Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и США развивали свои соответствующие тихоокеанские побережья в течение более 150 лет и пришли к совершенно разным результатам. Российский Владивосток ни в какое сравнение не идет с такими американскими метрополисами, как Сиэтл, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Сан-Диего с их мощной авиационной промышленностью, индустрией информационных технологий и развлечений.

В минувшие выходные во Владивостоке, российском тихоокеанском порту, состоялся форум лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Этот саммит ясно продемонстрировал, что Москва заинтересована в сотрудничестве с государствами Азии, поскольку ее традиционный рынок энергетических и сырьевых ресурсов – еврозона – погряз в кризисе и стагнации. И вот, после широко разрекламированного поворота Америки к Азии, пришла очередь России.

США на саммите представляла Хиллари Клинтон, поскольку Обама вынужден был его пропустить в связи с проведением съезда Демократической партии. (Вашингтон заранее объявил о том, что президент не будет присутствовать на саммите, и некоторые эксперты высказали предположение, что таким образом Обама хотел отомстить устроителю саммита АТЭС президенту Владимиру Путину за то, что последний не приехал на саммит «Большой восьмерки», который организовал в своей загородной резиденции Обама).

Поскольку в этом году хозяйкой саммита стала Россия, у нее появилась прекрасная возможность познакомить западных инвесторов с богатым на природные ресурсы дальневосточным регионом, и она хорошо подготовилась к проведению этого мероприятия. Москва выстроила современный мост через пролив Босфор Восточный от Владивостока к острову Русский, находящемуся на расстоянии почти двух километров от города. Кроме того, был отремонтирован аэропорт. А по новому газопроводу в скором времени с острова Сахалин на материк  будет поставляться газ. Но даже после наведения порядка, который стоил Москве 20 миллиардов долларов, город и регион в целом до сих пор не могут справиться с огромным количеством системных проблем.

Читайте также: Амбиции Путина устремлены на Дальний Восток

Смешанная история

Россия и США развивали свои соответствующие тихоокеанские побережья в течение более 150 лет и пришли к совершенно разным результатам. Российский Владивосток ни в какое сравнение не идет с такими американскими метрополисами, как Сиэтл, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Сан-Диего с их мощной авиационной промышленностью, индустрией информационных технологий и развлечений. Во Владивостоке расположен стареющий российский Тихоокеанский флот, в то время как другие тихоокеанские порты России - такие, как Находка и Ванино, отчаянно пытаются сохранить рыболовецкие траулеры и торговый флот. Дальше внутрь материка в Комсомольске-на-Амуре производят реактивные истребители Сухого, а в Магаданской области и на полуострове Чукотка, находящемся через пролив от Аляски, добывают большое количество золота.

Учитывая то, что Азиатско-Тихоокеанский регион стремительно развивается, в стратегическом отношении Россия расположена таким образом, что она может извлечь огромную выгоду из азиатского бума. Владивосток расположен всего в двух часах полета от Пекина, Токио и Сеула. Проблема заключается в том, что большая часть программ развития российского Дальнего Востока контролируется Москвой, которая расположена на расстоянии десяти часовых поясов от него, и размеры взяток и рент центрального правительства довольно велики.

С местным правительством дела обстоят еще хуже. Российский Дальний Восток уже долгое время известен высоким уровнем преступности, особенно - в рыбной промышленности, добыче древесины и торговле подержанными автомобилями (импортируемыми из Японии). Вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров признает: «Мы известны своей красной икрой, преступностью и древесиной… Мы хотим посмотреть на наши территории другими глазами. В нашем регионе есть обе исконно русские проблемы – дураки и дороги. Мы уже начали решать проблему дорог, а вы [западные и азиатские инвесторы] должны помочь нам справиться с дураками».

Также по теме: Клинтон в Азии - реалистичны ли американские цели в Китае?

Исторически все должно было сложиться по-другому. После того, как Романовы забрали миллионы квадратных миль в Восточной Сибири у ослабевающей династии Цинь (1644-1912) в XVII и XVIII веках, они основали Владивосток (что дословно означает «правитель востока»), который в 1860-е годы стал важнейшей тихоокеанской военно-морской базой. Такое стремительное приобретение территорий – одно из самых масштабных в истории – часто сравнивают с континентальной экспансией Америки.

Во второй половине XIX века самый блестящий российский администратор -  министр финансов и премьер-министр граф Сергей Витте - стал инициатором развития азиатских территорий, отдав распоряжение о строительстве Транссибирской магистрали – самой длинной железной дороги в мире. Позже к ней присоединили Восточно-китайскую железную дорогу, проходившую через Маньчжурию, которая впоследствии вернулась под контроль Китая. Эти железные дороги до сих пор функционируют гораздо исправнее, чем созданная в советское время Байкало-Амурская магистраль, которая изначально была построена, чтобы снабжать советские войска всем необходимым в случае войны с Китаем.

Первый удар был нанесен, когда Россия проиграла в войне против набирающей мощь японской империи в 1904-1905 годах. Поскольку империя Романовых в 1917 году рухнула, российский Дальний Восток провозгласил свою независимость, а американские и японские войска временно заняли этот регион. Когда туда пришли коммунисты, многие бизнесмены, инженеры и юристы бежали из страны. При Сталине обширными, удаленными от центра землями, которые постоянно подвергались набегам со стороны японцев, управляли руководители ГУЛАГа и военные. Сотни тысяч людей гибли в лагерях на Колыме, добывая золото и древесину.

Читайте также: Дальний Восток - новый адресс войны мировых сил

Советский и посткоммунистический период  истории России были особенно тяжелыми для Дальнего Востока. Численность российского населения к востоку от озера Байкал составляет около 6 миллионов и продолжает падать. Этнические русские уезжают в европейскую часть России. В настоящее время регион граничит с несколькими китайскими провинциями - такими, как, к примеру, Хэйлунцзян, в каждой из которых живет в семь раз больше людей, чем в восточной Сибири и на российском Дальнем Востоке одновременно.
Длинный путь

Несмотря на медоточивые речи, Москва и российская элита до сих пор не доверяют Пекину, который затмевает Россию своим стремительным экономическим развитием и растущим военным потенциалом. Москва не хочет становиться «сырьевым придатком» Китая, как еще 10 лет назад она не хотела быть сырьевым придатком Запада.

В 2010 году впервые за несколько десятилетий состоялись военные учения «Восток-2010». Для их проведения Россия направила по железной дороге через всю Сибирь два подразделения, задачей которых было отразить нападение противника, нанеся по нему ядерный удар. Это предупреждение было, несомненно, адресовано Китаю.

Также по теме: Кремль наводит мосты в Азию, оживляя тихоокеанскую окраину

Отношения России с Японией остаются весьма напряженными из-за неразрешенного вопроса Курильских островов. СССР оккупировала четыре острова в 1945 году, когда по просьбе президента Рузвельта в самом конце Второй мировой войны Сталин нарушил договор с Токио о ненападении и оккупировал эти острова, а также южную часть Сахалина. В настоящее время Россия извлекает огромную выгоду из богатых рыбных промыслов в водах Курильских островов.

Для притока иностранных инвестиций и экономического развития необходимы три предпосылки: высокий уровень безопасности, диктатура закона и базовая инфраструктура. России многое предстоит сделать, чтобы обеспечить все три условия. Ей необходимо наладить хорошие отношения с основными тихоокеанскими державами – США, Китаем и Японией – и развивать связи с Канадой, Кореей, Австралией и другими государствами.

России необходимо реорганизовать свою судебную систему и уничтожить коррупцию. Более того, ей необходимо продолжать развивать современную инфраструктуру и привлекать высококвалифицированные кадры на Дальний Восток. Потенциал региона огромен. Сможет ли Россия справиться с этой задачей?

Ариэль Коэн (Ariel Cohen) – доктор философии, старший научный сотрудник Отдела российских и евразийских исследований и международной энергетической политики  фонда «Наследие».