В современной России можно найти много схожих черт с Советским  Союзом, но особенно это относится к области экономики. Как СССР в 90-годы, путинская Россия испытывает в настоящее время огромную нехватку финансовой ликвидности. Как и во времена Советской России, в руках государства находится большая часть источников богатства; как и в ельцинской России, унаследовавшей проблемы развалившегося СССР, власти страны проводят массовую приватизацию с целью наполнения оскудевшей казны.

Глава правительства РФ Владимир Путин, обладающий всей полнотой власти в стране, бывший сотрудник спецслужб и коммунист, проникшийся идеями демократии…, продолжает думать и управлять, как представители бывшей партноменклатуру советского периода.

Советский стиль особенно проявляется в его способах управления экономикой РФ. Сверхцентрализация и командно-административные методы хозяйствования возродились и набрали силу при Путине: за последние шесть лет, участие государства в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) выросло с 25% до более чем 50%.

Массовая приватизация, запущенная в 90-е годы Б.Ельциным с целью наполнения бюджета государства, разрушенного сталинизмом, привела к тому, что самый прибыльный бизнес оказался в руках бывших высокопоставленных чиновников, многие из которых были тесно связаны со спецслужбами СССР. Сегодня их называют олигархами. Они либо покорно делают то, что им указывает правительство, либо становятся жертвами политико-экономического давления властей (достаточно вспомнить дело М.Ходорковского, бывшего владельца нефтяной компании «Юкос», оказавшегося за решёткой). Даже иностранных  инвесторов, участвовавших в выгодных российских бизнес-проектах, «убедили» продать свои акции. Например, голландская компания Shell, имевшая долевое участие в разработке месторождений на Сахалине, была вынуждена продать свои акции под давлением российского газового монополиста «Газпром».

Отсутствие нормативно-правовой базы для осуществления капиталовложений и набирающие обороты командно-административные методы управления экономикой отпугивают иностранный капитал и уже привели к снижению объёма инвестиций с 49 миллиардов долларов в 2008 году до всего лишь 16 миллиардов в 2009 году. Ко всем прочим проблемам, навалившимся на Путина, добавилось то, что нынешний отток иностранных капиталов совпал с мировым финансово-экономическим кризисом и плохими производственными показателями многих государственных предприятий. Всё это создаёт обстановку, напоминающую ту, которая наблюдалась в 90-е годы. Именно поэтому российские власти приняли решение частично приватизировать с 2011 по 2013 год десять самых крупных предприятий страны, надеясь получить от этого от 22 до 23 миллиардов долларов доходов, что позволит сократить государственный долг до 4% ВВП.

Помимо десяти крупнейших промышленных предприятий, о которых шла речь в предыдущем абзаце, российское руководство намеревается приватизировать в следующем году 400 предприятий, не представляющих стратегической важности. Среди них стоит отметить продажу 49% капитала ипотечного банка «АЛСК» и «Россельхозбанка». В ходе других приватизационных сделок государство предполагает продать от 10% до 25% минус одна акция с тем, чтобы не потерять контроль за деятельностью каждого из этих предприятий. В этой связи стоит отметить два крупных банковских учреждения Сбербанк и ВТБ (VTB), «Транснефть», монополиста магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, «Росгидро», энергетическую компанию, занимающуюся эксплуатацией гидроэлектростанций, «Федеральную сетевую компанию», оператора энергетических сетей. В последнем случае на продажу будет выставлено 28,11% уставного капитала. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что решение о продаже принято не в самый благоприятный для этого момент, что лишний раз подтверждает катастрофическую нехватку финансовой ликвидности в России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.