Глава российского правительства хочет улучшить имидж своей страны за счет проведения крупных спортивных соревнований. Для этого он инвестирует миллиарды в инфраструктуру.

Еще по теме: По решению ФИДЕ чемпионат мира по шахматам пройдет в Москве

Членам Исполкома ФИФА было совсем не просто держать под контролем мышцы лица, ответственные за улыбку. Год назад члены этой международной федерации должны были принять решение о месте проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. В это время к микрофону подошел российский министр спорта Виталий Мутко. Осознавая важность момента, он попытался убедить делегатов и использовал для этого самые проникновенные слова: «Let’s me speak from my heart» - так начал свою речь на ломаном английском этот 53-летний чиновник. С явным русским акцентом он, запинаясь, произнес свою речь, по поводу которой многие его соотечественники, владеющие английским языком, до сих пор испытывают чувство стыда.



Однако неловкое выступление Мутко на заседании Исполкома ФИФА не повредило России. Москва получила тогда право на организацию первенства, и так было каждый раз, когда одна из спортивных федераций решала вопрос о месте проведения чемпионата мира или Европы. Россия хотела бы провести у себя масштабные соревнования почти по всем известным видам спорта, и ее успехи в этом направлении поражают мир.

Читайте еще: Российский город-участник Чемпионата мира может получить выгоду


Крупные спортивные события в России следуют одно за другим: в 2014 году в расположенном на Кавказе городе Сочи  будут проводиться Зимние Олимпийские игры, и в том же году на берегу Черного моря состоится один из этапов гонок Формулы-1. В 2018 году Россия принимает чемпионат мира по футболу, а до этого еще целый ряд чемпионатов по другим дисциплинам будет проведен в огромной империи многолетнего правителя Владимира Путина. Так, например, в 2013 году в Москве состоится чемпионат мира по легкой атлетике.

На ближайшие годы ни одна страна в мире не имеет такого привлекательного спортивного календаря как Россия», - подчеркивает исполнительный директор по летним видам спорта спортивно-маркетинговая компании Infront Sports & Media Штефан Херт (Stephan Herth). Неделю назад он сам побывал в Москве для того, чтобы подписать договоры о проведении кольцевых гонок в классе мотоциклов супербайк. Со следующего года один из 14 этапов чемпионата мира по супербайку будет проходить недалеко от Москвы.   

Самый последний пример в длинном списке российских побед в борьбе за право проведения соревнований является весьма типичным: специально для гонок в классе супербайк недалеко от Новорижского шоссе будет построена совершенно новая гоночная трасса. Ее концепцию разработал известный немецкий специалист Херман Тильке (Hermann Tilke). На строительство этого объекта будет потрачено около 120 миллионов евро.



Имеют ли смысл подобные затраты, если на этой трассе лишь раз в год будут проводиться гонки на мотоциклах? Конечно нет, считает Ханс-Йорг Фишер (Hans-Jorg Fischer). Раньше он отвечал за работу в области маркетинга на гоночном кольце Нюрбургринг, а сегодня консультирует частного оператора московской трассы – компанию Moscow Raceway. «Мы на этом треке будем проводить много тестов и показательных гонок, а также соревнования более мелкого масштаба, - подчеркивает Фишер. – Но кубок по супербайку – это для нас прекрасная реклама».

Еще по теме: Чемпионат мира в России


Прощание с имиджем заправочной станции

Это тем более верно, когда речь идет о таких крупных событиях как Зимние Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу. Спортивные соревнования, привлекающие к экранам телевизоров миллионы поклонников спорта и сотни тысяч болельщиков на стадионы, помогают улучшить имидж Москвы за границей. Там Россия воспринимается как нефтяная и газовая заправочная станция, делами которой управляет авторитарный режим Владимира Путина, еще не полностью отказавшийся, судя по всему, от наследия Советского Союза.

Не меньшее значение, конечно, имеет для России и то обстоятельство, что спорт способен сплотить нацию. После развала Советского Союза Россия в финансовом отношении была не в состоянии осилить проведение даже небольшого мирового первенства. Теперь, когда доходы от нефтяного и газового бизнеса растут, можно уже проводить такие помпезные спортивные мероприятия, которыми россияне могут гордиться.

Еще по теме: Лавров верит в имидж России

Поэтому спортивные события имеют большое национальное значение. Неудивительно, что Путин - глава российского правительства и в скором будущем, вероятно, президент - постоянно использует свой личный авторитет для того, чтобы его страна получила право на проведение такого рода спортивных соревнований. Когда решался вопрос об Олимпийских играх и чемпионате мира по футболу, он каждый раз присутствовал лично на месте, а еще до этого обещал провести миллиардные инвестиции.

Одни только Олимпийские игры в Сочи будут стоить по меньшей мере 25 миллиардов евро. Сюда нужно еще добавить те инвестиции, которые Путин заставляет делать частных предпринимателей, в том числе Олега Дерипаску и Владимира Потанина. Уже сейчас ясно, что соревнования в 2014 году в Сочи будут самыми дорогими зимними играми в истории олимпийского движения. Не исключено, что такой же рекорд будет установлен и организаторами чемпионата мира по футболу 2018 года. Предстоит построить 12 новых стадионов, а также скоростные железнодорожные магистрали и аэропорты. Для многих из этих объектов, требующих огромных инвестиций, вряд ли найдется разумное применение после проведения чемпионата мира. Но какое это имеет значение – главное, что Россия принимает в этом участие.

На представителей спортивного бизнеса производят впечатление те затраты и усилия, которые берут на себя россияне для того, чтобы добиться права проведения в стране дорогостоящих чемпионатов. Менеджер компании Infront Штефан Херт отмечает, что спортивные соревнования всегда получают полную политическую поддержку, а работа, связанная с заявкой страны, проводится «профессионально и целенаправленно».

Читайте еще: Как меняется имидж Путина


Одновременно Россия является для спортивных федераций и маркетинговых компаний привлекательным новым рынком. Такие традиционные спортивные нации как Англия или Германия уже давно являются частью  прибыльного бизнеса в области лицензий и спонсорства. В отличие от этого, в России, например, футбольная культура подобного рода только создается. По расчетам менеджера компании Infront Херта, объемы спонсорских средств в период с 2010 по 2016 год увеличатся с 660 миллионов до суммы, превышающей миллиард долларов. «В России еще многое предстоит сделать», - отмечает он. Это также является причиной того, что заявки России в последнее время были столь успешными – несмотря на говорящего с акцентом министра спорта, который, кстати, намерен к чемпионату мира по футболу 2018 года уже свободно владеть английским языком. Во всяком случае так он говорит.