Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беспринципное содействие демократии

© коллаж ИноСМИБеспринципное содействие демократии
Беспринципное содействие демократии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия, которую часто считают покровительницей авторитарных режимов, сейчас неожиданно начала активно поддерживать демократию. Несмотря на многолетние попытки подорвать прозападные режимы в Грузии и на Украине и на долгую поддержку авторитарной Белоруссии, Москва демонстрирует, что авторитарные режимы также могут лишиться ее поддержки, если ведут политику, не соответствующую российским интересам.

Россия, которую часто считают покровительницей авторитарных режимов, сейчас неожиданно начала активно поддерживать демократию. Несмотря на многолетние попытки подорвать прозападные режимы в Грузии и на Украине и на долгую поддержку авторитарной Белоруссии, Москва демонстрирует, что авторитарные режимы также могут лишиться ее поддержки, если ведут политику, не соответствующую российским интересам. Поддержка режимов определенного типа для Москвы не самоцель. Россия выступает то за автократию, то демократию – для нее это лишь средство сохранять влияние на более слабых соседей.

Отношения Москвы с Белоруссией - бывшей «самой братской страной России» - находятся в полном упадке с 2004 года – с тех пор, как Газпром прервал поставки газа в Белоруссию, чтобы заставить президента Лукашенко продать России белорусскую транзитную компанию-монополиста. В 2006, 2008 и 2010 годах энергетические войны повторялись, и газоснабжение прерывалось вновь. Со своей стороны, Лукашенко отложил вступление в Таможенный союз и отказался признать Южную Осетию и Абхазию. Кроме того, после «мясомолочной войны» 2009 года между Россией и Белоруссией Лукашенко проигнорировал саммит возглавляемой Москвой Организации Договора о коллективной безопасности и начал искать сближения с Евросоюзом. За этим последовали европейско-белорусские усилия по расширению торговли и сотрудничества, стороны попытались начать диалог в области прав человека и был снят запрет на посещение Европы высокопоставленными белорусскими чиновниками.

Попытки Лукашенко перехитрить Россию и его прозападная позиция серьезно разозлили Кремль. Пока Лукашенко считался ближайшим союзником Москвы, Россия поддерживала его режим в политическом, экономическом и военном отношении. Однако после того, как Лукашенко начал пытаться действовать самостоятельно, Россия, стараясь ослабить его власть, начала вносить свой вклад в демократизацию страны.

Как сообщают представители Москвы, на ближайших белорусских выборах Россия может впервые уделить внимание нарушениям демократических норм в ходе голосования. Также российские политики начали встречаться с белорусской оппозицией, а Москва, по слухам, принялась финансировать местные кампании против Лукашенко и в защиту гражданских прав. В июле контролируемый Газпромом канал НТВ выпустил в эфир два документальных фильма, обвинявших Лукашенко в исчезновениях оппозиционеров десятилетней давности. В сентябре вышли фильмы, посвященные нарушениям прав человека и убийствам журналистов и лидеров оппозиции белорусским режимом. На улицы после этого вышли сотни демонстрантов.

Кроме этого, Россия обвиняла в несоответствии демократическим стандартам бывшего киргизского лидера Курманбека Бакиева, который навлек на себя ее гнев, когда отказался закрывать американскую военную базу в Киргизии, приняв перед этим от Москвы 450 миллионов долларов в виде финансовой помощи. За несколько месяцев до того, как в апреле 2010 года началось восстание, свергнувшее режим Бакиева, русскоязычные телеканалы и интернет-сайты начали провозглашать киргизского президента преступником. Россия также заигрывала с киргизскими оппозиционерами. В марте 2010 года член российского парламента Сергей Миронов провел встречу с Розой Отунбаевой, бывшей тогда лидером оппозиции. После переворота президент Медведев потребовал от временного правительства провести прямые и честные выборы, заявив, что это станет предварительным условием для сотрудничества. При этом российские власти продолжали диалог с оппозицией. Когда началась парламентская предвыборная кампания, Кремль поддержал несколько разных партий, чтобы усилить свое влияние на будущее правительство.

Точно так же Россия считает, что продемократическая тактика может помочь против еще одного врага Москвы – президента Грузии Михаила Саакашвили. Российские власти сейчас пытаются наладить контакты с грузинской оппозицией. Более того, в связи с сокращением западной помощи Грузии Россия хочет выступить в роли ключевого партнера в тяжелый для грузинской экономики период.

Однако было бы наивно думать, что для России демократизация является самоцелью. Демократические процедуры могут быть для нее удобны в тех случаях, когда они способны помочь сменить недружелюбное правительство на дружественное и покладистое. Непоследовательность и недостаточная решительность политики Запада дает России возможность пользоваться демократическим дискурсом в собственных стратегических целях и превращать демократизацию в инструмент для расширения своего влияния в регионе. При таком сценарии легитимность действий России будет трудно оспаривать.

Для Запада важно не оставить Восточную Европу на произвол судьбы. На фоне авторитарных тенденций в окрестностях региона Европа должна еще активнее утверждать в нем свое присутствие и поддерживать демократию, укрепляя демократические институты – в том числе выборы, законность и гражданское образование, - и осуждая недостаток демократии. Если Запад отступит, это будет значить, что все усилия и ресурсы, потраченные на демократизацию региона, были израсходованы впустую.

Наталия Шаповалова - исследователь FRIDE. Катерина Зарембо - приглашенный научный сотрудник FRIDE.