Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Специальная миссия в американском Конгрессе: Фотыга и Мачеревич уже за океаном

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНа месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий
На месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший министр иностранных дел правительства Ярослава Качиньского Анна Фотыга и глава комиссии партии «Право и справедливость» по расследованию причин смоленской катастрофы Антони Мачеревич уже прибыли в США. Они направились туда уговаривать американских конгрессменов использовать свое влияние и убедить американскую администрацию помочь Польше установить причины трагедии.

Бывший министр иностранных дел правительства Ярослава Качиньского Анна Фотыга (Anna Fotyga) и глава комиссии партии «Право и справедливость» (PiS) по расследованию причин смоленской катастрофы Антони Мачеревич (Antoni Macierewicz) уже прибыли в США. Они направились туда уговаривать американских конгрессменов использовать свое влияние и убедить американскую администрацию помочь Польше установить причины трагедии.

Поездка депутатов вызвала вчера в Польше много споров. Наиболее критично к ней отнеслись представители партии «Гражданская платформа» (PO). По их мнению, этот визит вносит ненужную напряженность и подрывает доверие к польским ведомствам, занимающимся расследованиям.

Единственные, кто твердо отстаивает специальную миссию Фотыги и Мачеревича – это, как несложно догадаться, депутаты их родной партии. Они считают, что это не более чем экспертный визит, являющийся отражением хороших отношений между Польшей и США. Вдова руководителя Института национальной памяти Зузанна Куртыка (Zuzanna Kurtyka) объяснила в разговоре с нами, что поиск помощи в Америке продиктован неспособностью польского правительства выяснить причины трагедии. На обвинение пресс-секретаря правительства Павла Грася (Paweł Graś) в том, что поездка Фотыги и Мачеревича – это почти измена, она ответила: «Я использовала бы это определение в отношении того, что сделало польское правительство, отдав дело россиянам. Потому что таким образом они изменили польским государственным интересам».

По мнению Зузанны Куртыки, большое значение имеет доведение темы катастрофы до американской общественности. «Если мы способны заинтересовать общественность тем, что произошло в Смоленске, и тем, как ведется следствие, то важен уже сам этот факт», - говорит она.

«Ни одно американское ведомство не будет разговаривать с частными лицами, прибывающими с миссией, которая не была санкционирована государством-союзником», - считает американист Збигнев Левицкий (Zbigniew Lewicki). По его мнению, визит Фотыги и Мачеревича будет восприниматься за океаном, скорее, как курьез. «Американцы толерантны, так что если кто-то хочет приехать и что-то сказать, он имеет на это право», - объясняет Левицкий.

Из неофициальных источников известно, что двое политиков из «Права и Справедливости» очень рассчитывают на помощь неоднозначно оцениваемого конгрессмена от штата Нью-Йорк Питера Кинга (Peter Kinga). Кинг прославился в 80-е годы, в частности тем, что как политик поддерживал террористов Ирландской республиканской армии, и Лондон запретил ему въезд в Великобританию.

Именно Кинг в июне подал проект резолюции по катастрофе в Смоленске, в которой он подверг сомнению действия российских следователей. Однако ассистентка конгрессмена, которой мы задали вчера вопрос, запланирована ли у него встреча с польскими парламентариями, перенаправила телефонный разговор на автоответчик пресс-секретаря.

Пусть мир услышит о Смоленске

Спор вокруг поездки Анны Фотыги и Антони Мачеревича в США усиливается. Вчера на эту тему высказался Ярослав Качиньский, который, как можно было ожидать, не выбирал слов. «В отношении государства, которое вовсе не обязательно заинтересовано показать правду, наше правительство ведет себя, как напуганная собачонка, а одновременно оно обвиняет в измене тех, кто хочет эту правду найти», - отреагировал он на слова, которые высказал по поводу миссии Фотыги и Мачеревича, в частности, Павел Грась. «Правительство доверило следствие чужой державе, не являющейся нашим союзником, державе, которая продолжает восприниматься как угроза, и которая не придерживается никаких цивилизованных принципов внутри своих границ», - продолжал объяснять Качиньский. Поскольку, как аргументировал лидер «Права и Справедливости», это государство «готово убивать, причем массово, собственных граждан» - в качестве примеров он привел войну в Чечне, штурм школы в Беслане и теракт в московском театре.

Реакции долго ждать не пришлось, а в дискуссию включился сам премьер-министр Дональд Туск. На обвинения Качиньского в том, что правительство ведет себя, как напуганная собачонка, он ответил: «Меня уже называли аватаром, я могу побыть и собачонкой, я как-нибудь справлюсь с каждой ролью». «Я люблю собак, так что я позволю себе воспринимать это как комплимент», - пошутил премьер. На вопрос, что он думает о самой миссии «Права и Справедливости» в США, он ответил, что «предпочитает ничего не думать на эту тему». «Слово "думать" как-то к этому не подходит», - отрезал он. Потом речь шла уже о катастрофе и самом следствии. По мнению премьера, обвинения, которые высказывает в адрес правительства «Право и Справедливость» совершенно безосновательны.

«Они хотят сделать из смоленской катастрофы ось раздела в польской политике. Вообще плохо превращать трагедию в главную составляющую политических предпочтений», - сказал Дональд Туск на пресс-конференции. Он подчеркнул, что правительство использовало все возможности, чтобы расследование причин катастрофы приблизило нас к правде, поэтому он не позволит, чтобы «безответственные политики» подрывали хорошие отношения Польши с ее соседями и сильную позицию нашей страны в ЕС.

Премьер Туск счел «то, что устраивает вокруг смоленской катастрофы группа политиков, связанная с партией «Право и Справедливость», в корне неприличным». «Это настолько отвратительно, что даже не хочется комментировать», - сказал он.

Бывший министр иностранных дел Анна Фотыга и Антони Мачеревич отправились вчера за океан просить помощи в следствии по расследованию смоленской катастрофы. Польские политики намереваются встретиться с конгрессменами-республиканцами и заинтересовать их тем, что происходит в этом отношении в Польше и в России.

«Мы вправе обращаться к государственным институтам дружественных нам стран, отстаивая свои права. Особенно в ситуации, когда следствие по смоленской катастрофе оказалось загублено», - сказала в разговоре с "Polska" Зузанна Куртыка, вдова трагически погибшего Яна Куртыки.