Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Семья Дзядко: братья по оружию

Познакомьтесь с семейством лидеров антипутинской оппозиции.

© коллаж ИноСМИБратья Дзядко
Братья Дзядко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вечером после президентской инаугурации Путина три брата сидели в прокуренном баре и обсуждали возвращение политика. Ведущие телепрограммы «Дзядко 3», Филипп, Тимофей и Тихон Дзядко, входят в число наиболее узнаваемых лиц московской либеральной оппозиции. Каждую неделю передача братьев, фактически превратившаяся в антипутинский мозговой штурм, выходит в эфир на независимом телеканале «Дождь».

Вечером после президентской инаугурации Путина на свой третий срок три брата сидели в прокуренном баре и обсуждали возвращение политика. Ведущие телепрограммы «Дзядко 3», Филипп, Тимофей и Тихон Дзядко входят в число наиболее узнаваемых лиц московской либеральной оппозиции. Каждую неделю передача братьев, фактически превратившаяся в антипутинский мозговой штурм, выходит в эфир на независимом телеканале «Дождь», который вещает в основном в интернете. Во время московских протестов прошедшей зимы программа «Дзядко 3» напрямую способствовала выходу на улицы тысяч людей (братья называют волнения «движением недовольных»). На сей раз, пока активисты митинговали против путинской инаугурации, братья обсуждали новый выпуск своего шоу. Тональность беседы была минорной. По их словам, они собирались обсуждать зловещее возвращение Путина в Кремль и подробности регулярных арестов друзей силами госбезопасности.

В России веб-телевидение, которое трудно цензурировать, только зарождается, и Дзядко взялись за него с энтузиазмом. Их передача посвящена классическим - так называемым проклятым - вопросам русской интеллигенции, которые были подняты еще Николаем Чернышевским в XIX веке - «что делать?» и «кто виноват?». Ведущие ставят эти вопросы применительно к проблемам управления современной Россией. Общий тон программы меняется в диапазоне от серьезной дискуссии до забавного абсурда. Братья как будто специально созданы для телевидения - поразительно красивые, искренние, молодые и талантливые. Кроме того, между ними - в частном порядке, а иногда и в эфире - прослеживаются глубокие разногласия по поводу того, как следует вести себя российской оппозиции, явно растерявшейся после победы Путина на выборах.

Смотрите также: Хроника майских оппозиционных акций в Москве


Средний брат - 27-летний Тимофей - считает уличные марши бессмысленной тратой сил. Не имеет смысла стоять толпой и кричать, что Путин - вор, говорит он. Еще меньше смысла в том, чтобы попадать в «автозаки». Тимофей, занимающийся деловой журналистикой и работающий в одной из немногих оставшихся в России независимых газет, считает разоблачение коррупции в верхах намного более эффективной формой оппозиционной деятельности, способной сильнее, чем митинги, влиять на деформированную российскую политическую систему. Поэтому Тимофей расследовал коррупционные сделки на многомиллиардные суммы с участием одного из бывших министров, а также следит за деятельностью преемника этого министра, который, по-видимому, тоже коррумпирован.

Тимофея особенно тревожит, что верные сыны московской богемной интеллигенции в своей борьбе против Путина оказались на московских площадях союзниками неонационалистов, которые хотят избавиться от Путина, так как считают его политику слишком мягкой по отношению к Чечне и проблемам иммиграции. Этот компромисс, «в конечном счете, неприемлем», полагает Тимофей, к которому на одном из митингов прошлой зимы привязались демонстранты-националисты. Он также считает, что оппозиции следовало бы активнее выяснять подробности о предполагаемых путинских фальсификациях. «Идите наблюдать за выборами», - советует Тимофей, недавно следивший за подсчетом голосов на муниципальных выборах в провинциальном городе Ярославле.



Также по теме: Москва гуляя протестует против Путина

Другие два брата остаются горячими сторонниками распространения революции на улицы. Филиппа, старшего, также беспокоят неонационалисты. Он считает, что либералам не следует вступать в союзы с радикалами. Младший брат, 25-летний Тихон, наиболее горячий и пылкий из всех троих, - радиожурналист, звезда репортажа радиостанции «Эхо Москвы». Он отвечал за управление страницей на Facebook, использовавшейся при организации протестов. Тихон - убежденный сторонник лидера оппозиции и борца с коррупцией Алексея Навального. О протестах Тихон говорит с гневои и жаром. В тот вечер в баре он закатал рукав рубашки, чтобы показать синяк на предплечье, который, по его словам, ему поставила полиция.

В некотором смысле, Дзядко были рождены для того, чтобы задавать трудные вопросы о политическом будущем России. Они «росли в диссидентской атмосфере», рассказывает их мать Зоя Светова - видная правозащитница, отслеживающая деятельность судов. В 1982 году, когда Филипп был совсем маленьким, сотрудники КГБ ворвались к ним домой, чтобы арестовать его бабушку, писательницу и диссидентку Зою Крахмальникову, за публикацию антисоветских книг в западногерманском издательстве «Посев». Офицеры спецслужбы обыскали даже детскую кроватку Филиппа, проверяя, не были ли спрятаны в ней запрещенные книги Александра Солженицына. Суд приговорил Крахмальникову к году тюрьмы и пяти годам сибирской ссылки.

Через три года, в день, когда Светова рожала Тимофея, КГБ арестовал по обвинению в антисоветской пропаганде ее отца Феликса Светова, который также был диссидентом и писателем. Светов получил столь же суровый приговор, как и его жена. Однажды в период раннего детства братья Дзядко ездили в отдаленный Усть-Канский район на Алтае, чтобы навестить в ссылке своих дедушку и бабушку. В гостиной квартиры в Колобковском переулке, в которой выросли братья, висит черно-белая фотография пожилых супругов, тесно обнявшихся на фоне сибирского пейзажа.

Читайте также: «Дождь» - телевидение нового гражданского общества

Тем вечером в баре было очень заметно, что внуки унаследовали диссидентство предков. Филипп и Тихон яростно переписывались в «Твиттере» через свои айфоны с протестующими на улицах друзьями. Тимофей, средний брат, смотрел на них с недовольным видом. Зазвонил телефон. Полиция только что арестовала лидеров протестного движения Навального и Сергея Удальцова. Филипп и Тихон бросились вон из кафе, чтобы присоединиться к своим друзьям. Улицы в тот вечер выглядели зловеще. Под проливным дождем выстраивались ряды полицейских, блокируя перекресток, через который пытались пройти беспорядочные группы демонстрантов. Несколькими днями раньше пресс-секретарь Путина пообещал «размазать печень» протестующих по асфальту, а член парламента от правящей партии Роберт Шлегель заявил в своем интервью, что сам готов выйти с оружием в руках и «стрелять в этих рассерженных горожан».

Чтобы никому не пришлось ночевать за решеткой, Светова присоединилась к своим сыновьям на акции протеста. Филиппа и Тихона в итоге действительно арестовали. Из солидарности с другими участниками протестов, попавшими в полицейские фургоны, они не стали показывать полиции имевшиеся у них пресс-карты. Позднее Тимофей назвал эти протесты «бессмысленными». По его словам, он так недоволен, что сейчас даже подумывает об отъезде из Москвы. Его старший брат Филипп, напротив, по-прежнему верит, что акции принесут свои плоды и помогут укрепить низовую демократию в России. В феврале, вспоминает он, после крупной акции люди обратили свою скоординированную энергию на локальные проекты - такие как строительство детских площадок. Эти общественные начинания, освещающиеся журналом «Большой город», по мнению Филиппа, показывают в малом масштабе, чего оппозиция может когда-нибудь добиться в России.

Анна Немцова – московский корреспондент Newsweek и The Daily Beast, сотрудничает также с The Chronicle of Higher Education, Radio Free Europe и Foreign Policy.