Российский полуподпольный Театр.doc сегодня играет важную роль в оппозиционной политике страны, хотя посмотреть его постановки практически невозможно. Импровизированная сцена театра, напоминающая черный ящик, прячется в подвале дома, находящегося буквально в километре от Кремля. Театр вмещает не более сотни зрителей, и при этом более половины из них вынуждены сидеть на полу. Он также крайне засекречен: на улицах не найти рекламных объявлений театра, и единственный способ узнать о его труппе - это поиск в интернете. Однако зрители все равно идут туда толпами, чтобы посмотреть постановки о современной российской жизни во всей ее неприглядности.

Последние 10 лет основатели театра - Елена Гремина и Михаил Угаров - старались избегать политической тематики, отдавая предпочтение острым социальным вопросам. Они показывали российских граждан, с полным равнодушием относящихся к захвату заложников в бесланской школе; женщину-заключенную, убившую собственного мужа из-за неразделенной любви; молодых людей, больных ВИЧ/СПИДом, которые ощущают себя отверженными. Сценарии ярко отражали российскую действительность, но никогда не транслировали политические взгляды драматургов. Но на прошлой неделе театр отказался от своего нейтралитета.

Читайте также: Оппозицию задерживают в Москве на Старом Арбате

Вечером в понедельник труппа отважилась выйти из своего подвала и сыграть перед протестующими в лагере оппозиции фрагменты спектакля «БерлусПутин» по мотивам пьесы итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо «L’Anomalo Bicefalo» (Двуглавая анатомия). Главные герои пьесы - бывший и будущий президент Владимир Путин и его дружок - фиглярствующий экс-премьер Италии Сильвио Берлускони.

В начале пьесы эти двое становятся жертвами террористического нападения. Берлускони погибает, а Путин остается в живых. Итальянские хирурги пересаживают Путину часть мозга скончавшегося Берлускони. В итоге Путин начисто забывает о своих политических прегрешениях и вынужден открывать их заново.



Автор адаптации пьесы - Варвара Фаэр - инсценирует самые скандальные слухи, циркулирующие вокруг путинского режима. Например, о загадочном исчезновении жены Путина Людмилы. Эта женщина, прожившая с ним 28 лет, редко появляется на публике, и многие считают, что она ведет жизнь отшельницы в монастыре к северу от Пскова. Тем временем, бывшая гимнастка Алина Кабаева, которую называют путинской любовницей, сегодня является  депутатом парламента и де факто первой леди. В пьесе также высмеиваются путинские инъекции ботокса, его страсть к фотосессиям без рубашки, а также терпимое отношение к коррупции.

Также по теме: Лагерь оппозиции получит статус фестиваля?

В пьесе полно шуток, но есть и некоторые весьма мрачные политические комментарии. После пересадки мозга хирурги привозят нового, подобревшего Путина в монастырскую келью жены, чтобы та освежила его память по поводу периода президентского правления. Пристыженный рассказами Людмилы о том, какой он кровожадный, Путин умоляет жену прекратить разговоры и заняться с ним сексом. «Ты не сможешь меня изнасиловать, потому что я - не Россия!» - кричит в ответ Людмила. (Актриса Евдокия Германова, играющая жену Путина, говорит, что пьеса пробудила ее политическое сознание, заставив присоединиться к толпам, сражавшимся с ОМОНом в знак протеста против путинской инаугурации в начале мая.)

Большинство российских театров увидели в пьесе Фо источник политпровокации и смуты и наотрез отказались ставить ее на своей сцене, говорит кинорежиссер и драматург Иван Вырыпаев. Вместе с тем, он отмечает, что Путин понятия не имеет о существовании Театра.doc, поэтому труппе после недавнего выступления в парке удалось избежать кремлевских преследований.

Основатели театра, сидя в своем подвале, говорят, что готовы ставить и другие огнеопасные политические пьесы. Прошлой зимой актеры зачитывали стенограмму разговоров русских националистов, которые планировали убийство правозащитника Маркелова. Эту запись сделали сотрудники ФСБ в 2009 году, а театру она была передана редактором одной из столичных газет. Другая новая пьеса Греминой «Один час восемнадцать минут» - это хроника смерти юриста Магнитского, который пытался разоблачить масштабную коррупционную аферу российских чиновников. В результате расследования он попал в тюрьму, где ему было отказано в лечении, и погиб. Название пьесы означает то время, в течение которого Магнитский умирал. Гремина утверждает, что будет ставить эту пьесу до тех пор, пока виновным в смерти Магнитского не будет вынесен обвинительный приговор.

Тем временем, на следующий день после исполнения «БерлусПутина» ОМОН очистил сквер от протестующих, которые так туда и не вернулись.

Анна Немцова - московский корреспондент Newsweek и Daily Beast. Ее статьи публиковались в Chronicle of Higher Education, «Радио Свободная Европа / Радио  Свобода» и в Foreign Policy.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.