«Я предпочитаю смотреть RT  и английскую версию «Аль-Джазиры», а не местные частные медийные корпорации. Похоже американские СМИ считают, что американцы глупы».

«Думаю, чтобы получить реальную информацию о том, что происходит в мире, а также в моей стране, необходимо смотреть иностранные новостные выпуски на телеканалах RT, «Аль-Джазира», France 24, BBC (в меньшей степени)».


Это мнения американских зрителей на форуме канала RT.

3 марта госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила Комитет по внешней политике Сената США, чтобы попросить большего финансирования Госдепартамента, а точнее программ пропаганды за рубежом. Чтобы обосновать это свое требование она привела несколько аргументов, которые всего 20 лет назад показались бы, мягко выражаясь, абсурдными. Так один из доводов был следующим: «Мы находимся в состоянии информационной войны. И мы проигрываем это войну. Я говорю это абсолютно откровенно. Русские запустили свой англоязычный канал. Я смотрела его в нескольких странах и считаю его весьма интересным».

Канал, о котором говорит Клинтон, называется Russia Today. Это - финансируемый государством новостной канал с круглосуточным вещанием на английском, испанском и арабском языке. В тестовом режиме он начал работу 14 сентября 2005 года, а официальный выход в эфир состоялся 10 декабря. Главным редактором канала была назначена непривычно молодая для такой должности журналистка (на тот момент ей было 25 лет) Маргарита Симоньян, которая до этого работала в ВГТРК корреспондентом президентского пула.

По мнению Симоньян, перед телеканалом стоят следующие цели: «Это будет взгляд России на мир… Мы хотим выражать мнение России об остальном мире, чтобы виднее была сама Россия… Иностранные СМИ не всегда адекватно освещают события в России. Согласно опросам, первое, что иностранцам приходит в голову, когда они слышат слово «Россия» – это «коммунизм», «снег» и «нищета»… Мы будем стараться показать Россию такой, какой ее видят иностранцы, приезжая в страну». В интервью сайту «Газета.Ru» Симонян объясняет, что в современном мире, отсутствие информационного канала, вещающего за рубеж, это как отсутствие министерства обороны. «Давно известен принцип: люди, выражающие точку зрения 90% россиян, в западных СМИ получают лишь 10% эфирного времени, и наоборот – люди, выражающие точку зрения 10% россиян, получают там 90% эфирного времени».

Первые несколько лет на работу канала государство выделяло по 30 миллионов долларов в год. По словам Симоньян, половина этой суммы тратится на распространение сигнала. Впрочем, не стоит исключать, что сумма, которой располагает канал, значительно больше. Так журнал «Политика» в статье журналистки Юстины Прус-Войчеховская утверждает, что за 2011 год каналу было предоставлены 200 миллионов долларов.

Много ли это или мало? Если сравнить с аналогичными проектами в других странах, то мы увидим, что они располагают аналогичными или даже более масштабными бюджетами. Один из источников средств «Аль-Джазиры» - личный кошелек эмира Катара. По данным журнала Economist только из этого кошелька канал ежегодно получает 500 миллионов долларов. У телерадиовещательной корпорации Би-би-си, финансируемой государством, годовой бюджет составляет 430 миллионов долларов, а общий бюджет британской корпорации – вовсе около 7 миллиардов долларов, часть которых поступает и от так называемого «телевизионного налога». Бюджет «Дойче Велле» на 2010 год составил 370 миллионов долларов. У радио «Голос Америки» в 2010 году было 208 миллионов долларов, а общий бюджет американской организации «Совет управления международным вещанием», частью которой является «Голос Америки» составляет 750 миллионов долларов.

Китай, в свою очередь, намерен побить все рекорды. Пекин заявил о создании международного новостного канала, бюджет которого составит 6 миллиардов долларов.

На сегодняшний день аудитория Russia Today насчитывает около 380 миллионов человек по всему миру. У канала 19 корпунктов в 15 странах мира и в нем работает около 2000 человек. К примеру, в вашингтонском корпункте трудится 70 человек. В RT  не скрывают, что американская аудитория очень важна для них. И в этом отношении они добиваются успехов. По данным рейтинговой компании Nielsen Media Research, RT занимает первое место по популярности среди иностранных информационных каналов в округе Вашингтон. При этом аудитория занимающего второе место в рейтинге английского канала «Аль-Джазира» в 6,5 раз меньше во время прайм-тайма.

По данным агентства Synovate в октябре 2009 года европейская аудитория RT только в шести странах, среди которых Германия, Франция и Италия, насчитывала 7 миллионов  человек, а 23% участников опроса назвали RT своим «любимым новостным каналом». В Великобритании, по данным Kantar Media, аудитория RT превышает 2 миллионов зрителей. Как утверждает Симоньян на страницах журнала «Деньги» издательского дома «Коммерсант», появление канала в британском эфире положительно сказалось на отношении британцев к России. «Если среди британцев в целом отношение к России улучшилось только у 17%, то у зрителей RT в этой стране – у 41%. Степень информированности о России у наших зрителей выросла на 70%, а в среднем по Британии  - на 30%», - говорит Симоньян.

У канала есть успехи и в Интернете. На популярном видеопортале Youtube аудитория RT достигает 250 миллионов посещений. Для сравнения у «Аль-Джазиры» только 30 миллионов, а у CNN International – 2,5 миллиона, говорит Симоньян. Российский канал умудряется на этом даже заработать. В последнее время страничка на Youtube принесла доход в 200 тысяч долларов.

Параллельно с англоязычной версии RT запустил еще два канала: на арабском языке «Русия аль-Яум» и на испанском языке RT en espanol – новейший проект RT, вышедший в эфир в прошлом году.

Аудитория арабского канала составляет примерно 350 миллионов человек в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Европе. Его популярность очень быстро растет. По данным Google Analytics только за первые три месяца 2009 года сайт канала посетили 2,5 миллиона человек, после чего, в течение еще одного года его посещаемость увеличилась в 26 раз.

Во время боевых действий в Секторе Газа корпункт «Русия аль-Яум» был разрушен при попадании танкового снаряда. Как говорится на российской страничке Wikipedia со ссылкой на иракский телеканал «Ар-Рай», который весной 2009 года провел специальный опрос, 40 000 иракцев заявили, что наиболее объективно события в Газе отражали «Аль-Джазира» и «Русия аль-Яум».

Поскольку канал государственный и финансируется государством, он подвергается активной политической критике с самого первого эфира. При этом значительная часть этой критики выходит в российских СМИ, некоторые из которых сомневаются в эффективности государственной пропаганды за границей. Russia Today называют «рупором Кремля», а его главного редактора «ртом Кремля», о чем пишет польская журналистка Юстина Прус-Войчеховская. В тоже время, в статье «Аль-Джазира против Russia Today», опубликованной в Global Post, где проводится сравнительный анализ двух каналов, говорится следующее: «Нынешние и бывшие сотрудники говорят, что редко или почти никогда не ощущали прямого давления с требованием отразить определенную точку зрения или проводить определенную партийную линию».

В одном из изданий «Коммерсанта» близкий к так называемой либеральной оппозиции российский политолог Дмитрий Орешкин отмечает, что его американские друзья смеются над RT. Но следует иметь в виду, что эти самые друзья Орешкина с большой вероятностью являются представителями неолиберальных кругов США, спонсирующих неправительственные организации в России, с которыми сотрудничает политолог.

Наряду с этим, в самой Америке некоторые влиятельные люди, такие как глава Совета по управлению международным вещанием Уолтер Айзексон, считают, что «смешной» канал RT – угроза для США. Во время празднования юбилей радио «Свобода» он заявил, что американский Конгресс должен принять меры, потому что «такие враги как Russia Today начинают превосходить нас, их голос становится сильнее».

Чего же боятся такие люди как Айзексон и Хиллари Клинтон? Главным образом, плюрализма и альтернативной точки зрения – того, к чему сам Вашингтон в течение последних десятилетий постоянно призывает страны, являющиеся мишенями его пропаганды.  

Сильные мира сего – США и их либеральные креатуры в мире – до такой степени вжились в роль ментора и так любят всех всему учить, что явно впадают в истерику, когда кто-то другой противостоит им, используя их же инструменты. Они совершенно не против, чтобы американская точка зрения о России доминировала в российском эфире, но покрываются аллергической сыпью, если российская точка зрения о США звучит в американском эфире. 

Однако времена меняются. При этом с беспрецедентной скоростью. Парадоксальным образом роли меняются: те, кто еще вчера были мишенью, сегодня сами держат своего противника на прицеле.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.