Трагедия на Кубани не сильно отвлекла российского президента Владимира Путина от внешнеполитических проблем. Именно им было посвящено совещание послов и постоянных представителей России, которое состоялось в этот понедельник. Обычно оно проводится один раз в два года и в средине президентского срока. Но Путин спешит, поэтому положенного срока ждать не стал. Девиз нынешнего форума — «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности».

Как и положено президенту, перед послами и представителями России за рубежом он обозначил контуры новой Концепции внешней политики. В определенной мере его выступление является продолжением и развитием указа «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», подписанного 7 мая сразу после инаугурации.

В российском МИД считают, что новая концепция крайне необходима. Мир вступил в полосу бурных перемен, которые, как полагают в МИД, будут носить глубокий характер. Происходит трансформация геополитического ландшафта, сопровождающаяся возросшей турбулентностью на глобальном и региональном уровнях. В этих условиях президент Путин поручает внешнеполитическому ведомству подготовить до конца этого года новую редакцию Концепции внешней политики России.

В чем же состоит главная часть новой внешнеполитической концепции Москвы по Путину? «Внешняя политика России была, есть и будет самостоятельной и независимой, она последовательна, сохраняет преемственность и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны в мировых делах и в развитии цивилизации, — заявил президент РФ. — Она не имеет ничего общего с изоляционизмом или конфронтацией и предусматривает интеграцию в глобальные процессы».

Путин призвал дипломатов активнее влиять на ситуации в отношении России: «Нельзя пассивно наблюдать за происходящими событиями или, как принято писать в мидовских телеграммах, «отслеживать» их развитие. Надо активнее влиять на ситуацию там, где напрямую затрагиваются российские интересы, действовать на упреждение, быть готовыми к любому варианту развития обстановки, даже самому неблагоприятному».

Конечно, досталось Западу. Без выпадов в эту сторону в последнее время не обходится ни одно выступление российского президента. Образ России за рубежом искажен и не отражает реальной ситуации в стране. Поэтому дипломатам следует осваивать новые технологии в международных отношениях. «Традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой «мягкой силы», есть над чем подумать... Пока надо признать, образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен... Да и позиция нашей страны в международных делах освещается как-то однобоко: те, кто стреляет, ракетные удары постоянно наносит, молодцы, а те, кто предупреждает о необходимости сдержанного диалога, вроде как в чем-то виноваты, — подчеркнул Путин. И добавил: — А виноваты мы с вами в том, что плохо объясняем свою позицию».

Президент России фактически обвинил иностранных партнеров в том, что они склонны к односторонним действиям и не прислушиваются к голосу России, как и к голосу многих других стран. В то время как сами пытаются воздействовать на ситуацию в России. Как и следовало ожидать, снова мир и народ пугают иностранными происками.

В чем же состоит концепция так называемой «мягкой силы»? Это не российское и тем более не путинское изобретение. Такими методами уже довольно давно действует в первую очередь американская дипломатия, в какой-то мере европейская. Смысл состоит в том, чтобы воздействовать на партнера экономическими, информационными, финансовыми и другими рычагами и по возможности избегать прямого использования вооруженных сил. Понятно, что «мягкая сила» предполагает наличие в государстве, ее использующем, необходимых ресурсов и в достаточно большом количестве.

И тут мы сталкиваемся с явными противоречиями. Не очень понятно из сказанного Путиным, к кому и как будет применяться «мягкая сила». Если к США и европейским странам, то это просто смешно. Такими возможностями Россия просто не располагает. Ее привлекательность основана только на продаже сырья и энергоресурсов. Попытки использовать некоторую заинтересованность в первую очередь европейских стран в этих товарах и даже откровенного шантажа натолкнулись на довольно твердый отпор, в результате которого Москве пришлось отступить, в частности, снизить цены на газ для Италии, Германии, Турции. И уж тем более как применять «мягкую силу» к США? С Вашингтоном никакая сила, хоть мягкая, хоть твердая, ничего не даст. Не тот объект. Понятно, что основным направлением ее применения будут ближние соседи России. И Украина в первую очередь.

О чем Путин и сказал. Президент напомнил о непростых взаимоотношениях с Киевом. Он высказал сожаление, что вне рамок Евразийского экономического союза остается Украина. «По самым объективным, независимым оценкам, присоединение Украины к этому интеграционному объединению дало бы и Украине, и всему процессу дополнительную динамику, и, безусловно, было бы весьма положительным с экономической и социальной точек зрения. Синергия была бы колоссальной». Вполне возможно, что так. Только синергетический эффект может быть не только положительным, но и крайне отрицательным. Москве это очень выгодно, а нам совершенно ни к чему. При всех сложностях объединенной Европы лучше быть в компании отличников, чем троечников, если не двоечников.

В конце открытой части своей речи Путин приготовил небольшой сюрприз. Он сказал, что сотрудничество необходимо развивать не только на уровне государственном, но и народном. Президент пообещал, что вернет облегченный порядок предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР или является прямым потомком тех, кто родился в Советском Союзе и в Российской империи.

На первый взгляд эта чисто техническая проблема несет в себе значительный политический заряд. Во-первых, за счет бывших соотечественников пытаются подправить крайне сложную демографическую ситуацию в России. При этом за скобками остается тот факт, что такое предоставление гражданства не будет касаться выходцев из государств Южного Кавказа и Центральной Азии. Другими словами, резерв бывших граждан ищется в Украине, Беларуси и частично в Молдавии.

Во-вторых. Тем самым у концепции «Русского мира» — прямой экспансии России на пространстве СНГ — появляется дополнительная приманка, как это представляется в Москве, для бывших соотечественников. И даже если не все переберутся в Россию, то с приобретением российского гражданства они становятся объектом превращения в пятую колонну в странах СНГ.

Тем не менее предложение о соотечественниках Путина стоит того, чтобы его внимательно рассмотреть в нашей стране и применить для привлечения наших соотечественников в Украину. Особенно это касается тех, кто находится в активном возрасте. С ними придут знания, инвестиции и многое другое. Но для этого Украина должна стать демократическим и привлекательным государством. Пока до этого очень далеко.

Комментарии

«Я бы отнесся к словам Путина, как к дежурной риторике»

Николай Петров, член научного совета Московского центра Карнеги:

— Ничего принципиально нового не прозвучало. Путин не случайно начал с того, что все основные вещи заложены в указе от 7 мая. Он скорее говорил о том, что «мягкой силой» Россия пользуется недостаточно эффективно. Об этом тоже говорится довольно давно, по крайней мере на встречах с послами — регулярно. Был создан фонд «Русский мир», работает Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом. — Ред.). Здесь потенциальных возможностей много, а реализованы они слабо. Проблема усугубляется тем, что происходит смена поколений. Если 10 лет назад можно было говорить о том, что русский язык, русская культура — определенный фактор влияния и присутствия России, по крайней мере на постсоветском пространстве, сейчас — это постепенно уходит. Новое поколение людей, скажем, в странах Балтии и некоторых других государствах, русским языком особенно не владеют. Поэтому за разговорами о том, что в России есть большой потенциал использования «мягкой силы», прошли годы, а результата пока не видно. Выводов о том, что надо сделать для того, чтобы использовать резерв, не было. Я бы отнесся к словам Путина как к некой дежурной риторике.

«Процессы получения гражданства не прекращались никогда»

Татьяна Ерескова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления Донецкого государственного университета управления:

— Я не думаю, что высказывание Путина относительно облегчения получения гражданства жителями бывшего СССР будет способствовать массовой миграции населения. Эти процессы всегда были связаны с такими категориями, как «семья» и «работа». Ни для кого не секрет, что люди из Восточной Украины ездят в Россию на заработки, так же как жители Западной Украины — в ЕС. Я понимаю, для чего делается упрощенная процедура получения гражданства, я понимаю, что Россия воспринимается как преемник чего-то великого, как что-то важное. Это внутренняя и внешняя политика страны. Да, на Донбассе есть люди, которые считают себя русскими, и здесь еще существует такой фактор как, «региональная идентичность». И эта привязка к малой Родине здесь очень велика. Люди любят свой край, и они понимают, что в России их никто не ждет, поэтому особых очередей около посольства облегченная процедура получения паспорта вызвать не сможет.

Стоит отметить, что процессы получения гражданства не прекращались никогда. Я занималась мониторингом этой проблемы в 2007, 2008, 2009 годах и могу сказать, что и тогда люди получали гражданство Российской Федерации. Это преимущественно были пожилые люди, которые ехали в Воронеж, Курск к своим детям, «забирая» свои местные пенсии. Причины миграции тогда были как раз связаны с семейными связями и с социальным положением в стране. Когда в России повысили пенсии, туда тоже поехали граждане Украины, и наоборот, когда в России случился экономический кризис, а в Украине он ощущался немного меньше, россияне из небольших городов переезжали в Украину. Поэтому стоит сказать, что процесс двусторонний, правда количество украинцев, выехавших в Россию, немного выше, чем россиян, приехавших к нам.

Будет ли решение Владимира Путина иметь обостренный политический контекст в Украине, зависит от восприятия и от ситуации. Конечно, кто-то может спекулировать на этой теме, но как в позитивном ключе, так и в негативном. Но я думаю, что наши граждане отнесутся к этой новости разумно.

«Главное — сделать более привлекательным пространство для жизни на Украине»

Валерий Чалый, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:

— Внешнеполитическая экспансия, как для интеграционных проектов на постсоветском пространстве, так и для поддержки позиций России в мире является одной из частей плана Владимира Путина. То, что сегодня акцент делается на «мягкую силу», еще не означает, что Россия отказалась от других средств влияния. В последнее время развитие позиции России в мире осуществляется с помощью механизмов информационного, гуманитарного, культурного присутствия, вопроса языка. Такой подход действует не только на постсоветском пространстве, хотя здесь эти средства очевидны, но и на Западе, в Европейских странах и США. В России выделяются колоссальные государственные и частные ресурсы для усиления этого присутствия. Основанием для этого являются исторические события и ставка на известных соотечественников, которые уже долго проживают на Западе. В частности, финансируются даже мероприятия с критикой Владимира Путина. Здесь проявляется глубина подходов: за рубежом позволяется критика, которая не попадает на внутренний информационный рынок. В то же время, увеличивается фактор информационного присутствия России в мире.

Я не думаю, что концепция внешней политики существенно изменится. Снова заняв должность президента, Владимир Путин хочет показать свою ключевую роль во внешнеполитический деятельности РФ. Для того чтобы выстроить четкую линию под нового-старого президента, как это принято в бюрократической традиции, делается новый документ. Кардинальных отличий не будет, потому что элементы влияния России путем применения энергетической политики и военно-морской доктрины для осуществления внешней политики и гуманитарного влияния были и раньше. Возможно, в настоящий момент более четко будут очерчены приоритеты, направления и механизмы осуществления избранной линии. Первые сигналы уже есть: решение вопросов в гуманитарном пространстве. Россия таки нажала на Украину для введения в действие соглашения СНГ по гуманитарным вопросам, которую Президент Украины долго не подписывал. Также, думаю, более активно будут открываться культурные и информационные центры России, как на территории Украины, так и в других странах.

Программа возвращения соотечественников в Россию если не провальная, то оказалась неэффективной. В основном граждане бывшего Советского Союза, на которых рассчитывала Россия, хотели возвращаться в более развитые регионы, вместо этого им предлагали поднимать отсталые регионы, только небольшое количество попадало в центральную часть страны. Демографические проблемы будут одними из ключевых в следующих десятилетиях. Возникнет вопрос квалифицированной рабочей силы и конкуренции, в том числе между Украиной, Россией и другими странами. Естественно, для решения Путина с упрощением получения гражданства существуют основания: упрощение привлечения квалифицированной рабочей силы и попытки расширить рамки «Русского мира».

Украина, в свою очередь, должна предлагать более привлекательную модель человеческого развития внутри страны. Речь идет о высших социальных, экономических, медицинских, образовательных стандартах. Пока еще, к сожалению, мы не намного, но отстаем от России по показателям социального характера, в первую очередь, по индексу человеческого развития. Конечно, у России есть дополнительные средства на это, заработанные на нефти и газе. Но это не уменьшает проблему: пока украинцы едут в Россию на заработки, а не наоборот. Поэтому главное — сделать более привлекательным пространство для жизни в Украине. Что же касается государственной политики, следует добиваться четкого выполнения двусторонних договоренностей и международно-правовых документов. В частности, стоит выделить ресурсы на то, что было институционно выработано еще во времена прошлой власти, для поддержки деятельности украинцев за рубежом. Необходимо занять более активную позицию относительно контактов с диаспорой, поддержки трудовых прав украинцев в России и защиты их гуманитарных прав. Все это делалось и раньше, однако сейчас наблюдается снижение внимания к этим вопросам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.