Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Süddeutsche Zeitung (Германия): станции метро советской эпохи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Под улицами бывших советских городов лежит совершенно другой мир: фотограф Кристофер Хервиг посетил уникальные станции метро на территории от Киева до Баку. Эти подземные дворцы достались в наследство от Советского Союза. Сегодня у одних людей они вызывают ярость, а для других служат источником вдохновения. Книга «Станции советского метро» выходит в издательстве FUEL Publishing.
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция «Космонавтлар», Ташкент, Узбекистан

Люди, едущие в метро, выглядят везде одинаково, особенно ранним утром и вечером после работы. Кажется, что окружающая обстановка не производит на них никакого впечатления. Это с полным правом может сказать Кристофер Хервиг (Christopher Herwig), который нескольких месяцев практически жил в метро в 15 бывших советских городах. Канадский фотограф показывает, что исторические станции от Баку до Еревана, даже если они в повседневной жизни малозаметны для уставших глаз, все же уникальны.

Многие из них рассказывают истории, как, например, станция «Космонавтлар» в столице Узбекистана Ташкенте. Открытая в 1984 году, она должна была как бы переносить людей из-под земли в космос, на Млечный путь из стеклянных звезд и сияющей синей керамики, а еще показывать портреты советских героев космоса, таких как Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Станция «Космонавтлар», Ташкент, Узбекистан
Станция «Космонавтлар», Ташкент, Узбекистан

Люди, едущие в метро, выглядят везде одинаково, особенно ранним утром и вечером после работы. Кажется, что окружающая обстановка не производит на них никакого впечатления. Это с полным правом может сказать Кристофер Хервиг (Christopher Herwig), который нескольких месяцев практически жил в метро в 15 бывших советских городах. Канадский фотограф показывает, что исторические станции от Баку до Еревана, даже если они в повседневной жизни малозаметны для уставших глаз, все же уникальны.

Многие из них рассказывают истории, как, например, станция «Космонавтлар» в столице Узбекистана Ташкенте. Открытая в 1984 году, она должна была как бы переносить людей из-под земли в космос, на Млечный путь из стеклянных звезд и сияющей синей керамики, а еще показывать портреты советских героев космоса, таких как Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
1 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция «Автово», Санкт-Петербург, Россия

Другие же станции, например эта в российском Санкт-Петербурге, похожи на подземные бальные залы. Подобная пышная роскошь уже давно превратила линии московского метро в туристическую достопримечательность.

Своим проектом «Советские станции метро» (Soviet Metro Stations) фотограф наглядно доказывает, что спуститься под землю стоит и в таких городах, как Баку, Тбилиси или Ереван. В его одноименном фотоальбоме можно впервые увидеть многие станции метро бывшего Советского Союза. И хотя метро было изобретено не там, в СССР оно обрело совершенно необычный облик и невероятное развитие. Оно стало чем-то большим, чем просто средство передвижения.
Станция метро в Санкт-Петербурге
Станция «Автово», Санкт-Петербург, Россия

Другие же станции, например эта в российском Санкт-Петербурге, похожи на подземные бальные залы. Подобная пышная роскошь уже давно превратила линии московского метро в туристическую достопримечательность.

Своим проектом «Советские станции метро» (Soviet Metro Stations) фотограф наглядно доказывает, что спуститься под землю стоит и в таких городах, как Баку, Тбилиси или Ереван. В его одноименном фотоальбоме можно впервые увидеть многие станции метро бывшего Советского Союза. И хотя метро было изобретено не там, в СССР оно обрело совершенно необычный облик и невероятное развитие. Оно стало чем-то большим, чем просто средство передвижения.
2 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция «Киевская», Харьков, Украина

Хервиг отправился в путь зимой 2018 года. Его путешествие началось в заснеженном Новосибирске, а закончилось в августе 2018 года в столице Белоруссии Минске.
Станция «Киевская» в украинском городе Харькове
Станция «Киевская», Харьков, Украина

Хервиг отправился в путь зимой 2018 года. Его путешествие началось в заснеженном Новосибирске, а закончилось в августе 2018 года в столице Белоруссии Минске.
3 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция метро, Нижний Новгород, Россия

Предыдущий проект Хервига «Советские автобусные остановки» демонстрирует всю причудливость старых автобусных остановок в странах бывшего Советского Союза. Некоторые даже напоминали летающие тарелки, упавшие в степи.

На этот раз читатели не видят контраста с окружающей средой. Им приходится самим додумывать контрасты с городом, в котором находится станция, подчас курьезные.

Например, футуристические станции метро в российском Нижнем Новгороде понравились Хервигу тем, что «отвлекали от довольно ординарных окраин, находящихся над ними».

Как правило, Хервиг снимает станции без пассажиров. Хотя когда в тридцатых годах ХХ века начиналась реализация этих гигантских строительных проектов, думали прежде всего о людях.
Станция метро в Нижнем Новгороде
Станция метро, Нижний Новгород, Россия

Предыдущий проект Хервига «Советские автобусные остановки» демонстрирует всю причудливость старых автобусных остановок в странах бывшего Советского Союза. Некоторые даже напоминали летающие тарелки, упавшие в степи.

На этот раз читатели не видят контраста с окружающей средой. Им приходится самим додумывать контрасты с городом, в котором находится станция, подчас курьезные.

Например, футуристические станции метро в российском Нижнем Новгороде понравились Хервигу тем, что «отвлекали от довольно ординарных окраин, находящихся над ними».

Как правило, Хервиг снимает станции без пассажиров. Хотя когда в тридцатых годах ХХ века начиналась реализация этих гигантских строительных проектов, думали прежде всего о людях.
4 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция метро «Аэропорт», Москва, Россия

Не исключено, что и сегодня многим пассажирам московской станции «Аэропорт» кажется, что за ними наблюдают: потолочный светильник похож на огромный глаз.

Станция была открыта в 1938 году, когда Сталин, не жалея сил и средств, форсировал строительство метро. Линии и станции были одновременно и витринами технического прогресса, и пропагандистскими объектами, и утопиями. Об этом пишет британец Оуэн Хэзерли в эссе, предваряющем фотоальбом Хервига.

По его словам, работы велись с крайней жестокостью и беспощадностью по отношению к рабочим-строителям, а после 1938 года жизнь и здоровье под землей губили в основном заключенные.
Станция метро «Аэропорт» в Москве
Станция метро «Аэропорт», Москва, Россия

Не исключено, что и сегодня многим пассажирам московской станции «Аэропорт» кажется, что за ними наблюдают: потолочный светильник похож на огромный глаз.

Станция была открыта в 1938 году, когда Сталин, не жалея сил и средств, форсировал строительство метро. Линии и станции были одновременно и витринами технического прогресса, и пропагандистскими объектами, и утопиями. Об этом пишет британец Оуэн Хэзерли в эссе, предваряющем фотоальбом Хервига.

По его словам, работы велись с крайней жестокостью и беспощадностью по отношению к рабочим-строителям, а после 1938 года жизнь и здоровье под землей губили в основном заключенные.
5 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция «Выдубичи», Киев, Украина

Какими бы современными и элегантными ни казались многие станции, но архитекторов и художников заставляли также продвигать коммунистическую идеологию в графических изображениях, скульптурах и рельефах.

В исключительных случаях, например, в Москве и Санкт-Петербурге, целые линии становились «пропагандистскими блокбастерами, которые буквально сочились героическим пафосом, глупостью и безвкусицей», пишет Хэзерли в «Советских станциях метро».

И как раз это заставило некоторых людей в 90-е годы ненавидеть исторические станции метро.

В столице Украины Киеве, например, станция «Выдубичи» с некоторых пор превратилась в поле битвы с визуальными свидетельствами коммунизма и российского господства. Некоторые исторические артефакты уничтожаются.

В конечном итоге трудно сказать, пишет Хэзерли, «что приносит больший вред – удаление произведений искусства со станций или оклеивание их рекламными плакатами».
Станция метро «Выдубичи» в Киеве
Станция «Выдубичи», Киев, Украина

Какими бы современными и элегантными ни казались многие станции, но архитекторов и художников заставляли также продвигать коммунистическую идеологию в графических изображениях, скульптурах и рельефах.

В исключительных случаях, например, в Москве и Санкт-Петербурге, целые линии становились «пропагандистскими блокбастерами, которые буквально сочились героическим пафосом, глупостью и безвкусицей», пишет Хэзерли в «Советских станциях метро».

И как раз это заставило некоторых людей в 90-е годы ненавидеть исторические станции метро.

В столице Украины Киеве, например, станция «Выдубичи» с некоторых пор превратилась в поле битвы с визуальными свидетельствами коммунизма и российского господства. Некоторые исторические артефакты уничтожаются.

В конечном итоге трудно сказать, пишет Хэзерли, «что приносит больший вред – удаление произведений искусства со станций или оклеивание их рекламными плакатами».
6 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция «Гагаринская», Самара, Россия

Фотограф Хервиг говорит, что хорошо понимает желание людей в бывших советских республиках избавится от символов советского господства. Но он хотел бы в своих работах сохранить следы той эпохи без оголтелой пропаганды.

Он надеется, что произведения «креативных индивидуумов того времени» будут сохранены и найдут свое место в истории. Ведь создавались они не лично Сталиным или его последователями, а «людьми, которые хотели сделать нечто красивое вопреки всему».
Станция метро «Гагаринская» в Самаре
Станция «Гагаринская», Самара, Россия

Фотограф Хервиг говорит, что хорошо понимает желание людей в бывших советских республиках избавится от символов советского господства. Но он хотел бы в своих работах сохранить следы той эпохи без оголтелой пропаганды.

Он надеется, что произведения «креативных индивидуумов того времени» будут сохранены и найдут свое место в истории. Ведь создавались они не лично Сталиным или его последователями, а «людьми, которые хотели сделать нечто красивое вопреки всему».
7 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкВход на станцию «Еритасардакан», Ереван, Армения

Путешествие напоминало охоту за сокровищами или игру в «казаки-разбойники», пишет Хервиг. И иногда ему удавалось сделать удивительные находки: в столице Армении Ереване, например, через это скошенное строение на станцию «Еритасардакан», открытую в 1981 году, проникает свет.
Метро в Ереване
Вход на станцию «Еритасардакан», Ереван, Армения

Путешествие напоминало охоту за сокровищами или игру в «казаки-разбойники», пишет Хервиг. И иногда ему удавалось сделать удивительные находки: в столице Армении Ереване, например, через это скошенное строение на станцию «Еритасардакан», открытую в 1981 году, проникает свет.
8 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция «Улдуз», Баку, Азербайджан

Отвечая на вопрос, как дизайн станций метро сегодня влияет на пассажиров, Хервиг цитирует теорию «разбитых окон». Согласно ей, вандализм и преступность возникают там, где появляются первые признаки запустения.

Так ли это на самом деле, он не знает. Но интересна противоположная мысль: могут ли роскошные станции метро – хотя бы косвенно – позитивно влиять на поведение людей?
Станция метро «Улдуз» в Баку
Станция «Улдуз», Баку, Азербайджан

Отвечая на вопрос, как дизайн станций метро сегодня влияет на пассажиров, Хервиг цитирует теорию «разбитых окон». Согласно ей, вандализм и преступность возникают там, где появляются первые признаки запустения.

Так ли это на самом деле, он не знает. Но интересна противоположная мысль: могут ли роскошные станции метро – хотя бы косвенно – позитивно влиять на поведение людей?
9 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкНаземный вестибюль станции «Красные ворота», Москва, Россия

Поэтому старые станции метро можно рассматривать и как источник вдохновения.

«Со временем многие констатировали, что мечта об огромном сияющем кадиллаке на восьмиполосной автостраде утратила привлекательность, особенно когда из-за пробок все движение стоит», – пишет Хервиг.
Наземный вестибюль станции «Красные ворота»
Наземный вестибюль станции «Красные ворота», Москва, Россия

Поэтому старые станции метро можно рассматривать и как источник вдохновения.

«Со временем многие констатировали, что мечта об огромном сияющем кадиллаке на восьмиполосной автостраде утратила привлекательность, особенно когда из-за пробок все движение стоит», – пишет Хервиг.
10 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкСтанция метро, Днепропетровск, Украина

Ирония истории состоит в том, что сегодня именно западные города пытаются повернуть развитие вспять и вместо дорог и автомобилей вновь поставить общественный транспорт во главу угла, пишет Хэзерли.

Вот почему взгляд на такой престижный советский объект, как метро, не только пробуждает ностальгические эмоции, но и заставляет задуматься о насущных проблемах будущего.
Станция метро в Днепропетровске
Станция метро, Днепропетровск, Украина

Ирония истории состоит в том, что сегодня именно западные города пытаются повернуть развитие вспять и вместо дорог и автомобилей вновь поставить общественный транспорт во главу угла, пишет Хэзерли.

Вот почему взгляд на такой престижный советский объект, как метро, не только пробуждает ностальгические эмоции, но и заставляет задуматься о насущных проблемах будущего.
11 / 12
© Herwig / FUEL / Перейти в фотобанкКнига Кристофера Хервига «Станции советского метро» издательства Fuel Publishing
Книга Станции советского метро
Книга Кристофера Хервига «Станции советского метро» издательства Fuel Publishing
12 / 12