Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская Европа или европейская Россия?

Путинские энергетические угрозы должны стать смехотворными picture
Путинские энергетические угрозы должны стать смехотворными picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Идея общего российско-европейского энергетического комплекса «буквально стучится в дверь». Это Путин стучится, заботясь о том, чтобы разрушить «антиимпериалистический» довод против российского контроля над Европой, заявляя, что недавнее прошлое было политизировано и что приписывание России неких тайных намерений, скрываемых за ее энергетической политикой, «не имело ничего общего с реальностью».

Посетив с визитом Берлин 25 ноября 2010 года, Владимир Путин без лишних церемоний заявил, что между Россией, «очень зависимой от конъюнктуры на сырьевых рынках», с одной стороны, и «ЕС, который расплачивается за длительную дезиндустриализацию» с другой, обнаруживается взаимодополнительность. Она усиливается тем обстоятельством, что Евросоюз «оказался перед лицом реальной угрозы ослабления своих позиций на индустриальном рынке и в сфере новых технологий». Действительно, финансовый кризис показал, что Европа, как и другие «центры» планетарного влияния, в том числе и США и Китай, нуждается в концептуальном «видении» будущего. Уже сейчас уже уместно задуматься над тем, что будет через 20, 30, даже через 50 лет. Москва представляет себе будущее в форме партнерских отношений между Россией и Европейским Союзом. О чем мечтает российский премьер-министр – о большом континентальном рынке «от Лиссабона до Владивостока», и, согласившись на отмену налогообложения экспорта в Евросоюз таких сырьевых материалов, как лес (снижение себестоимости бумаги), Россия надеется облегчить присоединение к ВТО; о синтезе двух экономик – классической и нового типа, о сообществе гармонизированных экономик, и даже о каких-то формах свободной торговли вплоть до «более продвинутых форм экономической интеграции».

В этом контексте остается слово за Германией как самым близким союзником России в Европе. Путин провокационно проводит параллель между своим евро-российским проектом и воссоединением Германии при Хельмуте Коле; у бывшего канцлера были все исторические основания стойко обороняться от всех тех, кто убеждал его выждать, пока ГДР не дозреет. Авторам проекта грядущей Евро-России придется проявить такую же твердость.

Если точнее: идея общего энергетического комплекса «буквально стучится в дверь». Это Путин стучится, хлопоча о том, чтобы разрушить «антиимпериалистический» довод против  российского контроля над Европой, заявляя, что в недавнем прошлом имело место излишнее политизирование событий, доходящее даже до приписывания России неких тайных намерений, скрываемых за ее энергетической политикой, «что не имело ничего общего с реальностью»; в то же время Россия после развала СССР была лишена непосредственного доступа на крупнейшие европейские рынки, а страны транзита, пользуясь своей монополией, стремились к односторонним выгодам, «откуда и возникли известные споры». Шокирующий аргумент: многие европейские страны «в том числе», Германия (дипломатический эвфемизм вместо «главным образом»), якобы хорошо это поняли, поскольку «построились за Россией» для участия в проектах газопровода «Северный поток», идущего через Балтику, и «Южный поток» (через Черное море). Это может привести к строительству «разветвленной и гибкой сети». В конечном счете Россия никак не заинтересована в ослаблении или в распаде Евросоюза, но – внимание! – нельзя путать реальную способность учитывать взаимные стратегические интересы, которая должна непременно лидировать, с «логикой» «третьего энергетического комплекса» – либерализацией энергетического сектора в Европе - которой придерживается Европейский Союз и которая весьма опасна, поскольку отбивает желание вкладывать деньги у инвесторов (российских) и вполне способна привести «через несколько лет» (параллель с финансовым кризисом) к катастрофической ситуации: упадок инфраструктуры, дефицит энергетических ресурсов, выросшие потребительские цены (здесь премьер-министр, естественно, имел в виду знаменитое условие «Газпрома»: инвесторы третьей страны, желающие контролировать транспортную сеть или управляющие транспортной сетью,  должны пройти процедуру сертификации, требующую участия европейской комиссии и национального регулятора; третье государство должно соблюдать все права и обязанности, установленные законодательством страны-участника). В целом: «энергетический контракт», выдвинутый Владимиром Путиным, расходится с энергетической политикой Евросоюза.

Ничего удивительного, что канцлер Ангела Меркель, говорящая по-русски, но гораздо в меньшей степени страдающая русофильством, чем ее предшественник, Герхард Шрёдер, была несколько смущена. Конечно, она напустила туману, заявив, что путинское вино следует разбавить водой (разве Франция и Германия не придали решительный импульс продвижению третьего энергетического комплекса в плане защиты потребителей?). Прежде всего потому, что Россия фактически идет в обратном направлении: образование Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией и постоянные переговоры с Москвой по возможному увеличению налогов на импорт. И потом, Путин тщательно проследил, чтобы его предложение экономического евро-российского сообщества не оказалось связано с какой бы то ни было политической открытостью. Вероятно, принятие Думой 26 ноября 2010 года текста, признающего убийство Красной Армией 4 400 польских офицеров в лесах Катыни весной 1940 года, как раз кстати подправило такое отсутствие склонности к «местному уровню управления» и соблюдение прав человека.

И, что особенно важно: в момент, когда Европа всеми силами старается не допустить государственного банкротства, три геополитических маркера ведут к «разоблачению» путина.

Обама и «отставка» Востоку (европейскому)

Это четкое ощущение покинутости американским защитником, испытываемое странами  Центральной и Восточной (самой восточной), Европы, как его описывают Хель Дейл (Helle C. Dale) и Ариэль Коэн (Ariel Cohen), популярные активисты из американского фонда Heritage Foundation, одного из важнейших научных центров американских консерваторов, некогда разработавшего доктрину Рейгана; оно недавно проявилось в открытом письме выдающихся лиц Центральной и Восточной Европы, опубликованном в Gazeta Wyborcza 16 июля 2009 года. Этот документ  вторит двум прежним знаменитым текстам: «Письму восьми» от 30 января (в число этих восьми вошли Польша, Венгрия и Чешская республика) и «Письму из Вильнюса» от 5 февраля 2003 года (от представителей Восточной Европы и Западных Балкан), в которых New Europe госсекретаря Дональда Рамсфелда решительно отстаивает позицию Америки против Франции и Германии в иракском вопросе.

«Новые европейцы», бившиеся за Америку после 11 сентября, чувствуют себя преданными после того, как Вашингтон, полагая, что может рассчитывать на определенную поддержку Москвы в иранском ядерном вопросе и при заключении нового договора СНВ, 17 сентября 2009 года заявил об отказе от развертывания противоракетного щита в Польше и Чешской республике. Все это без предупреждения чехов и поляков, с которыми были заключены соглашения о противоракетном щите в 2007 и 2008 годах соответственно. А после этого русские в феврале 2009 года еще и обнародовали «тайное письмо» Обамы Путину: СНВ против противоракетного щита.

Молниеносное вторжение российских войск в Грузию в августе 2008 года настолько травмировало новых друзей США, что и американская реакция не смогла их убедить. Вашингтон после прекращения боевых действий удовлетворился формальным выражением протеста и формальными жестами: возвращение на родину грузинских войск из Ирака; гуманитарная помощь, доставляемая военными судами США; призыв россиян к сдержанности. Все это напомнило Восточной Европе о Берлине (1953), о Венгрии (1956), о Чехословакии (1968). Очевидно, что отказ включить Украину и Грузию в состав НАТО не был скомпенсирован укреплением механизмов безопасности Польши и балтийских стран. Но хуже всего то, что подобные отступления вредят престижу всего Северо-Атлантического блока.

Россия, пользуется своими энергетическими ресурсами, когда ей того захочется, как средством удушения своих соседей, вынуждая их принимать политику, благоприятную для Кремля. А также чтобы обеспечить российский контроль их инфраструктуры. За период с 1991 по 2005 год произошло не менее 55 стратегических прерываний подачи энергоносителей. Между тем, «шрёдеризация» умов (по имени бывшего немецкого канцлера, председателя комитета акционеров «Северный поток») с 2006 (и 2007) года в «старой» Европе, особенно в Германии, но и в Италии тоже, заставляет  страны, сильно зависящие от Москвы в энергетическом плане (а это страны Балтики, Польша, Украина и Белоруссия) подчиниться политически своему великому соседу.

Результат, по мнению авторов, цитирующих Transatlantic Trends («Трансатлантические тенденции») Германа Маршалла Фанда (German Marshall Fund,) «эффект Обамы» во время и после выборов этого президента  в Центральной и Восточной Европе не достиг того уровня, как в Западной Европе: 44% против 56% за американского лидера. Энтузиазм в отношении США в этом регионе выражен намного умереннее. Центр Pew Research Center в ноябре 2009 года тоже отметил снижение симпатий к демократии и к рынку. Конечно, даже пресытившись мягкой силой, Центральная и Восточная Европа еще не подпала под влияние Москвы; но они не имеют оснований считать поддержку Западу и США раз и навсегда решенным вопросом. (…)

 

Мишель Коринман - профессор парижского университета Сорбонна IV. Данный текст - фрагмент его выступления на семинаре «Выбор Германии» 18 октября 2010 года.