Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стратегическая концепция НАТО и России зависит от планов Москвы на Грузию

© коллаж ИноСМИФлаги России и Грузии
Флаги России и Грузии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия — это поле битвы между Востоком и Западом. Мы не можем предвидеть, каким путем пойдут Путин с Медведевым, главным образом потому, что они пока сами этого не знают. Но судя по тем сладостным звукам, которые доносятся из Лиссабона, русские твердо встали на путь глобального партнерства с США.

Чего России на самом деле надо от Грузии? Как и во всех вопросах, возникающих между Россией и бывшими странами-сателлитами, Кремль хочет заполучить или укрепить возможность контролировать независимые государства, но дело далеко не только в этом.

Грузия — это поле битвы, это страна, где идет война между Востоком и Западом. Именно здесь, как и в прочих зонах конфликта, российские лидеры должны предпринять конкретные шаги, чтобы начать действовать соответственно своему «новому мышлению». Мы не можем предвидеть, каким путем пойдут Путин с Медведевым, главным образом потому, что они, похоже, сами пока не знают, какой путь изберут в ближайшем будущем. Но судя по тем сладостным звукам, которые доносятся из Лиссабона, русские твердо встали на путь глобального партнерства с США.

Проблема со всем этим вот в чем: как Россия сможет удержать прошлые достижения, не лишившись потенциала на будущее? Дилемма Путина такова: как перейти от постсоветского управления к новому глобальному партнерству с США, не вызвав в переходном периоде неуправляемой социальной революции? Как же можно устроить гладкий переход от традиционной позиции — вредить планам Америки — к новой, то есть сотрудничать с американскими стратегами? Проблемы возникнут тогда, когда произойдет переход: вот учреждение работает по «старому мышлению», а вот настал новый день и надо переходить на новое.

Дилемма, стоящая перед Путиным, особенно явственно видна в Закавказье, где порыв советских картографов, движимых межэтническими различиями, вступает в противоборство с вечно меняющимися планами строительства трубопроводов. Российско-американская битва — «Южный поток» против Nabucco — создает неопределенность и размывает понятие о границах, так что люди, за которых начинают планировать их жизнь, из соображений самозащиты обращаются к национализму, так как имеют потенциал на будущее, за который стоит сражаться.

Оборонительный национализм надо обратить к своей выгоде, продемонстрировав, где лежит путь к новому будущему. В прошлом попытки преодолеть сложности, неотделимые от задачи умиротворения региона, свелись к созданию новых анклавов с границами, определенными ими самими, — Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах. Эти лагеря для подготовки партизан необходимо уничтожить, но принимая во внимание интересы ключевых задействованных игроков.

Смогут ли американские и российские лидеры преодолеть дилемму Путина с помощью какого-нибудь «мирного наступления»?

Недавние шаги, предпринятые сторонами азербайджано-армянского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, говорят о том, что российско-американское партнерство уже готово допустить или одобрить военное решение вопроса, хотя сами подписывают договоры, обязывающие их соблюдать установленные меры «разрешения конфликта».

Обычно я не стал бы читать рупор российской пропаганды газету «Правда», но недавно они опубликовали своевременный репортаж об этом насущном вопросе. Вдобавок к этому со стороны США прозвучало объявление, что они больше не будут посещать идущий сейчас саммит НАТО и ряд других.

Поддерживая мирное решение грузинских вопросов, американская сторона связывает себя обязательствами разрешить проблему противостояния с Россией по поводу Абхазии и Южной Осетии, хотя Россия и не может уступить амбициям Грузии. Какую цену запросит Россия с Грузии, НАТО и США за отказ от территории, которая кажется ей настолько важной, что она готова за нее воевать? Превращение Абхазии в военный анклав России было напрямую связано с программой дерусификации, проведенной Саакашвили. Южная Осетия взорвалась тогда, когда грузинский лидер попытался изгнать оттуда русских и перекрыть Рокский туннель — единственный, связывающий Северную Осетию с Южной, ради того, чтобы заставить российские войска отступить по ту сторону Кавказских гор. Идеальное российско-американское партнерство должно выглядеть таким образом, чтобы присутствие в Грузии американцев представляло также и интересы российской стороны.

Конечно, продолжающиеся дискуссии между президентами США и России в Лиссабоне касаются ограничений на глобальное партнерство и попыток скрыть различия между Востоком и Западом от пристального внимания граждан мира и их не поддающейся контролю свободной прессы.

Мы же, как представители этой не поддающейся контролю свободной прессы, должны сделать так, чтобы все секретные планы, касающиеся нашего будущего, перестали быть секретными.

Написать Питеру Чемберлину можно на адрес электронной почты peterchamberlin@naharnet.com