Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возмущенная Россия: портрет народа, уставшего от несправедливости

Через 20 лет после распада СССР российское гражданское общество восстало против подтасовок итогов выборов со стороны путинского режима

© Фото : Виталий РаскаловБолотная площадь: вид с московских крыш
Болотная площадь: вид с московских крыш
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Демонстрации протеста, прокатившиеся за этот месяц по всей России, опровергают сложившиеся представления о пассивности русского народа. Высокая степень участия и накал протестных выступлений, похоже, приятно удивили даже самих демонстрантов.

Демонстрации протеста, прокатившиеся за этот месяц по всей России, опровергают сложившиеся представления о пассивности русского народа. Возмущенные фальсификацией результатов думских выборов, тысячи граждан России вышли на улицы городов, чтобы выразить свое возмущение намерением Владимира Путина вновь занять президентское кресло в марте будущего года. Высокая степень участия и накал протестных выступлений, похоже, приятно удивили даже самих демонстрантов. Один из выступавших обратился к собравшимся со следующими словами: «Большое спасибо за то, что не остались лежать дома на диване и пить пиво!».



По сути дела, гражданское общество в России постоянно росло в течение последних лет, и уж пассивным его точно не назовешь. До краха советской власти (это произошло 20 лет назад, как раз под Рождество, частная беседа в стенах квартиры на политические темы могла стоить ее участникам тюремного срока или высылки. Сегодня же на всей территории страны действуют тысячи неправительственных организаций (НПО). Эти НПО работают по самым различным направлениям, от защиты окружающей среды до мер социальной поддержки инвалидов; от борьбы с коррупцией до защиты прав человека.

Еще по теме: В Кремле нервничают из-за возвращения протестующих на улицы


Ускоренное развитие гражданского общества в России произошло после того, как Путин передал бразды президентского правления Дмитрию Медведеву. А теперь, когда Путин готовит почву для своего возвращения в президентское кресло, многие правозащитники задают себе вопрос, смогут ли они продолжать свою деятельность столь же свободно.

В 2006 году Путин провел новый закон, касавшийся деятельности НПО и направленный на то, чтобы поставить под контроль независимые объединения (главным образом, связав их по рукам и ногам бюрократическими путами). Однако, в конце концов со сцены сошли лишь очень немногие. Сейчас, когда активность масс, похоже, начинает представлять угрозу правлению Путина, он вновь использует свои обычные и заезженные тезисы о том, что его оппоненты получают финансовую поддержку от враждебно настроенных кругов из-за рубежа.

Маргинальное гражданское общество


Среди российских правозащитников существуют различные взгляды на взаимодействие с властью. Сергей Ковалев, бывший политзаключенный, который стал первым уполномоченным по правам человека в России после распада Советского Союза, считает, например, что действительно крепкое гражданское общество должно было бы бросить вызов российскому правительству, заявив о его полнейшей нелегитимности. Но в действительности все происходит наоборот, сетует Ковалев, поскольку многие правозащитники вынуждены действовать в одиночку, на свой страх и риск.

Но Марина Писклакова не видит ничего маргинального в своих усилиях по защите российских женщин от домашнего насилия. Создав целый ряд общественных кризисных центров, где женщины могут спастись от насилия со стороны мужчин, она только что добилась создания первого бесплатного всероссийского телефона доверия, по которому можно будет заявить о случаях насилия. Она также активно добивается от российских депутатов введения в Уголовной кодекс понятия домашнего насилия, чтобы женщинам не приходилась самим в судебном порядке доказывать, что в отношении них были совершены противоправные действия. «Государственные органы воспринимают нас как равных с мужчинами при рассмотрении домашнего насилия», утверждает Писклакова.

Некоторые правозащитники осуществляют свою деятельность с риском для жизни.  В Чечне убили людей, расследовавших преступления местных властей. Сначала это было журналистка Анна Политковская, застреленная в Москве при входе в подъезд своего дома в 2006 году. В 2009 году в Чечне была сначала похищена, а затем убита правозащитница Наталия Эстемирова.

Жертвы ответных действий


Те, кто выступают в защиту прав человека и обличают их нарушение, могут быть убиты. Один из них скончался в тюрьме от бесчеловечного отношения и, возможно, побоев, со стороны надзирателей. Активистов, пытавшихся воспрепятствовать вырубке Химкинского леса, расположенного в окрестностях Москвы, избивали несколько раз, как неизвестные молодчики, так и местные полицейские. В результате жестокого избиения химкинский журналист Михаил Бекетов оказался прикованным к креслу-каталке и лишился дара речи.

Еще по теме: Накануне протеста РПЦ предупреждает об опасности интернета


Иногда угрозы не носят криминального характера. Это могут быть обвинения, сформулированные в соответствии с нормами законодательства и направленные на то, чтобы нанести ущерб деловой репутации и материальному состоянию неугодного лица. Олег Орлов, руководитель самого в известного в России правозащитного общества «Мемориал», был обвинен президентом Чечни Рамзаном Кадыровым в клевете. В начале этого года он был оправдан, однако решение мирового суда было оспорено. Журналист и музыкальный критик Артем Троицкий, еще с советских времен пускающий остроты в адрес сильных мира сего, стал фигурантом иска по обвинению в оскорблении чести и достоинства за то, что назвал высокопоставленное должностное лицо «дрессированным пуделем». Иногда гражданское общество решает те задачи, которыми правительство не занимается в должной мере. Наталья Вороницына, бывший фотограф, в настоящее время прикованная к постели с прогрессирующим рассеянным склерозом, занялась организацией борьбы с невиданными лесными пожарами, охватившими западные области России летом 2010 года. Пользуясь лишь мобильным телефоном, она из своей московской квартиры направляла добровольцев, имевших лишь собственное снаряжение, в те места, где пожарные бригады не могли сами справиться. «Пожары показали многим, что правительство бессильно», сказала Вороницына. «Только народ способен чего-то добиться». По иронии судьбы, большинство россиян весьма мало знают о своем собственном гражданском обществе. Очень немногие российские газеты готовы публиковать на своих страницах статьи, где высказывается критика в адрес российских властей, и информировать о деятельности правозащитных организаций. В Москве об этом сообщают лишь одна или две радиостанции. С другой стороны, российское телевидение находится под жестким контролем. «Государственные телеканалы по сути дела выполняют функции правительственного отдела по связям с общественностью», считает Леонид Парфенов, бывший независимый телеведущий, которого вот уже семь лет не допускают до телеэфира.

Растет число пользователей интернета

Хорошая новость заключается в том, что активных пользователей интернета в России теперь гораздо больше, чем в любой другой европейской стране, и Путин не может контролировать информационные потоки в сети. Одна из многих причин, по которым правящая партия получила значительно меньше запланированного количества мест в результате прошедших в этом месяце выборов в Государственную Думу, заключается в том, что власть уже обладает монополией на информацию. Во время думских выборов прекратили работу многие независимые интернет-сайты политической направленности. Это вызывает опасения, что в будущем Кремль не будет столь терпимым по отношению к свободе слова в интернет-изданиях.

 


Читайте еще: Интернет-поколение устроило Путину самое трудное испытание

И все же, вводить масштабную цензуру в интернете было бы слишком дорогим удовольствием (что, например, открыли для себя китайцы). Электронная свобода – это тот джинн, которого Путину будет весьма сложно загнать обратно в советский кувшин.

Российские реформаторы сетуют на пассивность своего народа с момента возникновения первых мыслей о реформах в России. «Правительство вело народ за руку, а народ позволял вести себя наощупь», писал историк Борис Чичерин в 1857 году. «В течение всей истории правительство никогда не видело в народе какого-либо серьезного препятствия». Но когда на улицы российских городов в этом месяце хлынули толпы возмущенных людей, то, вроде бы создается ощущение того, что Владимир Путин действительно встретил в лице своего народа серьезное препятствие.

Комментарии читателей:

       #1 
Republicaine

Двадцать лет тому назад не стало СССР, но вот данные, на которые нет ответа.
Продолжительность жизни мужчин в России составляет в настоящее время 59 лет. В СССР она равнялась 73 годам. Вот вам пожалуйста наглядный пример, чтобы оценить «прелести» капитализма. Я мог продолжить и привести данные детской смертности и уровню  бедности.
У меня нет сведений по женской смертности, приношу свои извинения. Лидер протестных акций Навальный обучался в США. Его в равной степени презирают как коммунисты, так и единороссы.
Ведется кампания извне по ослаблению и дестабилизации страны, неудобной для США и ее системы ПРО.

      #5
Hefestion

Создается впечатление, что за прошедшие 20 лет протестных выступлений не было. Но это не так. Уже при Ельцине происходили массовые демонстрации протеста. То же самое было и в других странах бывшего социалистического лагеря, которые вскоре убедились в том, что капиталистическая мечта ведет в тупик. Ельцин дал военным команду стрелять на поражение против демонстрантов, более сотни из которых погибли. Тому есть документальные свидетельства. Сегодня люди идут на демонстрации, как при закате СССР. Это означает, что они не боятся, что против них откроют огонь. А это происходило при Ельцине, когда люди не решались идти на демонстрации после расстрела Верховного Совета. То, что произошло с Ельциным, может произойти и в Испании. Возможно, не в такой чудовищной форме, но весьма близко к ней. Посмотрим, что произойдет с возмущенными.

    #40
Republicaine

Если бы попытка государственного переворота 1991 году удалась, то были бы казнены около ста человек, в том числе (и заслуженно) Ельцин, еще порядка тысячи оказались бы за решеткой. Например, Горбачев.Но были ба спасены от бедности восемьдесят миллионов граждан России, не было бы 200 мультимиллионеров с личным состоянием в 12 миллиардов евро. Многие русские женщины были спасены от сексуального рабства, а СССР продолжал бы оставаться одним из мировых полюсов.

Я бывал в сибирских деревнях, видел мелких фермеров, живущих на доход в 120 евро в месяц, некоторые из них спиваются, другие впадают в необратимую депрессию. Семьи без будущего. Молодежь, которая не прожила полностью свою жизнь из-за наркотиков. Все они раньше жили достойной жизнью за счет своих подсобных хозяйств. СССР нужны были глубинные перемены, но не разрушение.
Еще раз повторяю. 100 казненных, 1 000 приговоренных к тюрьме, но зато были бы спасены от нищеты 80 миллионов человек.