Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перезагрузка отношений между ЕС и Россией

© коллаж ИноСМИРоссия и ЕС
Россия и ЕС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Судя по всему, главным пунктом повестки дня ближайшей неформальной встречи глав МИД стран Евросоюза будут отношения с Россией. Это стало результатом послания Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского Верховному представителю ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон.

удя по всему, главным пунктом повестки дня ближайшей неформальной встречи глав МИД стран Евросоюза будут отношения с Россией. Это стало результатом послания Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского Верховному представителю ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон.


Россия игнорирует европейские ценности

Министры иностранных дел Германии и Польши признали, что между ЕС и Россией сохраняются разногласия и указали на недопустимость игнорирования Россией европейских ценностей. В то же время они выразили уверенность, что эти разногласия не должны мешать сотрудничеству сторон в таких важных сферах, как мировая политика и энергетика. «Несмотря на то, что запланированный обмен должностями между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным не вселяет надежды, нам необходимо двигаться курсом, направленным на расширение отношений между ЕС и Россией и преодоление политической и экономической летаргии», - говорится в письме. Цель разработанной внешнеполитическими ведомствами двух стран концепции стратегического партнерства заключается в обеспечении России «надлежащего места в демократической Европе».

 

Также по теме: Польша и Россия - вновь «перезагрузка»

 

В соответствии с этим Евросоюз должен оказывать ей поддержку в модернизации экономики, а также социальной и политической системы. В ответ ожидается, что она будет «надежным партнером на политической и экономической сцене Европы», откажется от угроз в военной сфере, будет уважать основные принципы ООН, ОБСЕ и Совета Европы. Такую попытку выработать некий общий системный подход объединенной Европы к отношениям с ее главным партнером и оппонентом на континенте можно только приветствовать. Если сначала репутация ЕС держалась, в том числе, и на готовности бороться за демократию, то в последнее время вопрос о правах человека часто спускается на тормозах.

Что делать с диктатурами?


Если в мае 2005 года в узбекском Андижане по приказу Ислама Каримова были убиты сотни безоружных демонстрантов, Европейский союз ввел против его режима санкции, в том числе запрет на выдачу виз, и потребовал независимого расследования. Но два года назад санкции, которые не имели особого эффекта, были в тихую отменены, независимое расследование так и не произошло, а в начале этого года в Брюсселе узбекскому диктатору устроили торжественную встречу.  Причина в том, что на первый план вышли интересы, связанные с маршрутами для снабжения войск в Афганистане энергетическими ресурсами Узбекистана. И хотя председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу утверждал, что он твердо поставил перед узбекским президентом вопросы о правах человека и политических заключенных, трудно поверить, что европейские лидеры действительно считают, будто демарши такого рода могут дать значительный эффект. К сожалению, когда речь идет о государствах с еще большим масштабом злоупотреблений, таких как Россия, действия как ЕС в целом, так и отдельных его стран выглядят еще менее убедительными. Ярким примером такого не слишком строгого следования принципам в военно-политической сфере является согласие Парижа продать Москве вертолетоносцы типа «Мистраль», несмотря на возражения Вашингтона и высказывание опасений, что эти корабли могут быть использованы против Грузии.

Энергетические ресурсы и политика

Но в гораздо большей степени заставляет закрывать глаза на российскую политику бизнес. Так, упомянутое письмо Вестервелле и Сикорского датировано 8 ноября. Примечательно, что именно в тот день немецкий канцлер и премьер-министры Франции и Голландии совместно с российским президентом повернули символический вентиль газопровода «Северный поток», и российский газ пошел в Германию напрямую. Через неделю российский министр энергетики Сергей Шматко призвал к всеобъемлющему энергетическому альянсу между Россией и Германией. Он предложил, чтобы представители российской энергетической отрасли работали над крупными проектами вместе с ведущими немецкими компаниями, подобными Siemens, и сообщил о готовности вкладывать в эти проекты средства.

 

 

А в промежутке между этими событиями Владимир Путин встретился с членами Восточного комитета немецкой экономики для обсуждения взаимодействия в различных областях. Трудно представить, что Германия, настолько тесно связанная с Россией в энергетике и экономике, захочет бросать ей вызов в стратегических вопросах, таких как восстановление сферы ее влияния над бывшим советским пространством. Даже странно, как это Гидо Вестервелле согласился подписать упомянутое письмо. Но если к власти вернутся социал-демократы, подобных действий уже однозначно не будет. Как недавно отметил бывший министр иностранных дел и нынешний кандидат в федеральные канцлеры от СДПГ Вальтер Штайнмайер, «идея о проведении в отношении к России политики, ориентированной на ценности, уже сегодня является неверной».

Визовый вопрос открыт

Еще одно свидетельство – возможная отмена визового режима с Евросоюзом, которую тот же Путин считает обязательным условием развития сотрудничества. По имеющейся информации, соответствующее решение уже согласовано на 95%, и глава МИД РФ Сергей Лавров выразил надежду, что его одобрят на декабрьском саммите ЕС-Россия. Между тем придание России такого статуса неизбежно поставит ее в привилегированное положение по сравнению со странами-участницами Восточного партнерства, которые давно добиваются этого, и бесспорно будет восприниматься как фактическая легитимизация возвращения Путина в Кремль.

 

Читайте также: Польша хочет дружественных отношений с Россией

 

Более того, европейские аналитики убеждены, что, в отличие от балканских стран и Молдавии, Россия ради безвизового режима не пойдет на выполнение политических условий. Напомним, что Белграду пришлось выдать Гаагскому трибуналу многих своих граждан, обвиняемых в военных преступлениях, а Кишиневу – согласиться на серьезные политические реформы. Граждане стран ЕС вовсе не настаивают на аналогичном требовании, поэтому принятие решения будет ничем иным, как явной уступкой Москве. Теперь, пользуясь сложным финансовым положением Евросоюза, Москва пытается значительно усилить свое влияние на европейские дела в целях самоутверждения и восстановления своих прежних геополитических позиций. Кремль начал скупать по всей Европе фирмы, которые пострадали от кризиса, сосредоточивая основное внимание на банках, энергетических компаниях и стратегических активах. При этом Россия нацелена не столько на максимальную финансовую выгоду, сколько на получение рычагов влияния.

Пойдет ли Евросоюз на жертвы ради России?


Со своей стороны, Владимир Путин уже сообщил, что базовые принципы прежней политики не изменятся. Поэтому следует ожидать, что новый старый президент будет продолжать попытки осуществить современную российскую мечту – создать новый мировой полюс, который бы противостоял Западу. В этих условиях вряд ли можно ожидать от Евросоюза готовности к альтруистическому самопожертвованию. Так что на самом деле призыв Сикорского и Вестервелле, скорее всего, останется пустым воплем в пустыне. По большому счету, никто извне не имеет морального права требовать, чтобы европейцы действовали против собственных интересов ради установления демократии, особенно в тех странах, где население в большинстве своем само не очень к ней стремится. Однако хотелось бы большей определенности относительно принципиальных приоритетов внешней политики Евросоюза. Просто во избежание излишних иллюзий.

Перевод: Светлана Тиванова