Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

10 выставок, вызвавших бурю в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Консерватизм в культурной сфере проявляется и в регулярном закрытии художественных выставок. Возможные причины: оскорбленные православные активисты, запрет на «гомосексуальную пропаганду» или отсутствие патриотизма. Например, в прошлом месяце в Москве закрыли выставку фотографий ЛГБТ-подростков. Calvert Journal решил вспомнить самые противоречивые художественные выставки недавних лет в России.
© Фото : Мария ГельманВо время блестящего открытия нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького у кого-то могло создаться впечатление, что российское искусство движется в либеральном направлении, но, к сожалению, верно обратное. Культурный консерватизм, набирающий силу в России последние несколько лет, проявляется и в регулярном – и все более частом – закрытии художественных выставок. Причины для закрытия могут быть самыми разными: например, оскорбленные православные активисты, запрет на «гомосексуальную пропаганду» или отсутствие патриотизма. Предсказать, что именно может вызвать агрессивную реакцию, часто бывает непросто. Именно это и отличает нынешнее положение от советских времен, когда у неофициального искусства был один враг в лице советского государства и его официальной идеологии. Тогда в принципе было понятно, что именно может вызвать скандал. Сегодня ни одно учреждение не может чувствовать себя в полной безопасности, и даже маленькие частные галереи подвергались преследованию. Здесь мы вспоминаем самые громкие запреты и противоречивые выставки недавних лет.

На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».
Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Будь собой»
Во время блестящего открытия нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького у кого-то могло создаться впечатление, что российское искусство движется в либеральном направлении, но, к сожалению, верно обратное. Культурный консерватизм, набирающий силу в России последние несколько лет, проявляется и в регулярном – и все более частом – закрытии художественных выставок. Причины для закрытия могут быть самыми разными: например, оскорбленные православные активисты, запрет на «гомосексуальную пропаганду» или отсутствие патриотизма. Предсказать, что именно может вызвать агрессивную реакцию, часто бывает непросто. Именно это и отличает нынешнее положение от советских времен, когда у неофициального искусства был один враг в лице советского государства и его официальной идеологии. Тогда в принципе было понятно, что именно может вызвать скандал. Сегодня ни одно учреждение не может чувствовать себя в полной безопасности, и даже маленькие частные галереи подвергались преследованию. Здесь мы вспоминаем самые громкие запреты и противоречивые выставки недавних лет.

На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».
1 / 11
© РИА Новости Александр Поляков / Перейти в фотобанк«Осторожно, религия!». 2003 год, Центр Сахарова, Москва

Выставка, на которой затрагивалась тема связей и противоречий между искусством и религией, была сочтена оскорбительной религиозными фанатиками. Прислужники из Храма Святого Николая в Пыжах устроили на выставке погром, разрисовав стены надписями «Вы демоны!» и «Вы ненавидите православие». Но когда организаторы вызвали милицию, именно их, а не православных активистов, обвинили в хулиганстве. Дело закрыли за недостатком улик, но вскоре против организаторов выставки возбудили новое дело, по статье «оскорбление чувств верующих». Директора Центра Сахарова Юрия Самодурова оштрафовали на 100 тысяч рублей. А в 2010 году цензор СМИ, Роскомнадзор, обвинил «АртХронику» в «пропаганде религиозной ненависти» после того, как в журнале были опубликованы материалы с выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство».
На выставке Осторожно, религия! в центре им. Андрея Сахарова
«Осторожно, религия!». 2003 год, Центр Сахарова, Москва

Выставка, на которой затрагивалась тема связей и противоречий между искусством и религией, была сочтена оскорбительной религиозными фанатиками. Прислужники из Храма Святого Николая в Пыжах устроили на выставке погром, разрисовав стены надписями «Вы демоны!» и «Вы ненавидите православие». Но когда организаторы вызвали милицию, именно их, а не православных активистов, обвинили в хулиганстве. Дело закрыли за недостатком улик, но вскоре против организаторов выставки возбудили новое дело, по статье «оскорбление чувств верующих». Директора Центра Сахарова Юрия Самодурова оштрафовали на 100 тысяч рублей. А в 2010 году цензор СМИ, Роскомнадзор, обвинил «АртХронику» в «пропаганде религиозной ненависти» после того, как в журнале были опубликованы материалы с выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство».
2 / 11
© AP Photo / Misha Japaridze«Запретное искусство». 2006 год, Центр Сахарова, Москва

Выставка, которую курировали глава департамента современного искусства Третьяковской галереи Андрей Ерофеев (на фото) и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров, была посвящена темам цензуры и самоцензуры, на ней были собраны работы, удаленные с выставок в Третьяковской галерее. На выставку пускали только посетителей в возрасте 16 лет и старше, а сами экспонаты были окружены временными стенками со смотровыми отверстиями. Несмотря на это, радикальные православные активисты подвергли выставку жесткой критике. Члены движения «Народный собор» потребовали предать Ерофеева и Самодурова суду по статье «Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». В следующем году Андрея Ерофеева уволили, помимо прочего он был обвинен в «злоупотреблении служебным положением и образованием в сфере культуры и истории для совершения преступной деятельности». По словам Валентина Родионова, который занимал тогда пост директора Третьяковской галереи, причины были скорее административными, чем политическими. Во время последних слушаний по делу о выставке «Запретное искусство» арт-группа «Война» устроила акцию «Тараканий суд»: разбросала в здании суда три с половиной тысячи тараканов. В это же время снаружи православные активисты пели псалмы. На процессе выяснилось, что некоторые представители обвинения даже не видели работы, которые их так сильно «оскорбили».
Куратор выставки «Запретное искусство» Андрей Ерофеев
«Запретное искусство». 2006 год, Центр Сахарова, Москва

Выставка, которую курировали глава департамента современного искусства Третьяковской галереи Андрей Ерофеев (на фото) и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров, была посвящена темам цензуры и самоцензуры, на ней были собраны работы, удаленные с выставок в Третьяковской галерее. На выставку пускали только посетителей в возрасте 16 лет и старше, а сами экспонаты были окружены временными стенками со смотровыми отверстиями. Несмотря на это, радикальные православные активисты подвергли выставку жесткой критике. Члены движения «Народный собор» потребовали предать Ерофеева и Самодурова суду по статье «Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». В следующем году Андрея Ерофеева уволили, помимо прочего он был обвинен в «злоупотреблении служебным положением и образованием в сфере культуры и истории для совершения преступной деятельности». По словам Валентина Родионова, который занимал тогда пост директора Третьяковской галереи, причины были скорее административными, чем политическими. Во время последних слушаний по делу о выставке «Запретное искусство» арт-группа «Война» устроила акцию «Тараканий суд»: разбросала в здании суда три с половиной тысячи тараканов. В это же время снаружи православные активисты пели псалмы. На процессе выяснилось, что некоторые представители обвинения даже не видели работы, которые их так сильно «оскорбили».
3 / 11
© Фото : Синие носы / Музей актуального искусства ART4.RU«Соц-арт. Политическое искусство в России». 2007 год, Мэзон Руж, Париж

Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России», ставшая результатом сотрудничества Третьяковской галереи и фонда «Ла Мезон Руж» (La Maison Rouge), спровоцировала скандал еще до своего открытия. Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры и массовых коммуникаций, посчитал, что выставка оскорбительна для России и представляет страну в плохом свете. Он пообещал сделать все, что в его силах, чтобы не допустить ее открытия. Особую ярость министра культуры вызвала работа арт-группы «Синие носы» под названием «Эра милосердия», изображавшая двух целующихся милиционеров. Он назвал работу порнографической. Полностью сорвать выставку не удалось, но в итоге ее открыли без некоторых работ. Помимо фотографии «Синих носов» были сняты работы Марии Константиновой, Вячеслава Сысоева и группы «ПГ» (Илья Фальковский, Борис Спиридонов и Алексей Каталкин). Автопортрет Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера тоже не выпустили из России.

Фото предоставлено Музеем актуального искусства ART4.RU.
Синие носы «Эра милосердия»
«Соц-арт. Политическое искусство в России». 2007 год, Мэзон Руж, Париж

Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России», ставшая результатом сотрудничества Третьяковской галереи и фонда «Ла Мезон Руж» (La Maison Rouge), спровоцировала скандал еще до своего открытия. Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры и массовых коммуникаций, посчитал, что выставка оскорбительна для России и представляет страну в плохом свете. Он пообещал сделать все, что в его силах, чтобы не допустить ее открытия. Особую ярость министра культуры вызвала работа арт-группы «Синие носы» под названием «Эра милосердия», изображавшая двух целующихся милиционеров. Он назвал работу порнографической. Полностью сорвать выставку не удалось, но в итоге ее открыли без некоторых работ. Помимо фотографии «Синих носов» были сняты работы Марии Константиновой, Вячеслава Сысоева и группы «ПГ» (Илья Фальковский, Борис Спиридонов и Алексей Каталкин). Автопортрет Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера тоже не выпустили из России.

Фото предоставлено Музеем актуального искусства ART4.RU.
4 / 11
© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанк«Icons». 2012 год, Краснодар

На этой выставке 2012 года, куратором которой выступил галерист и бывший политтехнолог Марат Гельман, православные иконы рассматривались в качестве произведений искусства, а не предметов культа. В день открытия выставочный зал пикетировали казаки, монархисты и члены патриотического движения «Суть времени» во главе с Сергеем Кургиняном, скандировавшие «Гельман, руки прочь от культуры Краснодара!». Позднее некоторые из пикетчиков попытались напасть на Гельмана, выходившего из галереи, но их задержали. В результате некоторым из них предъявили обвинение в проведении несанкционированного митинга. Выставка продолжала работать.

На фото: выставка Icons после переезда в Санкт-Петербург.
Открытие выставки Марата Гельмана Icons
«Icons». 2012 год, Краснодар

На этой выставке 2012 года, куратором которой выступил галерист и бывший политтехнолог Марат Гельман, православные иконы рассматривались в качестве произведений искусства, а не предметов культа. В день открытия выставочный зал пикетировали казаки, монархисты и члены патриотического движения «Суть времени» во главе с Сергеем Кургиняном, скандировавшие «Гельман, руки прочь от культуры Краснодара!». Позднее некоторые из пикетчиков попытались напасть на Гельмана, выходившего из галереи, но их задержали. В результате некоторым из них предъявили обвинение в проведении несанкционированного митинга. Выставка продолжала работать.

На фото: выставка Icons после переезда в Санкт-Петербург.
5 / 11
© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанк«Духовная брань». 2012 год, Галерея Марата Гельмана, Москва

Название сольной выставки работ Евгении Мальцевой, подготовленной художницей в сотрудничестве с коллекционером Виктором Бондаренко, позаимствовано из православной религиозной терминологии, описывающей подавление плотских желаний. По словам художницы, целью выставки было создание христианских изображений, соответствующих духу времени. На некоторых работах фигурировала маска-балаклава, отсылка к панк-молебну Pussy Riot, состоявшемуся ранее в том же году. Одну из форм предваряло слово «свободно». Такое отношение к православию пришлось не по вкусу казакам и православным активистам, возглавляемым бывшим любителем музыки в стиле транс и наркотиков Дмитрием «Энтео» Цорионовым. Они ворвались в Центр современного искусства «Винзавод», где проходила выставка, и попытались напасть на посетителей, блокировали вход и срывали картины, но их быстро разогнали полицейские. Затем «Духовная брань» привлекла внимание Следственного комитета. Евгению Мальцеву и Виктора Бондаренко вызвали для дачи показаний, но дело против них возбуждено не было.

На фото: священнослужитель освящает картину на открытии выставки «Духовная брань» в ЦСИ «Винзавод».
Священнослужитель освящает картину на открытии выставки Духовная брань в ЦСИ Винзавод
«Духовная брань». 2012 год, Галерея Марата Гельмана, Москва

Название сольной выставки работ Евгении Мальцевой, подготовленной художницей в сотрудничестве с коллекционером Виктором Бондаренко, позаимствовано из православной религиозной терминологии, описывающей подавление плотских желаний. По словам художницы, целью выставки было создание христианских изображений, соответствующих духу времени. На некоторых работах фигурировала маска-балаклава, отсылка к панк-молебну Pussy Riot, состоявшемуся ранее в том же году. Одну из форм предваряло слово «свободно». Такое отношение к православию пришлось не по вкусу казакам и православным активистам, возглавляемым бывшим любителем музыки в стиле транс и наркотиков Дмитрием «Энтео» Цорионовым. Они ворвались в Центр современного искусства «Винзавод», где проходила выставка, и попытались напасть на посетителей, блокировали вход и срывали картины, но их быстро разогнали полицейские. Затем «Духовная брань» привлекла внимание Следственного комитета. Евгению Мальцеву и Виктора Бондаренко вызвали для дачи показаний, но дело против них возбуждено не было.

На фото: священнослужитель освящает картину на открытии выставки «Духовная брань» в ЦСИ «Винзавод».
6 / 11
© Фото : Василий Слонов«Добро пожаловать в Сочи-2014». 2013 год, Пермь

Как следует из названия, сольная выставка Василия Слонова была связана с Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году. Работы в виде плакатов представляли собой сатиру на коррупцию и усиление консервативных настроений на фоне подготовки к Олимпиаде. Первоначально выставка открылась во время ежегодного фестиваля искусства «Белые ночи», но ее пришлось закрыть после визита представителей местных властей. Член Совета Федерации Александр Климов опубликовал на своем личном сайте статью, в которой заявил: «Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!». После этого выставка переехала в Пермь в Музей современного искусства, которым с 2009 года руководил Марат Гельман, но из-за неодобрения властей ее снова закрыли. Гельмана вскоре уволили с его поста.

Работа Василия Слонова в выставки «Добро пожаловать в Сочи-2014»
«Добро пожаловать в Сочи-2014». 2013 год, Пермь

Как следует из названия, сольная выставка Василия Слонова была связана с Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году. Работы в виде плакатов представляли собой сатиру на коррупцию и усиление консервативных настроений на фоне подготовки к Олимпиаде. Первоначально выставка открылась во время ежегодного фестиваля искусства «Белые ночи», но ее пришлось закрыть после визита представителей местных властей. Член Совета Федерации Александр Климов опубликовал на своем личном сайте статью, в которой заявил: «Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!». После этого выставка переехала в Пермь в Музей современного искусства, которым с 2009 года руководил Марат Гельман, но из-за неодобрения властей ее снова закрыли. Гельмана вскоре уволили с его поста.

7 / 11
© CC0 / Public Domain Wikimedia Commons / Gerald Praschl «Пермь-36». 2014 год, Пермь

Мемориальный музей истории политических репрессий был основан на территории бывшей исправительно-трудовой колонии. Решение поместить там музей было принято в 1992 году: тогда либеральная администрация Перми сотрудничала с движением «Мемориал», посвященным сохранению памяти жертв политических репрессий. С 2005 по 2012 год соседняя деревня Кучино принимала форум «Пилорама». У музея начались проблем после того, как к власти в Перми пришла консервативная администрация. Конфликт между администрацией и правозащитниками закончился тем, что музей перешел под полный государственный контроль и был переделан в музей работников ГУЛАГ.
Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»
«Пермь-36». 2014 год, Пермь

Мемориальный музей истории политических репрессий был основан на территории бывшей исправительно-трудовой колонии. Решение поместить там музей было принято в 1992 году: тогда либеральная администрация Перми сотрудничала с движением «Мемориал», посвященным сохранению памяти жертв политических репрессий. С 2005 по 2012 год соседняя деревня Кучино принимала форум «Пилорама». У музея начались проблем после того, как к власти в Перми пришла консервативная администрация. Конфликт между администрацией и правозащитниками закончился тем, что музей перешел под полный государственный контроль и был переделан в музей работников ГУЛАГ.
8 / 11
© AP Photo / Othmar Seehauser«На кресте». 2014 год, Школа Родченко, Москва

Выставка работ учеников мастерской Сергея Браткова, включавшая скульптуру Мартина Киппенбергера с распятой лягушкой, привела в бешенство православного активиста Дмитрия «Энтео» Цорионова, который ворвался в школу со своими подручными, сорвал плакат и распылил вонючий газ.

На фото: скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, в музее Museion в Больцано, Италия.
Скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, во время акции протеста в музее Museion в Больцано, Италия
«На кресте». 2014 год, Школа Родченко, Москва

Выставка работ учеников мастерской Сергея Браткова, включавшая скульптуру Мартина Киппенбергера с распятой лягушкой, привела в бешенство православного активиста Дмитрия «Энтео» Цорионова, который ворвался в школу со своими подручными, сорвал плакат и распылил вонючий газ.

На фото: скульптура немецкого художника Мартина Киппенбергера, изображающая распятую лягушку, в музее Museion в Больцано, Италия.
9 / 11
© Фото : Игорь Самолет«Будь счастлив». 2015 год, галерея «Богородское», Москва

Сольная выставка фотографа Игоря Самолета была закрыта Объединением «Выставочные залы Москвы» по цензурным соображениям прямо в день открытия. Причина: на одной из работ был запечатлен половой акт. Кураторы галереи «Богородское» Алина Глазун и Александр Журавлев обвинили Самолета в непорядочности, хотя именно они и выбрали его проект для выставки на окраине Москвы, где зрители мало знакомы с радикальными экспериментами художников.

Фотография Игоря Самолета из проекта «Будь счастлив!».
Игорь Самолет, фотография из проекта «Будь счастлив!»
«Будь счастлив». 2015 год, галерея «Богородское», Москва

Сольная выставка фотографа Игоря Самолета была закрыта Объединением «Выставочные залы Москвы» по цензурным соображениям прямо в день открытия. Причина: на одной из работ был запечатлен половой акт. Кураторы галереи «Богородское» Алина Глазун и Александр Журавлев обвинили Самолета в непорядочности, хотя именно они и выбрали его проект для выставки на окраине Москвы, где зрители мало знакомы с радикальными экспериментами художников.

Фотография Игоря Самолета из проекта «Будь счастлив!».
10 / 11
© Фото : Мария Гельман«Быть собой: истории ЛГБТ-подростков». 2015 год, галерея Red Square, Москва

Выставка «Быть собой», посвященная ЛГБТ-подросткам, чью жизнь осложнили законы о запрете гомосексуальной пропаганды, должна была рассказать о юношах и девушках, сфотографированных Марией Гельман и Дмитрием Роем. Лица несовершеннолетних на фотографиях были частично скрыты. «Мы хотели дать подросткам возможность своими словами рассказать о своих проблемах, мечтах и желаниях», – рассказала Гельман. Под давлением властей выставка несколько раз переезжала. Первоначально ее должны были показать в одном выставочном пространстве на Тверской, но владельцы галереи в последний момент отказались. Тогда она переехала в независимую галерею Red Square в помещении «Электрозавода», но и там открытие сорвалось. За два дня до открытия чиновники разместили вокруг «Электрозавода» дорожные препятствия. Тогда организаторы Игорь Ясин и Тарья Полякова решили провести выставку на одном из московских бульваров, поместив фотографии в металлические рамки, предназначенные для таких выставок. К сожалению, выставка продержалась недолго, полицейские убрали фотографии и задержали ЛГБТ-активистов и фотографа Дмитрия Стяжкина.

На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».

Пока мы готовили перевод, список пострадавших выставок пополнился: в пятницу Дмитрий Царионов и другие активисты из организации «Божья воля» повредили несколько скульптур в Манеже. – прим. ред.
Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Будь собой»
«Быть собой: истории ЛГБТ-подростков». 2015 год, галерея Red Square, Москва

Выставка «Быть собой», посвященная ЛГБТ-подросткам, чью жизнь осложнили законы о запрете гомосексуальной пропаганды, должна была рассказать о юношах и девушках, сфотографированных Марией Гельман и Дмитрием Роем. Лица несовершеннолетних на фотографиях были частично скрыты. «Мы хотели дать подросткам возможность своими словами рассказать о своих проблемах, мечтах и желаниях», – рассказала Гельман. Под давлением властей выставка несколько раз переезжала. Первоначально ее должны были показать в одном выставочном пространстве на Тверской, но владельцы галереи в последний момент отказались. Тогда она переехала в независимую галерею Red Square в помещении «Электрозавода», но и там открытие сорвалось. За два дня до открытия чиновники разместили вокруг «Электрозавода» дорожные препятствия. Тогда организаторы Игорь Ясин и Тарья Полякова решили провести выставку на одном из московских бульваров, поместив фотографии в металлические рамки, предназначенные для таких выставок. К сожалению, выставка продержалась недолго, полицейские убрали фотографии и задержали ЛГБТ-активистов и фотографа Дмитрия Стяжкина.

На фото: Галя, 17 лет. Работа Марии Гельман с выставки «Быть собой».

Пока мы готовили перевод, список пострадавших выставок пополнился: в пятницу Дмитрий Царионов и другие активисты из организации «Божья воля» повредили несколько скульптур в Манеже. – прим. ред.
11 / 11