Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия не находится и не будет находиться в дипломатической изоляции

© коллаж ИноСМИРоссия
Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один из излюбленных тезисов неоконов состоит в том, что при гнусном путинском авторитаризме Россия полностью потеряла доброе имя, которое создала себе при добродушном пьянчуге Ельцине. Если верить им, у России нет друзей, она одинока на международной арене, и все это – из-за глубокой некомпетентности, хищничества и жестокости Кремля.

Один из излюбленных тезисов неоконов состоит в том, что при гнусном путинском авторитаризме Россия полностью потеряла доброе имя, которое создала себе при добродушном пьянчуге Ельцине. Если верить им, у России нет друзей, она одинока на международной арене, и все это – из-за глубокой некомпетентности, хищничества и жестокости Кремля.

В отношении некоторых стран (Польши, Грузии и Прибалтийских республик, позиция которых всегда была и остается до абсурда антироссийской) это в некотором смысле верно. Но в масштабе мира? На мой взгляд, столь же легко и без натяжек можно доказать, что Россия сейчас популярнее и обладает лучшими международными связями, чем когда-либо раньше за свою нелегкую историю. (Честно говоря, это не слишком высокая планка, но, с другой стороны, с чем нам еще сравнивать? С альтернативной реальностью, в которой Россия была бы не «империей зла», а этакой увеличенной версией Нидерландов?)

Сегодня множество стран, ранее открыто враждовавших с Россией (Израиль, Китай, Турция) или весьма негативно к ней расположенных (Бразилия, Аргентина, и прочие бывшие правые военные режимы Южной Америки, а также бывший южноафриканский режим апартеида), установили с Россией тесные дипломатические и экономические связи. Что до Индии, то у нее даже в разгар холодной войны были неплохие отношения с Россией, и в последнее время они только укрепились. Россия заметно укрепляет экономические связи и с Японией, несмотря на неприятный и, судя по всему, неразрешимый спор о Курильских островах.

Я пишу об этом не для того, чтобы польстить Кремлю, но потому, что нам необходимо признать реальность и предостеречь от ошибки тех, кто на основании явно ухудшившихся в 2000-2008 годах отношений между Россией и Соединенными Штатами делает вывод о том, что Путин превратился в некое международное пугало или считает само собой разумеющимся, что путинская политика привела страну к дипломатической катастрофе ( Попытки России заставить своих союзников признать Южную Осетию и Абхазию явно ни к чему не привели, однако это - лишь малая часть дипломатических усилий России. Люди, которые без тени сомнения говорят, что у России «нет друзей», так как она не может добиться дипломатического признания для двух своих крошечных стран-клиентов, зачастую будут находить бесконечные оправдания для глубокой неспособности Соединенных Штатов заставить своих союзников всерьез сделать хоть что-нибудь в Ираке или Афганистане). Между тем Россия сейчас установила хорошие отношения с остальными странами БРИК и прочими стремительно растущими азиатскими экономиками. Хорошие отношения у нее также с большинством стран Ближнего Востока, включая Иран и Израиль, а не любят ее в основном бывшие страны Варшавского договора, географически расположенные на узкой полосе земли в Восточной Европе.

Можно ли считать это идеальной дипломатической обстановкой? Разумеется, нет. Однако похоже ли это на катастрофу и, что еще важнее, хуже ли это, чем ее положение в девяностые? Я не вижу, как подобный тезис можно доказать. Структура мировой экономики меняется буквально у нас на глазах, из Азии в целом и Китая в частности уходит экономический динамизм и на смену ему приходит богатство. Россия, что бы ни думали некоторые, вполне способна воспользоваться этим к своей выгоде. Между тем, если смотреть на Россию исключительно с точки зрения Соединенных Штатов (которые ее ненавидят и презирают в практически равной мере) картина ситуации получится на редкость неадекватной.