Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

100 дней нового мэра Москвы

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМэр Москвы С.Собянин провел совещание в Московском городском суде
Мэр Москвы С.Собянин провел совещание в Московском городском суде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первые 100 дней Сергея Собянина на посту мэра Москвы не позволили сделать вывод о том, в каком направлении собирается идти руководство российской столицы. Эксперты критикуют ряд реформ нового градоначальника.

Первые 100 дней Сергея Собянина на посту мэра Москвы не позволили сделать вывод о том, в каком направлении собирается идти руководство российской столицы. Эксперты критикуют ряд реформ нового градоначальника.
 
Отставка Юрия Лужкова и назначение на пост мэра Москвы Сергея Собянина стали едва ли не самым главным событием осени 2010 года. Несмотря на то, что с момента смены столичного градоначальника прошло уже 100 дней, новый мэр как был, так и остается загадкой для большинства экспертов. Между тем, первые шаги Сергея Собянина на новом месте заставили некоторых экспертов и предпринимателей засомневаться в его компетентности.

Случайные ошибки или системные просчеты?

"Я считаю, что показатели эффективности Сергея Собянина на месте мэра Москвы, где-то на нижнем среднем уровне. Максимум тройка с плюсом", - оценил работу нового мэра политолог, соучредитель и генеральный директор агентства PR-3000 Станислав Радкевич. По мнению эксперта, Сергею Собянину просто очень трудно сразу понять культуру такого большого города как Москва, поскольку раньше он работал на территориях значительно меньших.

Неадаптированность Собянина можно наблюдать в его действиях, например, по ликвидации пробок на дорогах. "Начал он с того, что запретил парковку и остановку машин на Тверской улице, которая видна непосредственно из его кабинета в мэрии", - напомнил Радкевич. Безусловно, это улучшило картину с пробками, но только если смотреть на нее из кабинета, отметил эксперт. С другой стороны это сильно осложнило жизнь автовладельцам. Местные жители вынуждены были искать места для своих машин в маленьких переулках вокруг Тверской, так как парковок, естественно, больше не стало.

Одним словом, идея провалилась. Водители отмечали, что пока работали эвакуаторы, по Тверской действительно можно стало ездить, но, во-первых, эвакуационные службы не успевали убирать машины с обочин, а во-вторых, все остальные улицы оставались забитыми. Мысль о том, что проблему нужно решать в комплексе, что для этого нужно собирать специалистов, по словам наблюдателей, пришла с опозданием. "Либо в мэрии совсем плохо со специалистами, либо Сергей Собянин не умеет с ними работать", - заключил Станислав Радкевич.

Тоже самое с вопросами мелкой торговли, которые были решены путем сноса киосков и маленьких магазинов. Президент фонда "Индем" Георгий Сатаров в этой связи заявил, что его очень удивили спонтанные реакции Сергея Собянина. "Вот Собянин неаккуратно что-то сказал и все бросились рьяно выполнять, а потом ему пришлось объяснять, что его неправильно поняли, - пояснил Сатаров. - На мой взгляд, это типичное проявление неэффективности систем, и типичная реакция чиновника среднего уровня, попавшего в довольно тяжелую ситуацию, фантастически непубличного и фантастически несовременного".

Специфические приоритеты

Спонтанность нового мэра сильно подорвала его авторитет не только у специалистов-политологов, но и у мелких предпринимателей. Куратор нескольких точек сети киосков быстрого питания рассказал корреспонденту Deutsche Welle о том, как пострадал во время кампании по сносу. Например, точки у Павелецкого вокзала, станции "Добрынинская" и "1905 года" были закрыты, у метро "Октябрьская" - перенесена, но на новом месте аренда так высока, что в скором времени ее тоже придется ликвидировать.

Продавцы других точек этой сети киосков быстрого питания жаловались на схожие проблемы. Самый большой страх у них в новом году - это страх потери работы. Несколько тысяч человек уже лишились своих мест во время кампании по сносу торговых точек. Недовольство действиями Собянина высказывают и пенсионеры. Их жалобы сводятся к тому, что после сноса продуктовых палаток, маленьких магазинов и даже некоторых рынков, им хлеба и молока негде стало купить. Для пожилых людей поход в дальний магазин уже сам по себе представляет большую трудность, кроме того, в магазине продукты дороже, чем на рынке или в палатке.

Георгий Сатаров считает упреки в адрес Сергея Собянина, связанные со сносом торговых точек, вполне оправданными. По его словам, прежде чем решать подобные вопросы, нужно было рассмотреть их в комплексе, понять достаточно ли существует торговых точек в шаговой доступности, удобных для москвичей, пообщаться со специалистами. Ничего этого сделано не было. "Первое, что сделал Сергей Собянин, он определил приоритеты. Приоритеты очень специфические - это приоритеты комфорта элиты проживающей в Москве", - отметил Сатаров.

Проблемы не решить за сто дней

Для представителей иностранного бизнеса с приходом нового мэра по большому счету ничего не изменилось. Как отметил председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс (Michael Harms) в интервью Deutsche Welle, если смотреть на вещи глобально, о каких-то серьезных изменениях в политике столичных властей говорить пока рано. Проблемы, которые были обозначены президентом Медведевым и самим Собяниным во время вступления его в должность, это проблемы на среднюю и долгую перспективу, и их не решить за сто дней.

При этом германский бизнесмен обратил внимание на то, что в руководстве Москвы произошли большие кадровые перемены. "Я должен отметить, что, несмотря на хорошие связи в столичном правительстве мы до сих пор не смогли познакомиться со всеми членами новой команды, - заявил Михаэль Хармс. - Мы приветствуем назначение Андрея Шаронова на должность первого зама по экономике. Мы его хорошо знаем как бывшего замминистра экономики, как сопредседателя стратегической рабочей группы между Россией Германией".

На громкие серийные отставки и существенное обновление команды, как одно из главных достижений первых ста дней Сергея Собянина на посту мэра, обратила внимание и директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. По ее словам, это естественный процесс, поскольку "ноги тех проблем, которые привели к отставке Юрия Лужкова, растут не столько из господина Лужкова, сколько из той огромной армии людей, которые совершенно распустились и почувствовали бесконечную вседозволенность и безнаказанность в период его правления".

Сможет ли мэр сломать старые правила?

За 100 дней избавиться от балласта, накопленного за без малого 20 лет, физически невозможно, даже если на то есть самое горячее желание, отметила также Елена Панфилова. Эксперт считает, что чистка рядов в верхушке столичного руководства продолжится, и процесс этот может занять весь первый год Сергея Собянина на посту мэра. В оправдание Сергея Собянина Елена Панфилова сказала, что он "старается". При этом эксперт отметила, что новый мэр сильно ограничен в свободе действий. "Как бы Собянин не старался, но действовать он может исключительно в условиях предложенных ему правил игры, - заявила Елена Панфилова. - А для того, чтобы получился результат, нужно их ломать".

Между тем, в том, что Сергей Собянин будет что-то радикально менять, сомневается Георгий Сатаров. По словам эксперта, новый человек был поставлен на место мэра отнюдь не для того, чтобы менять правила игры. "Совершенно не очевидно, что Сергей Собянин поставлен управлять Москвой. Это может быть решение каких-то конкретных задач, связанных, например, с предстоящими выборами. Он же в Тюмени продемонстрировал себя, как очень эффективный функционер, - заявил Георгий Сатаров в интервью Deutsche Welle. - Как градоначальника же я Сергея Собянина еще не увидел".

Взгляд со стороны обычно открывает больше перспектив. Михаэль Хармс ничего не говорил о политической составляющей деятельности мэра Москвы. С точки зрения бизнесмена, акценты Сергеем Собяниным были расставлены правильно. "Но, как это часто бывает в России, при всех благих пожеланиях, отсутствует конкретная реализация, - заявил Михаэль Хармс. - За 100 дней мы не увидели конкретных шагов, хотя, конечно, это слишком маленький срок, чтобы делать выводы".