или стараться покинуть город.

На фото: советские солдаты у здания Рейхстага в Берлине в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
1 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom)Пока Гитлер отдавал приказ «Берлин не должен капитулировать» и раздавал распоряжения о защите прекративших существование фронтов, Красная армия продолжала наступление с востока. Она насчитывала 2,5 миллиона человек личного состава, 6 250 танков, 7 500 самолетов и 41 600 артиллерийских орудий. Вся эта масса людей и техники с 20 по 30 апреля участвовала в битве за Берлин.

2 мая Берлин капитулировал, символом этого события стала знаменитая фотография солдат, водружающих российское знамя на крыше Рейхстага.

На фото: советские солдаты у здания Рейхстага в Берлине в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
Пока Гитлер отдавал приказ «Берлин не должен капитулировать» и раздавал распоряжения о защите прекративших существование фронтов, Красная армия продолжала наступление с востока. Она насчитывала 2,5 миллиона человек личного состава, 6 250 танков, 7 500 самолетов и 41 600 артиллерийских орудий. Вся эта масса людей и техники с 20 по 30 апреля участвовала в битве за Берлин.

2 мая Берлин капитулировал, символом этого события стала знаменитая фотография солдат, водружающих российское знамя на крыше Рейхстага.

На фото: советские солдаты у здания Рейхстага в Берлине в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
2 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom)Накануне 70-й годовщины этих памятных событий я получил задание создать историю на тему окончания войны. Я люблю военную историю, поэтому направился в Музей военной истории в Дрездене, в двух часах езды от Берлина, чтобы подготовить материал для своей фотоистории на тему «до и после».

В Дрездене я наткнулся на снимки Берлина, сделанные русским военным фотографом в то время, когда часть, в которой он служил, входила в город. Его звали Г. Самсонов, и я никогда не слышал об этом человеке. Но его фотографии ярко характеризуют Берлин того времени: горящие здания, патрули на улицах, солдаты, ведущие яростные бои в разрушенном и разоренном городе. Мне надо было узнать гораздо больше: о своем коллеге, о его снимках и об истории их создания.

На фото: русские солдаты у своих орудий на Аугустштрассе; Аугустштрассе рядом с Розенталерштрассе в 2015 году.
Битва за Берлин
Накануне 70-й годовщины этих памятных событий я получил задание создать историю на тему окончания войны. Я люблю военную историю, поэтому направился в Музей военной истории в Дрездене, в двух часах езды от Берлина, чтобы подготовить материал для своей фотоистории на тему «до и после».

В Дрездене я наткнулся на снимки Берлина, сделанные русским военным фотографом в то время, когда часть, в которой он служил, входила в город. Его звали Г. Самсонов, и я никогда не слышал об этом человеке. Но его фотографии ярко характеризуют Берлин того времени: горящие здания, патрули на улицах, солдаты, ведущие яростные бои в разрушенном и разоренном городе. Мне надо было узнать гораздо больше: о своем коллеге, о его снимках и об истории их создания.

На фото: русские солдаты у своих орудий на Аугустштрассе; Аугустштрассе рядом с Розенталерштрассе в 2015 году.
3 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Возникло множество вопросов. Где были сделаны эти фотографии? Существуют ли сейчас эти здания, улицы и достопримечательности? Кем был Г. Самсонов, в какой он служил части? Как его часть продвигалась через Берлин? Какой фотоаппарат, какую пленку он использовал? Где он стоял, делая очередную фотографию? Можно ли воссоздать снимки на фоне сегодняшней обстановки, показав, что там изменилось? Во мне родился военный Шерлок Холмс, и я с головой погрузился в свое расследование.

На фото: русский танк на перекрестке Проскауэрштрассе и Франкфуртераллее; ремонтируемое здание на пересечении Проскауэрштрассе и Франкфуртераллее.
Битва за Берлин
Возникло множество вопросов. Где были сделаны эти фотографии? Существуют ли сейчас эти здания, улицы и достопримечательности? Кем был Г. Самсонов, в какой он служил части? Как его часть продвигалась через Берлин? Какой фотоаппарат, какую пленку он использовал? Где он стоял, делая очередную фотографию? Можно ли воссоздать снимки на фоне сегодняшней обстановки, показав, что там изменилось? Во мне родился военный Шерлок Холмс, и я с головой погрузился в свое расследование.

На фото: русский танк на перекрестке Проскауэрштрассе и Франкфуртераллее; ремонтируемое здание на пересечении Проскауэрштрассе и Франкфуртераллее.
4 / 15
© REUTERS / /MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom)Я выяснил, что фотографии попали в дрезденский архив в 1980-е годы. Этот «Г. Самсонов» рассортировал и пометил свою коллекцию, прежде чем подарить ее Музею военной истории тогдашней ГДР во время поездки в Дрезден.

На фото: люди проходят мимо развалин на Боргиштрассе; украшенная деревьями Боргиштрассе 2015 года.
Битва за Берлин
Я выяснил, что фотографии попали в дрезденский архив в 1980-е годы. Этот «Г. Самсонов» рассортировал и пометил свою коллекцию, прежде чем подарить ее Музею военной истории тогдашней ГДР во время поездки в Дрезден.

На фото: люди проходят мимо развалин на Боргиштрассе; украшенная деревьями Боргиштрассе 2015 года.
5 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Его надписи мало что говорили о месте съемки, кроме того что и так было видно на снимке. Поэтому мне пришлось выяснять, где находилась «разбомбленная улица Берлина», и откуда был сделан снимок «Вид на рейхсканцелярию, 1945 г.»

На фото: русские солдаты в боевой готовности на Аугустштрассе; велосипеды рядом с тренажерным залом на Аугустштрассе.
Битва за Берлин
Его надписи мало что говорили о месте съемки, кроме того что и так было видно на снимке. Поэтому мне пришлось выяснять, где находилась «разбомбленная улица Берлина», и откуда был сделан снимок «Вид на рейхсканцелярию, 1945 г.»

На фото: русские солдаты в боевой готовности на Аугустштрассе; велосипеды рядом с тренажерным залом на Аугустштрассе.
6 / 15
© REUTERS / Evgeny Khaldei/Russian State Documentary Film and Photo Archive in Krasnogorsk/Handout via Reuters При помощи онлайновых архивов, российских коллег и Германо-Российского музея в Берлине я выяснил, что «Г.» – это Георгий, что Самсонов был фотографом либо в 5-й ударной армии генерала Николая Берзарина, либо в 8-й гвардейской армии и работал на «Известия» или на «Фронтовую иллюстрацию», крупный российский журнал того времени.

На фото: Георгий Самсонов в Берлине в 1945 году.
Георгий Самсонов в Берлине в 1945 году
При помощи онлайновых архивов, российских коллег и Германо-Российского музея в Берлине я выяснил, что «Г.» – это Георгий, что Самсонов был фотографом либо в 5-й ударной армии генерала Николая Берзарина, либо в 8-й гвардейской армии и работал на «Известия» или на «Фронтовую иллюстрацию», крупный российский журнал того времени.

На фото: Георгий Самсонов в Берлине в 1945 году.
7 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Карты с маршрутами продвижения батальонов дали мне представление о том, где Самсонов вошел в Берлин, и помогли выяснить, что основную часть фотографий он сделал на главной улице Франкфуртераллее и в окружающих ее кварталах, когда они продвигались к центру города с северо-востока. По крайней мере, я теперь знал то пространство, где мне нужно проводить поиски: названия улиц, ориентиры на местности и так далее…

На фото: советские солдаты на крыше Рейхстага в мае 1945 года и это же место в 2015 году.
Битва за Берлин
Карты с маршрутами продвижения батальонов дали мне представление о том, где Самсонов вошел в Берлин, и помогли выяснить, что основную часть фотографий он сделал на главной улице Франкфуртераллее и в окружающих ее кварталах, когда они продвигались к центру города с северо-востока. По крайней мере, я теперь знал то пространство, где мне нужно проводить поиски: названия улиц, ориентиры на местности и так далее…

На фото: советские солдаты на крыше Рейхстага в мае 1945 года и это же место в 2015 году.
8 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom)В попытке определить точное местонахождение фотографа в момент съемки я использовал старые телефонные справочники, адресные книги, карты города, аэрофотоснимки, похожие фотографии, Google Earth и Streetview. Эта тяжелая и кропотливая работа не давала мне спать по ночам.

Я обратил внимание на некоторые особенности фотографий Самсонова и начал высматривать названия улиц и магазинов, чтобы проследить его передвижения. А может, обычный шлагбаум даст подсказку? Если есть колокольня, то как называлась церковь?

На фото: советские боевые установки рядом со зданием новой рейхсканцелярии в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
В попытке определить точное местонахождение фотографа в момент съемки я использовал старые телефонные справочники, адресные книги, карты города, аэрофотоснимки, похожие фотографии, Google Earth и Streetview. Эта тяжелая и кропотливая работа не давала мне спать по ночам.

Я обратил внимание на некоторые особенности фотографий Самсонова и начал высматривать названия улиц и магазинов, чтобы проследить его передвижения. А может, обычный шлагбаум даст подсказку? Если есть колокольня, то как называлась церковь?

На фото: советские боевые установки рядом со зданием новой рейхсканцелярии в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
9 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom)Как-то раз, в три часа ночи, после нескольких часов поисков, я обнаружил, что церковь, которую я искал, больше не существует, так как ее снесли после войны. Вебсайт, посвященный исчезнувшим храмам, рассказал мне о том, что храм Святого Лазаря на Грюнбергерштрассе возле Франкфуртераллее был слишком сильно разрушен и не подлежал восстановлению. Нет особого смысла искать то, чего больше нет – но как же мне повезло, ведь я сумел воссоздать тот же вид, но в наше время.

На фото: советские солдаты у здания новой рейхсканцелярии в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
Как-то раз, в три часа ночи, после нескольких часов поисков, я обнаружил, что церковь, которую я искал, больше не существует, так как ее снесли после войны. Вебсайт, посвященный исчезнувшим храмам, рассказал мне о том, что храм Святого Лазаря на Грюнбергерштрассе возле Франкфуртераллее был слишком сильно разрушен и не подлежал восстановлению. Нет особого смысла искать то, чего больше нет – но как же мне повезло, ведь я сумел воссоздать тот же вид, но в наше время.

На фото: советские солдаты у здания новой рейхсканцелярии в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
10 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (L), Fabrizio Bensch (R) Я также нашел снимок, где Самсонов сфотографирован со своим фотоаппаратом ФЭД – советской копией немецкой «Лейки II». В то время обычно пользовались черно-белой пленкой 18 DIN/50 ASA (обозначение светочувствительности). В связи с этим у меня появилась идея: не только снять те же самые места, но и сделать это при помощи той же самой техники. Старая аналоговая съемка, без удобств современной цифровой фотографии. Воспользовавшись Ebay, я нашел и купил точно такой же фотоаппарат.

Итак, продолжая свою детективную работу, я совершил путешествие во времени и восстановил методы работы Самсонова, а также свои собственные навыки начала карьеры. Начинал я более 20 лет назад, когда цифровых камер еще не было, и мне приходилось проводить много времени в темных комнатах, проявляя пленку и печатая фотографии – а также вдыхая едкие химикаты и напряженно надеясь на то, что пленка проявится нормально.

На фото: горящее здание на Франкфуртер-аллее в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
Я также нашел снимок, где Самсонов сфотографирован со своим фотоаппаратом ФЭД – советской копией немецкой «Лейки II». В то время обычно пользовались черно-белой пленкой 18 DIN/50 ASA (обозначение светочувствительности). В связи с этим у меня появилась идея: не только снять те же самые места, но и сделать это при помощи той же самой техники. Старая аналоговая съемка, без удобств современной цифровой фотографии. Воспользовавшись Ebay, я нашел и купил точно такой же фотоаппарат.

Итак, продолжая свою детективную работу, я совершил путешествие во времени и восстановил методы работы Самсонова, а также свои собственные навыки начала карьеры. Начинал я более 20 лет назад, когда цифровых камер еще не было, и мне приходилось проводить много времени в темных комнатах, проявляя пленку и печатая фотографии – а также вдыхая едкие химикаты и напряженно надеясь на то, что пленка проявится нормально.

На фото: горящее здание на Франкфуртер-аллее в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
11 / 15
© REUTERS / MHM/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Пленка легко может испортиться, и поэтому я сначала потренировался. Один снимок в минуту, а не сотни, как в современных камерах! Я понял, что проявка пленки похожа на езду на велосипеде: сначала я не знал, как вставлять пленку в фотоаппарат ФЭД, потом напрактиковался, и у меня все стало получаться, и снимки, и проявление – даже если негативы приходилось развешивать в душе, прицепляя снизу прищепку, чтобы пленка не скручивалась. Старое не забывается, даже когда путешествуешь во времени.

Выяснив точки съемки и купив камеру, я начал снимать с тех же ракурсов, что и Самсонов, но в современном Берлине. Все оказалось не так просто, как я думал. Названия улиц изменились, некоторые из них совсем исчезли, поменялась нумерация домов, и иногда мне приходилось вставать прямо посреди проезжей части, чтобы снять вид, сделанный Самсоновым. Порой мне приходилось идти на компромисс, делая приблизительный аналог, а не точный эквивалент.

На фото: советские солдаты на Риттерштрассе в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
Пленка легко может испортиться, и поэтому я сначала потренировался. Один снимок в минуту, а не сотни, как в современных камерах! Я понял, что проявка пленки похожа на езду на велосипеде: сначала я не знал, как вставлять пленку в фотоаппарат ФЭД, потом напрактиковался, и у меня все стало получаться, и снимки, и проявление – даже если негативы приходилось развешивать в душе, прицепляя снизу прищепку, чтобы пленка не скручивалась. Старое не забывается, даже когда путешествуешь во времени.

Выяснив точки съемки и купив камеру, я начал снимать с тех же ракурсов, что и Самсонов, но в современном Берлине. Все оказалось не так просто, как я думал. Названия улиц изменились, некоторые из них совсем исчезли, поменялась нумерация домов, и иногда мне приходилось вставать прямо посреди проезжей части, чтобы снять вид, сделанный Самсоновым. Порой мне приходилось идти на компромисс, делая приблизительный аналог, а не точный эквивалент.

На фото: советские солдаты на Риттерштрассе в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
12 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Иногда мне удавалось поймать тот же самый вид – и в этот момент Самсонов неожиданно возвращался. Я очень живо представлял себе: вокруг ревет и бушует война, слышны звуки выстрелов, разрывы снарядов, на улицах лежат мертвые, а солдаты пытаются прорваться в центр правительственного района, где расположен Рейхстаг и бункер Гитлера в его канцелярии.

На фото: грузовик Красной армии на Грюнбергерштрассе в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
Битва за Берлин
Иногда мне удавалось поймать тот же самый вид – и в этот момент Самсонов неожиданно возвращался. Я очень живо представлял себе: вокруг ревет и бушует война, слышны звуки выстрелов, разрывы снарядов, на улицах лежат мертвые, а солдаты пытаются прорваться в центр правительственного района, где расположен Рейхстаг и бункер Гитлера в его канцелярии.

На фото: грузовик Красной армии на Грюнбергерштрассе в мае 1945 года и это же место в апреле 2015 года.
13 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (L), Fabrizio Bensch (R)Я страстный фотограф и живо вспоминаю, как освещал войну в Ираке и Афганистане. Меня всегда поражало, как посреди полного разрушения и ожесточенной борьбы за жизнь в Берлине фотографы находили в себе мужество, чтобы делать снимки тех бед и несчастий, свидетелями которых они становились.

На фото: советские солдаты у входа в новую рейхсканцелярию на Фоссштрассе; сейчас на месте канцелярии Гитлера находится детский сад.
Битва за Берлин
Я страстный фотограф и живо вспоминаю, как освещал войну в Ираке и Афганистане. Меня всегда поражало, как посреди полного разрушения и ожесточенной борьбы за жизнь в Берлине фотографы находили в себе мужество, чтобы делать снимки тех бед и несчастий, свидетелями которых они становились.

На фото: советские солдаты у входа в новую рейхсканцелярию на Фоссштрассе; сейчас на месте канцелярии Гитлера находится детский сад.
14 / 15
© REUTERS / MHM/Handout/Georgiy Samsonov (top), Fabrizio Bensch (bottom) Я восхищаюсь Самсоновым за то, как он показал Берлин – продвижение батальона в один из ключевых моментов истории, город в таком состоянии, в каком он не был никогда прежде и, смею надеяться, никогда не будет. Фотографии никогда не теряют своей значимости, даже если иногда приходится заниматься детективной работой и путешествовать во времени, чтобы воссоздать их.

Фотографии – это память: об истории, о событиях, о нас самих. Кто сделает те же самые снимки 70 лет спустя? И что будет на этих фотографиях?

На фото: разрушенный Рейхстаг после наступления союзников; Рейхстаг сегодня – туристическая достопримечательность.
Битва за Берлин
Я восхищаюсь Самсоновым за то, как он показал Берлин – продвижение батальона в один из ключевых моментов истории, город в таком состоянии, в каком он не был никогда прежде и, смею надеяться, никогда не будет. Фотографии никогда не теряют своей значимости, даже если иногда приходится заниматься детективной работой и путешествовать во времени, чтобы воссоздать их.

Фотографии – это память: об истории, о событиях, о нас самих. Кто сделает те же самые снимки 70 лет спустя? И что будет на этих фотографиях?

На фото: разрушенный Рейхстаг после наступления союзников; Рейхстаг сегодня – туристическая достопримечательность.
15 / 15