Краткий обзор

Российский президент Дмитрий Медведев к 1 августа должен утвердить пересмотренный перечень подлежащих приватизации государственных компаний, а также приватизационную стратегию страны. Новая приватизация это часть масштабной кампании по передаче в частную собственность и модернизации компаний и предприятий, цель которой заключается в привлечении иностранных знаний, опыта, технологий и инвестиций. Усилия по приватизации вызывают столь активный интерес за рубежом, что Кремль решил расширить свою программу. Москва пытается найти равновесие между интересами национальной безопасности и потребностями в более современной инфраструктуре и в инвестициях в стратегические отрасли.

Подробный анализ российской приватизации и модернизации


Правительство России к 1 августа представит президенту Дмитрию Медведеву пересмотренный перечень подлежащих приватизации государственных компаний, а также приватизационную стратегию страны. Россия приступила к реализации плана приватизации и соответствующего плана модернизации в конце 2009 года, однако интерес к этим программам оказался настолько велик, что Медведев распорядился их расширить. Когда российский президент утвердит обновленный список, он будет передан премьер-министру Владимиру Путину на окончательное утверждение и доработку.

Москва изменила свою экономическую стратегию в конце 2009 года после едва ли не десятилетнего процесса консолидации экономики, когда российское государство взяло под свой контроль большую часть стратегических отраслей. В результате в каждой отрасли от энергетики до телекоммуникаций появились свои государственные корпорации-лидеры общенационального масштаба. Цель при этом заключалась в ликвидации иностранного и антикремлевского влияния в России, когда страна укреплялась изнутри после десяти лет хаоса, возникшего с распадом СССР. В итоге эти госкорпорации оказались в руках бывших и действующих сотрудников КГБ и его сегодняшней преемницы Федеральной службы безопасности (ФСБ). Этих людей больше беспокоили политические аспекты российской экономики и ее безопасность, нежели эффективность. Нельзя сказать, что такая мера была не нужна, однако она не способствовала созданию современной и сильной экономики. В 2008 году, когда Россия оказалась в пучине мирового финансового кризиса, в этой экономической модели стали появляться трещины.

Когда Россия окрепла изнутри, и у нее появилась уверенность в собственных силах и влиянии на периферии, Кремль стало меньше беспокоить постороннее воздействие на экономику, а больше – организация этой экономики с целью создания крепкой перспективы для России на будущее. Это привело к возникновению далеко идущей стратегии модернизации и расширения государственных компаний с привлечением значительных инвестиционных средств. План был двоякий. Во-первых,  Кремль запустил в действие свою модернизационную программу с целью совершенствования и развития семи стратегических отраслей: энергетики, космоса, информационных технологий, обороны, связи, транспорта и нанотехнологий. Во-вторых,  Россия отказалась от своей приверженности к государственным монополиям и разрешила вкладывать средства в корпорации тем группам, которые никак не связаны с Кремлем и даже являются иностранными.

Модернизация

Россия проводит усилия по модернизации с начала 2010 года, когда Медведев предпринял серию зарубежных турне с целью получения поддержки со стороны иностранных компаний и заключения с ними сделок, в рамках которых они могли бы начать вкладывать в Россию миллиарды долларов, а также направлять туда современные технологии. Сегодня неясно, сколько денег Кремль потратит, и сколько средств от иностранных партнеров он привлек, однако интерес к этому делу со стороны  зарубежных фирм огромен.

Интерес к отраслям, переживающим период модернизации, заключается в следующем:

*Энергетика. Большинство крупных иностранных энергетических компаний, покинувших Россию во время экономической консолидации, начали переговоры о возвращении в страну, зная, что их там ждут большие возможности в сфере добычи энергоресурсов. Кремль заинтересован во многих новых проектах, таких как освоение газовых месторождений Ямала, сжижение природного газа и разведка в Восточной Сибири. Некоторые проекты нуждаются в новых технологиях, другим необходимы крупные инвестиции. Среди подключающихся к сотрудничеству компаний французская Total, американские Chevron и ExxonMobil, британская ВР и голландско-британская Royal Dutch/Shell. Россия также осуществляет капитальную перестройку своего стареющего сектора электроэнергетики, и немецкая компания RWE вместе с российским государственным Газпромом идет во главе этих усилий.


* Информационные технологии. Российский сектор информационных технологий лет на десять отстал от западного, и отчаянно нуждается как в технологиях, так и в инвестициях. Кремль также хочет создать свой собственный центр современных технологий по образу и подобию американской Кремниевой долины, правда, меньше размером. Широко освещавшийся в СМИ визит Медведева в Кремниевую долину в 2010 году помог привлечь интерес к созданию такого центра под названием Сколково со стороны Cisco, Microsoft, Google, Facebook и Twitter. Некоторые американские фирмы уже вкладывают в него миллиарды долларов. Свой интерес проявляют и другие иностранные компании, такие как финская Nokia.


* Космос. Российские модернизационные усилия в освоении космоса отличаются от усилий в других областях. Вместо того, чтобы звать к себе иностранные фирмы, Россия нанимает большое количество специалистов из этой отрасли, увольняемых в США. Москва предлагает целый ряд стимулов американцам (и россиянам, уехавшим в Соединенные Штаты в результате «утечки мозгов»), приглашая их приезжать в Россию и работать в ее космической отрасли. Некоторые источники STRATFOR говорят, что Россия также обсуждает вопрос об осуществлении современных космических программ совместно с Францией, хотя подробности этих обсуждений неизвестны.


* Военная отрасль. Россия отказалась от своей политики высокой секретности в военно-промышленном комплексе, и начала закупки иностранной военной техники. Она покупает беспилотные летательные аппараты у Израиля и вертолетоносцы класса «Мистраль» у Франции. Кремль понимает, что не сможет произвести каждую единицу военной техники и оборудования, которые необходимы для модернизации армии и повышения ее конкурентоспособности в мировом масштабе. Поэтому он открывает двери иностранным партнерам в определенных областях, хотя зорко охраняет интересы национальной безопасности страны.


* Связь. Российский сектор телекоммуникаций остро нуждается в модернизации и развитии. Сети сотовой и наземной связи в России существенно отстают от западных. В значительной мере модернизация осуществляется через программу приватизации, и при этом иностранные партнеры покупают акции государственных отраслевых корпораций. Наибольший интерес к связи проявляют фирмы из Норвегии и Финляндии.


* Модернизация российской транспортной системы в основном предусматривает создание высокоскоростных железнодорожный линий, которые свяжут важнейшие районы страны и другие государства, а также переоснащение торгового флота. На сегодня запланировано строительство скоростных железнодорожных магистралей Москва-Минск, Москва-Хельсинки, Москва-Рига, Москва-Киев, Москва-Крым и Москва-Сочи. Большую часть финансирования для этих новых проектов предоставляет немецкая компания Siemens, вкладывающая в железные дороги миллиарды. Исключение составляет железная дорога Москва-Хельсинки, за которую, скорее всего, платить будут финны. Россия в рамках приватизации продает по частям свои судоходные компании и порты, и здесь наибольший интерес к их дальнейшее модернизации проявляют французы и южные корейцы. Южные корейцы, в частности, хотят поставлять свою современную технику и технологии для российского ледокольного флота, и многие контракты уже заключены.


* Нанотехнологии.
Планы модернизации отрасли нанотехнологий менее конкретны и понятны, чем планы в других отраслях, но Кремль проявляет к ним очевидное внимание. Он пообещал выделить этой отрасли к 2015 году 11 миллиардов долларов. Россия хочет восстановить свое место в сфере современной науки после многолетнего отставания из-за бегства многочисленных технических умов и талантов на Запад с распадом Советского Союза. Россия сотрудничает с компаниями из США, Германии и Финляндии, стремясь привлечь средства и технологии к строительству в Подмосковье международного инновационного нанотехнологического центра.

Приватизация

У программы приватизации, которую в августе ожидает расширение, на момент ее начала было три цели. Первая появилась из-за проблем финансового кризиса, когда Москва выкупила многочисленные терпящие бедствие активы и компании. Российское государство просто не могло сохранить в собственности все эти активы, так как они опустошали казну страны. Программа приватизации дает Москве возможность  распродать примерно 5000 объектов нестратегического характера, приобретенных во время кризиса. Среди них порты, промышленные предприятия и маленькие банки.

Успехи России в осуществлении планов приватизации и модернизации

Вторая цель состоит в продаже контрольных пакетов 10-12 крупных стратегических  российских компаний тем партнерам, которых одобрит Кремль. Это наиболее широко известная, активно рекламируемая и вызывающая массу споров составляющая сегодняшней кремлевской стратегии, потому что  в ее рамках иностранные партнеры получат доступ к самым важным государственным компаниям России, таким как нефтяной гигант «Роснефть», ведущие банки Сбербанк и ВТБ и даже многопрофильная организация военной промышленности «Российские технологии». Это решение вызвало огромный интерес со стороны  самых влиятельных стран мира и иностранных компаний. Цель такого шага – привлечение технологий и капитала, которые столь необходимы для развития и модернизации российских госкорпораций. Конечно, Кремль с огромной осторожностью осуществляет процесс приватизации в таких областях, стремясь обеспечить защиту национальной безопасности страны и контроль Кремля над Россией.

Третья цель приватизации это привлечение капитала, который теоретически будет вкладываться в государственные монополии с целью их развития и модернизации. Однако мировой финансовый кризис 2008 года серьезно подорвал российскую экономику. В 2010 году дефицит бюджета увеличился до 101 миллиарда долларов. Тогда Кремль решил воспользоваться средствами от приватизации для погашения бюджетного дефицита к 2014 году. Согласно его оценкам, от продажи государственной собственности удастся выручить примерно 20 миллиардов долларов, а от реализации акций крупных стратегических монополий еще 29 миллиардов.

К счастью для Кремля, цены на нефть в мире в прошлом году выросли с 80 до 100 с лишним  долларов за баррель, что дало России положительное сальдо примерно в 130 миллиардов долларов. Россия немедленно использовала эти средства для погашения бюджетного дефицита, который сегодня составляет менее 1 процента от ВВП страны. Таким образом,  все средства от приватизации можно будет потратить на экономическую модернизацию и развитие.

Усилия по приватизации вызывают столь активный интерес за рубежом, что Кремль решил расширить свою программу, примерно удвоив количество стратегических государственных монополий, выставляемых для частичной приватизации. В новый перечень, который будет представлен Медведеву к 1 августа, войдут как минимум  15 стратегических государственных компаний. К началу 2012 года в него могут включить еще 6-8 фирм, и тогда частичной приватизации подвергнутся в целом 22 государственных стратегических компании. Согласно кремлевским оценкам, благодаря расширению списка и продажам государственных активов программа приватизации принесет к 2016 году примерно 202 миллиарда долларов, а не 49 миллиардов, которые планировалось получить к 2013 году.

Изменение политической обстановки в России

Чтобы привлечь внимание и интерес к своим программам приватизации и модернизации, Россия стремится изменить общественное восприятие и представления о своем политическом и экономическом климате.

Во-первых, российские лидеры работают над тем, чтобы страна выглядела более демократической. В последние месяцы Кремль отменил ряд ограничений на политические партии, неподконтрольные Кремлю. Естественно, за кулисами эти новые политические партии  поддерживают прочные связи с Кремлем и находятся под его влиянием – но здесь все дело в восприятии.

В марте Медведев изложил ряд мер по улучшению инвестиционного климата в стране, в том числе, отменил ограничения по иностранным инвестициям в российские компании, объявил о введении налоговых льгот для инвестиций и новых фирм, о новых законах в сфере бизнеса и защиты инвестиций, о законах, ограничивающих государственное участие в частных предприятиях, об антикоррупционных мерах и о совершенствовании  инфраструктуры в таможне, в аэропортах и в коммерческой почтовой службе. Наибольшие споры вызвало его решение снять к 1 октября всех государственных министров с постов в советах директоров  государственных стратегических корпораций.

Это следующие люди:
- заместитель премьер-министра Игорь Сечин: Роснефть, Интер РАО
- министр финансов Алексей Кудрин: ВТБ и Алроса
-министр энергетики Сергей Шматко: Газпром, РусГидро и Зарубежнефть
- министр транспорта Игорь Левитин: Аэрофлот и аэропорт Шереметьево
- первый заместитель премьер-министра Виктор Зубков: Россельхозбанк и Росагролизинг
- министр обороны Анатолий Сердюков: Оборонсервис
- министр сельского хозяйства Елена Скрынник: Объединенная зерновая компания
- министр связи Игорь Щеголев: Связьинвест и Первый телеканал.

Все эти политические, экономические и организационные изменения выглядят как масштабная и капитальная перестройка российской системы, однако на место уходящих с руководящих постов в компаниях министров все равно приходят верные Кремлю кадры. Никакой антикоррупционной программой в России ничего не изменишь, так как российская культура сама способствует процветанию такой практики. Далее, защита инвестиций будет носить в большей степени политический и в меньшей правовой характер. Единственный реальный стимул это отмена запрета на участие иностранных фирм в стратегических российских компаниях и налоговые льготы.

Цель Кремля состоит в том, чтобы Россия казалась привлекательной и притягивала к себе заинтересованные стороны. Но Кремль все равно будет сам решать, какая из этих сторон получит доли в ходе приватизации стратегических фирм и инвестиции в рамках модернизации семи крупных отраслей. Хотя Россия проявляет энтузиазм к иностранным инвестициям и современным технологиям, ее в большей степени заботят интересы национальной безопасности, а не процветание экономики. Из опыта прошлых лет Россия усвоила, что если она слишком широко распахнет двери навстречу иностранному влиянию, Кремль может утратить контроль над всей системой.

Внешняя политика модернизации и приватизации

В переговорах об инвестициях и о получении долей от приватизации участвуют многие стороны, однако большая их часть из очень короткого перечня стран: Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Китай и Южная Корея. Кремль использует программы приватизации и модернизации в качестве  инструмента внешней политики в целях заключения крупных сделок и укрепления отношений. В других случаях Москва стремится к политическим сделкам и разрешает иностранным партнерам участвовать в процессах модернизации и приватизации в качестве  жеста доброй воли. Русские не дают некоторым странам, таким как Швеция и Япония, участвовать в приватизационных и модернизационных усилиях, потому что  в политическом плане эти государства в ссоре с Москвой.

Германия

Германия активнее всех участвует в двух этих программах. Не секрет, что Москва и Берлин все больше сближаются. Основой их взаимоотношений давно уже является энергетика – Россия обеспечивает более 40% потребностей Германии в природном газе. За прошедшие несколько лет Германия и Россия начали осваивать новые пути дальнейшего сближения двух стран через инвестиции и совместные коммерческие проекты. Немцы могут  предложить России инвестиции, технику и технологии для транспорта, энергетики и нанотехнологии. Интерес Германии к России заставил Кремль пересмотреть законы об ограничении иностранного участия в стратегических фирмах  и отраслях страны и рассмотреть вопрос о том, будут ли такие законы способствовать развитию российской экономики в долгосрочной перспективе. Участие Германии в таких программах нацелено на развитие российско-германских отношений. Берлин стремится вкладывать стратегические инвестиции в экономику зарубежных стран, а Москва стремится к немецкому участию и к приобретению технологий из Германии.

Франция

Франция также крайне заинтересована в участии в этих программах, особенно в энергетике, транспорте, освоении космоса и в военной отрасли. У Франции есть масса причин для проявления такого интереса и энтузиазма. Французская Total заключает многочисленные сделки с российскими энергетическими компаниями «Газпром» и «НОВАТЭК», чтобы получить долю во второй фирме, создать совместные предприятия с обеими компаниями и начать реализацию собственных проектов, таких как разведка и освоение новых газовых месторождений. Франция одна из основных стран, помогающих России перейти к очередному этапу развития ее энергетического сектора. Речь идет о полуострове Ямал и о заводах по сжижению природного газа. Это вполне соответствует интересу Франции к российской транспортной отрасли, поскольку Париж хочет обрести влияние на будущие поставки энергоресурсов. Однако для Парижа это не просто выгодные, престижные или стратегические инвестиции; Франция намерена обеспечить себе прочные взаимоотношения с Кремлем в целях создания противовеса оси Берлин-Москва. Париж стремится стать главным партнером России в космической и военной сфере, чтобы сохранить интерес Москвы к себе.

Соединенные Штаты Америки

Российско-американские отношения сложны как в политическом, так и в экономическом плане. Вначале никто даже не рассматривал США в качестве  возможного участника программ приватизации и модернизации, поскольку  Москва и Вашингтон долгие годы находились в ссоре из-за того, кому из них быть доминирующей и наиболее влиятельной силой на постсоветском пространстве. Но сейчас Россия более уверенно относится  к своим позициям в большинстве бывших советских республик. Она пересмотрела свои возможности и теперь проводит двухвекторную внешнюю политику по отношению к США. Это политика сотрудничества и агрессии. Программы модернизации и приватизации это главное средство для налаживания сотрудничества между двумя странами. Кремль знал, что ему придется обращаться к США за помощью в ряде конкретных областей, таких как информационные технологии. В результате появилась политическая договоренность, и Россия согласилась наращивать поддержку и помощь США в Афганистане. Несмотря на такое неявное потепление в отношениях, базовое противостояние в вопросе о том, кто из них должен доминировать в Евразии, пока не закончилось. Поэтому все соглашения между Вашингтоном и Москвой возникают на базе появляющихся возможностей, но не духа товарищества.

Южная Корея

Южная Корея начала заключать сделки с русскими на самом начальном этапе программ модернизации и приватизации. Она участвовала в модернизационном процессе еще до объявления соответствующего плана. Южные корейцы заключили с Москвой контракты на поставку ледоколов, а также на их строительство в России. Переговоры по строительству ледоколов привели к тому, что Южная Корея проявила интерес к оказанию помощи и поддержки в деле модернизации ведущей государственной компании «Совкомфлот», а также к покупке многих приватизируемых активов, относящихся к торговому флоту. Сеул засматривается на российскую энергетику, особенно в связи с расширением месторождений на Ямале. Когда Ямал начнет давать газ, когда будет построено предприятие по его сжижению и войдут в строй ледоколы, Россия получит огромные энергетические богатства. Франция и Южная Корея делают ставку на инвестиции в рамках российских планов приватизации и модернизации, чтобы с их помощью получить в будущем политические выгоды и энергетические контракты.

Финляндия

Финляндия заинтересовалась российскими планами модернизации и приватизации гораздо позднее, но Кремль уже приветствует проявляемый интерес. Между Финляндией и Россией существуют отношения сотрудничества, поскольку  они соседи и уже успели наладить прочные экономические связи в таких отраслях как деревообрабатывающая промышленность. Но Финляндия также хочет расширить сотрудничество на такие отрасли как транспорт, информационные технологии и связь. Сами информационные технологии финнов не очень интересуют, но инвестиции в новый российский сектор IT дадут этой стране рычаги политического влияния и возможности для проникновения в другие отрасли. Поскольку немцы строят в России и в регионе несколько скоростных железнодорожных магистралей, Хельсинки хочет получить свою собственную железную дорогу, чтобы развивать отношения с Москвой и свой сектор связи в России. Телекоммуникационный гигант Nokia это самая крупная компания в Финляндии, и до 2008 года на ее долю приходилось более 4% ВВП страны и четверть всего финского экспорта. Однако ей приходится конкурировать с такими иностранными фирмами как Apple и Samsung, и сейчас на ее долю приходится всего 1,6% финского ВВП. Это замедляет общее экономическое развитие Финляндии. Во время недавней встречи Медведева с финским президентом Тарьей Халонен (Tarja Halonen) было положено начало переговорам, которые позволят Nokia участвовать в расширении и модернизации российской отрасли связи. Это вдохнет в компанию новую жизнь.

Китай


Участие Китая в программах приватизации и модернизации также началось недавно. Первоначально источники STRATFOR указывали на то, что Китай и его фирмы исключены из этих планов. Россия издавна с большой опаской наблюдает за тем, как легко Китай осуществляет инвестиции за границей и за тем, какой политический вес они могут дать Пекину. Но Россия и Китай работают над очень крупными энергетическими соглашениями на десятки (если не на сотни) миллиардов долларов. Это энергетические инфраструктурные проекты, связывающие две страны. Когда в начале текущего года энергетические переговоры обрели серьезный характер, Россия начала признавать китайский интерес к программе приватизации. Инвестиционная компания China Investment Corp. (CIC) получила разрешение на приобретение небольшой доли акций банка ВТБ, хотя эта сделка носила скорее символический, нежели содержательный характер. CIC это на самом деле ведомство китайского правительства, занимающееся инвестированием огромных валютных резервов Китая за рубежом и помогающее диверсифицировать инвестиции КНР. Тем не менее, корпорация старается действовать на международной арене незаметно и не вмешивается в политические дела, как делают другие китайские инвесткомпании. China Investment Corp. трудно распространять свою деятельность на западные страны, и она давно уже думает об инвестициях в России, однако политические риски пока слишком велики. CIC может купить долю в одном из самых крупных и важных предприятий, ставших объектом приватизации – Сбербанке. Переговоры с CIC дают Москве возможность  продемонстрировать Пекину свою добрую волю в интересах расширения взаимоотношений в перспективе. Москва также знает, что и Пекина есть деньги, необходимые для выкупа доли в столь важной компании как Сбербанк.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.