После теракта в российском аэропорту ряд экспертов вновь проводят параллель с одним из заданий из популярной компьютерной игры Modern Warfare 2. На этом уровне игрок должен убить как можно больше мирных жителей в вымышленном российском аэропорту (аэропорт называется Zakhaev International Airport, по сценарию он расположен в Москве - прим. ред.).

В понедельник 24 января в результате теракта в международном московском аэропорту «Домодедово» погибли 35 человек и 180 получили ранения. На данный момент следователи рассматривают версию причастности к теракту исламских кавказских сепаратистов. Однако некоторые наблюдатели из американских и российских СМИ указывают на возможную роль двух популярных компьютерных игр, в частности, Modern Warfare 2.

Компьютерная игра Modern Warfare 2 из серии Call of Duty («Служебный долг») разработана студией Infinity Ward и выпущена 10 ноября 2009 года компанией Activision. Игра имела большой коммерческий успех среди любителей компьютерных игр в версиях для Xbox 360 и для PlayStation 3. Несмотря на массовое пиратство через BitTorrent, игра Modern Warfare 2 с момента выпуска уже принесла своим разработчикам более 401,6 миллиона долларов прибыли.

Один из уровней этой игры вызвал, однако, горячую полемику. Это уровень называется No Russian. Действительно, игрок получает задание уничтожить всех мирных граждан, оказавшихся поблизости от террористов, в российском аэропорту. Дебаты достигли такого накала, что этот уровень в некоторых регионах мира пришлось модифицировать. В России его просто напросто убрали из игры, а в Японии и в Германию убийство мирного жителя приводит к тому, что задание считается не выполненным.

И вот снова вокруг этого уровня разгорелась полемика. Издание The New York Times отметило, что на российском телеканале Russia Today проводится параллель между терактами в аэропорту «Домодедово» и уровнем No Russian, подчеркивая, что игра была создана американцами. Следует ли видеть в этом отзвуки холодной войны?

Тогда телеканал Russia Today обратился за консультацией к специалисту по терроризму из Fox News Уолиду Фэйрсу (Walid Phares). Он поддерживает гипотезу возможности виртуальной подготовки радикально настроенных лиц. «Думаю, что те, кто уже настроен достаточно радикально [...] играя в компьютерные игры, полагают, что их можно использовать для подготовки», - выдвинул он также предположение на российском телеканале.

Видеомонтаж, в котором теракт сопоставляется с контентом уровня No Russian, ставит проблемы различного характера. Прежде всего, компьютерные игры не впервые оказываются в центре внимания после того, как в хронике происшествий появляются очередные мрачные факты из реальной действительности. Напомним хотя бы драму, которой удалось избежать в Бовэ в 2009 году (в ноябре 2009 года 13-летний школьник решил застрелить всех своих учителей, после чего покончить жизнь самоубийством. Вовремя прибывшие на место полицейские помешали ему это сделать. Юноша увлекался компьютерными играми, не исключено, что его решение расстрелять других людей навеяно одной из игр – прим. ред.) или бойня, которую устроил американец в том же году (в сентябре 2009 года 19-летний подросток из Северной Каролины в упор расстрелял собственного 20-летнего брата, желая повторить один из сценариев компьютерной игры – прим. ред.). 

Но дело в том, что свобода творческого самовыражения в видеоиграх – да и в любой другой области, это неважно – улетучивается, когда для нее определены слишком строгие рамки. Искусство, преследующее единственную цель – выйти за рамки, само по себе не представляет никакого интереса; случается, однако, что некоторые произведения такого рода будоражат публику, хотя это не было самоцелью. Однако некоторые общественные организации хотели бы ввести более жесткие правила, например, в конкретной области компьютерных игр.

Так, две швейцарские организации таким образом в 2009 году потребовали от компаний, выпускающих компьютерные игры, соблюдения в игровых концепциях военных игр норм международного гуманитарного права и Женевской конвенции. Однако насколько в компьютерных играх необходимо обязательно соблюдать реальные нормы, законы и правила?

Как мы уже это писали, «если игра – это игра, то это именно потому, что она виртуальна и по определению не подчиняется законам реального мира. Ни физическим, ни юридическим. Видимо, сами игроки и их родители должны решать, насколько они хотят оторваться от реальности и от морали и насколько это приемлемо для них самих или их детей».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.