У Олега Дерипаски кончаются друзья, которые поддерживают его, особенно в министерстве финансов в Москве и в Федеральной налоговой службе.

Дерипаска не отрицает, что практика толлинга, при помощи которой его ОК Русал сэкономила примерно 5 миллиардов долларов на налоговых выплатах в российскую казну за последнее десятилетие, это находка. Но он заявляет, что это законно. Более того, он говорит, что она одобрена российскими властями. С другой стороны, в этом месяце впервые внутренние политические силы в Москве приблизились к тому моменту, когда официальные лица решились заявить вслух о том, что толлинг Русала - форма воровства.

Свидетельства этого ухода Русала от налогов появились в Высоком суде Великобритании, в деле, в котором бывший партнер и наставник Дерипаски Михаил Черной, заявляет, что сложная система толлинга и торговли алюминием была разработана ими двоими в 1990-х, а потом использовалась Дерипаской, чтобы получать прибыль единолично.

Если российские налоговики серьезно подумывают о сборе того, чем владеет Русал, теперь у них в руках есть подобное свидетельство - причем не в Москве, где у Дерипаски могут быть покровители и друзья, а в Лондоне, где таковых нет.

По данным Всероссийского налогового форума, проведенного Российской торгово-промышленной палатой, толлинг компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне, как Русал, существенно занижает размер налогов, уплачиваемых в России, и по этой причине спикеры на форуме заявили, что его нужно запретить. Как отметил Геннадий Гудков, депутат Госдумы, который тоже выступал на конференции, "толлинг - это полукриминальная схема, которая компрометирует Россию". Гудков - бывший офицер КГБ, два срока был представителем от Коломенского района Московской области.

Раиса Кармазина, депутат Думы от Красноярского края, заявила на той же конференции, что Русал обманывает региональный бюджет, причем сейчас недоплачивает налогов больше, чем десять лет назад. Этот растущий объем неуплат привел к протестам со стороны красноярских депутатов, которые провели два раунда дебатов по делу налоговых мошенничеств Русала на заседаниях Красноярского регионального парламента в ноябре и декабре. Анатолий Быков, бывший совладелец Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ), который в прошлом стал жертвой Дерипаски, свидетельствовал против него. Александр Усс, спикер местного парламенты, и Едхам Акбулатов, бывший исполняющий обязанности губернатора Красноярского края, заявили, что регион тут бессилен - налоговый статус Русала должен устанавливаться в Москве, говорят они.

Счетная палата, российский независимый аудитор федерального правительства, заявила на форуме, что выступает против налоговых схем Русала. Аудитор палаты Игорь Васильев засвидетельствовал, что по итогам проверок, которые провела палата в отношении операций Русала за 2005-2008 годы, фальсификация Русалом стоимости экспортируемого алюминия доходила до как минимум полумиллиарда долларов в год. Васильев заявил, что по его оценкам, не обложенные налогом доходы Русала, защищенные при помощи толлинга, составляли до 60 миллиардов рублей (1,9 миллиарда долларов) в год. За десятилетие с момента основания Русала, говорит Васильев, убытки государственному бюджету, в том числе с учетом недополученных налоговых платежей, процентов и штрафов, сейчас приближаются к 11 миллиардам долларов.

Счетная палата подтвердила, что Васильев выступал на форуме, и приводил эти оценки. Васильев со своей стороны отказался говорить что-то еще на эту тему. Гудков и Карамазина, с которыми мы связались в их кабинетах в Думе, также отказались отвечать на вопросы.

Не новость, что Дерипаске противостоят бывший премьер-министр, который ныне возглавляет Счетную палату, Сергей Степашин, и еще один бывший премьер-министр, ныне возглавляющий Торгово-промышленную палату - организатора конференции, Евгений Примаков. Оба они долгое время были связаны со спецслужбами. Но до сегодняшнего дня им не хватало сил на борьбу с защитниками Дерипаски в правительстве.

Премьер-министр Владимир Путин не то чтобы не знает о проблеме ухода от налогов. В июле 2008 года он открыто обрушился на практику толлинга или трансфертного ценообразования, хотя в том случае он выделил не Русал, а Мечел, экспортера угля, наметив его своей жертвой. В своем выступлении, транслировавшемся в московских вечерних новостях, Путин сказал: "Я уже отмечал на встрече (24 июля), что одна компания экспортировала свою продукцию, причем по цене в несколько раз ниже внутренней рыночной цены. Внутренняя цена составляла 4 100 рублей (176 долларов), а они продавали его себе же, но через границу, по 1 100 рублей, а потом реализовывали продукцию уже конечным покупателям по 323 доллара. Это значительно уменьшает налоговую базу внутри страны. Она не платит налогов и создает нехватку на внутреннем рынке, что означает рост стоимости металлопродукции".

По российским законам, разница в 20% или более между ценой товаров, продаваемых внутристрановым и экспортным отделениями компании является незаконным трансфертным ценообразованием. Все российские металлоэкспортеры использовали оффшорные трейдинговые схемы, которые подразумевают разные варианты ценовых различий, которые описал Путин. Под давлением требований листинга своих акций в Лондоне и Нью-Йорке, стальные группы консолидировали свои торговые операции в своих основных бухгалтерских балансах. Но трансфертное ценообразование в сталелитейной и угольной отрасли, а также толлинг в алюминиевой промышленности, продолжились.

Толлинг - это схема для обмена импортируемого сырья для металлургии, такого как глинозем, по фиксированной цене на алюминий, который экспортируется. Металлургические комбинаты получают фиксированную плату, оффшорный трейдер зарабатывает на разнице между платой переработчику и рыночной ценой металла - и не нужно платить налоги в России. Это законно, если импортирующие компании не связаны с металлургическими комбинатами и с экспортерами. Но если они все являются частями одного холдинга, тогда толлинговая схема рискует стать объектом обвинений в трансфертном ценообразовании со стороны властей.

Налоговая нагрузка, которую возлагают российские власти на металлоэкспортеров, ощутимо ниже той, которой подвергаются нефтяные компании, которые платят налог на непредвиденную прибыль. Но после того как правительство решило снизить налог на нефтяников, с целью стимулировать разработку месторождений, фискальные власти предложили заполнить брешь в доходной части бюджета налогами с сектора металлургии. Это именно то, что предлагалось сделать на последней конференции запрещением толлинга для Русала. В прошлый раз Степашин открыто пытался это сделать в июле 2008 года, как раз перед тем как Русалу стало грозить банкротство. Текст публичного заявления Счетной палаты, выпущенный в то время, ясно подчеркивал, что Русал получает прибыль посредством оффшорных махинаций за счет разницы между "высокой ценой реализации продуктов переработки на иностранном рынке и низкой стоимостью услуг по переработке на российских предприятиях (металлургических комбинатах) и не является объектом налогообложения в Российской Федерации". На тот момент, по оценке Счетной палаты, Русал получил от реализации такой схемы 2 миллиарда долларов.

Почти наверняка дело не только в этом. Нижеследующая таблица показывает, что раскрыли федеральные налоговые власти в своем докладе правительству 6 сентября 2004 года, когда проанализировали в процентном отношении размер уплачиваемых налогов и размер декларируемых доходов в отношении как Русала, так и других российских экспортеров металлов.

Обычные расчеты ставок налога на прибыль корпораций редко используют такой метод сравнения отношения уплачиваемого налога к получаемой прибыли. В случае с Россией в 2003-2004гг., и после, это было уместно, так как эти базовые цифры по выручке от продаж и по уплачиваемому налогу на прибыль гораздо легче проверить и проконтролировать, чем другие цифры в российском бухгалтерском балансе, подготовленном бухгалтерами и аудиторами.

Таблица показывает, что при показателе в 2% в 2003 году Русал платил в относительном смысле значительно меньше налогов, чем его российские аналоги. Сравнение с "Норильским никелем" включено в таблицу, потому что последние усилия Дерипаски по контролю над "Норникелем" показывают, насколько он критически важен для балансового отчета компании.

Как можно видеть, "Норильский никель" всякий раз платит примерно в четыре раза больше налогов в российскую казну, чем Русал. Просматривая таблицу год за годом, также можно увидеть, что, как и говорила депутат Кармазина с позиций Красноярского края - Русал сейчас платит меньше налогов, чем в 2003. Если бы федеральные налоговые власти получили соответствующую инструкцию от Минэкономразвития и Министерства финансов рассчитать эффективную налоговую ставку для Русала, если бы толлинговые схемы запретили, и если бы Русал платил налоги по усредненной ставке аналогичных компаний, то компания должна была бы платить как минимум на 500 миллионов долларов в год налогов больше, или на 5 миллиардов долларов больше за весь период до конца этого года.

Когда эти налоговые ухищрения Русала обнаружились в 2004 году, представитель компании Евгений Харрисон признала, что Русал имел возможность снизить свою налоговую базу, используя толлинговые схемы в контрактах с оффшорными компаниями (которые, по ее словам, он не контролировал и которыми не владел); а также при помощи схемы использования региональных налоговых льгот для дочерних предприятий компании, зарегистрированных на Чукотке, где у Русала не было практически никакого бизнеса или значимых инвестиций. По данным отчета Министерства по налогам и сборам, Харрисон заявляла тогда, что в отношении Русала не было официального расследования. "Драматизировать то, что на самом деле является обычным правительственным докладом, в статье с инсинуациями относительно  якобы неподобающего поведения Русала - это вводит в заблуждение и наносит ущерб корпоративной репутации компании, репутации, над которой мы серьезно работаем и как компания, и в целом в государственном масштабе, репутацией, которая двигает Россию вперед"

Харрисон лишили работы - за раскрытие дополнительной информации о толлинге в то время, когда компания  считалась предусмотрительной и осмотрительной. Ее сменила Вера Курочкина, которую несколько недель назад Дерипаска ввел в совет директоров Русала. В отношении нее тоже ведется изучение / Она тоже под следствием.

Когда Русал готовил продажу акций на Гонконгской фондовой бирже год назад, в проспекте, который был отобран и проверен, к теме толлинга обращаются три раза - один раз в заявлении о принципиальных рисках, связанных с группой, второй раз при повторении того, что уже было сказано, в разделе, посвященном продажам; и наконец, еще раз повторяя эту идею в разделе о налогах. То, что Русал заявил потенциальным покупателям акций год назад, признает наличие рисков в толлинге, и вероятность того, что российское правительство изменит свою точку зрения по вопросу правомерности этой схемы.

"Группа также использует толлинговые схемы в основном потому, что значительная часть ее глинозема поступает из-за границы и перерабатывается на металлургических комбинатах в России, и большая часть продаж алюминия третьим сторонам также приходится на компании вне России. В соответствии с международными схемами толлинга Группы, толлинговая компания, зарегистрированная в Швейцарии и подлежащая там же налогообложению и действующая в соответствии с инструкциями главной торговой компании Группы, закупает сырье и материалы, такие как глинозем, и занимается их доставкой к производителям, таким как алюминиевые заводы, в другой стране, для переработки и превращения их в конечную продукцию, такую как первичный алюминий, за вознаграждение в виде толлинговой платы (или платы за переработку). Право на сырье или на конечную продукцию не переходит к производителям, и поэтому там, где применяется толлинг, поставки сырья и конечной продукции в страну и из страны-производителя не подпадают под определение экспортно-импортных операций и не являются объектом местных экспортно-импортных пошлин. Толлинговая компания и производитель платят налоги на свою прибыль в соответствующих странах налоговой регистрации. Правила взимания налогов в отношении толлинговых схем в России подразумевают, среди прочего, требование того, чтобы ввозимые материалы перерабатывались за определенный период времени, и, соответственно, готовая продукция вывозилась из России тоже в течение жестко оговоренного периода времени…

Руководство планирует продолжать опираться на толлинговые схемы вышеозначенного рода в отношении алюминиевого производства в России в случаях, когда источники глинозема и покупатели готового алюминия находятся вне России. Толлинговые схемы разрешены российским законом, и толлинговые соглашения Группы регулярно регистрируются российскими таможенными властями. Совет директоров уверен, что толлинговые схемы Группы осуществляются на подобающих коммерческих условиях на базе соответствующих российских законов и предписаний…

Российские правила трансфертного ценообразования с 1999 года дают российским налоговым органам право вносить изменения и вводить дополнительные налоговые обязательства в отношении всех "контролируемых" трансакций, при условии, что цена продажи отличается от рыночной цены (в большую или меньшую сторону) более чем на 20%. "Контролируемые" сделки включают в себя сделки с родственными сторонами, бартерные сделки, сделки в сфере внешней торговли и сделки между несвязанными сторонами со значительными колебаниями цены (т.е. если цена в таких сделках отличается от цены аналогичных сделок более чем на 20% в течение короткого периода времени)… Российские правила трансфертного ценообразования весьма расплывчато сформулированы и оставляют много пространства для интерпретации, как российскими налоговыми органами, так и судами. И очень мало разъяснений относительно того, как эти правила должны применяться (хотя кое-какая судебная практика есть)…

Определенные изменения в российское законодательство относительно трансфертного ценообразования, как ожидается, будут рассмотрены российскими законодателями, и новые правила могут вступить в силу в ближайшем будущем. Эти изменения, если они будут приняты, как ожидается, установят более жесткие правила трансфертного ценообразования". Министерство финансов, ФНС, и комитет Думы по бюджету и налогам - всех попросили рассказать, что, в их интерпретации, отличает законный толлинг от незаконного трансфертного ценообразования. На данный момент они не ответили.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.