Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Лавров — творец российской блокады по Сирии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние девять лет Лавров представляет лицо российской внешней политики. Хотя ему еще далеко до рекорда Андрея Громыко, к нему уже перешло старое прозвище «Господин Нет». Сегодня сложно представить себе этого чиновника с неподвижным лицом душой студенческих вечеринок. Тем не менее, в годы учебы юный Сергей, поэт и любитель игры на гитаре, занимался организацией институтских капустников.

Сирийский вопрос вернулся к своей отправной точке, то есть в Совет безопасности ООН, где Россия при поддержке Китая препятствует любому давлению на Дамаск. Дискуссия явно выдастся непростой. Номер российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, который предложил отказаться от ударов по режиму Башара Асада в обмен на передачу сирийского химического арсенала под контроль международного сообщества, подошел к концу.

Западный лагерь толком не успел поаплодировать нежданным переменам в переговорах с Россией, как на заседании Совета безопасности вновь прозвучало знаменитое русское «нет». «Неприемлемо», — заявил Лавров по поводу предложенного Францией проекта резолюции, который предполагал военную операцию в случае нарушения Сирией взятых на себя обязательств.

ООН — это любимая территория главы российской дипломатии, который провел большую часть карьеры в этих стенах на посту советника представительства СССР (1981-1988), а затем и постоянного представителя своего государства (1994-2004). Он прекрасно знает все тонкости ооновских механизмов и с помощью дипломатов без труда может направить Запад по пути лишенной смысла резолюции.

«Он был в ООН во время войны в Ираке. В сирийском вопросе Россия готова устраивать обструкцию хоть десять лет, если понадобится. Тем временем шведские или норвежские инспекторы будут колесить по Сирии без каких-либо последствий для режима», — полагает хорошо знакомый с ООН европейский источник.

Совет безопасности ООН


Хладнокровный дипломат

Как критики, так и сторонники Лаврова отмечают его хладнокровие и впечатляющее умение вести переговоры. Последние девять лет он представляет собой лицо российской внешней политики. Хотя ему еще далеко до рекорда далекого предшественника Андрея Громыко (тот был главой советской дипломатии целых 28 лет), к нему все же перешло старое прозвище «Господин Нет».

Читайте также: Российская инициатива по Сирии была польской идеей?

Такое упрямство, помноженное на умение использовать слабости противника, привело американского дипломата Аверелла Гарримана (Averell Harriman) к выводу, что «договариваться с русскими — это то же самое, что два раза купить одну и ту же лошадь».

Как в прошлом и Андрей Громыко, Сергей Лавров провел не один год в представительстве России в ООН («маленьком МИДе», как говорят российские дипломаты) перед возвращением в Москву, где он встал во главе «большого» МИДа, который занимает огромное здание сталинском неоклассическом стиле (построено после Второй мировой войны немецкими военнопленными) на Смоленской площади.

Блестящая карьера для выпускника МГИМО, которому по советским студенческим традициям довелось побывать на земельных работах и сборе огурцов в колхозных полях.

Разочарование

Сегодня сложно представить себе этого чиновника с неподвижным лицом душой студенческих вечеринок. Тем не менее, в годы учебы юный Сергей, поэт и любитель игры на гитаре, занимался организацией институтских капустников.

Первым его назначением стала работа в советском посольстве на Шри-Ланке, и с тех пор он неизменно взбирался вверх по карьерной лестнице. По слухам, в 1994 году министр иностранных дел Андрей Козырев отправил его в ООН, потому что опасался соперничества. Однако по прибытии в ООН его ждало разочарование. Ельцинская Россия не слишком интересовалась поступками и решениями своих ооновских дипломатов. Причем до такой степени, что однажды Сергей Лавров даже признался коллегам, что не уверен, есть ли в стране вообще правительство. С приходом к власти Владимира Путина у него больше не приходилось маяться от безделья в ожидании инструкций.

Встреча глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон в Женеве


В бытность главой российского представительства в ООН стройный и элегантный Лавров, большой любитель шотландского виски, был завсегдатаем бара Совета безопасности Delegate Lounge. Когда в 2003 году генеральный секретарь Кофи Аннан запретил курение на территории организации, Лавров отказался подчиниться и упрямо курил везде, где считал нужным, напомнив, что здание не принадлежит генсеку.

Также по теме: Лавров - на правильной стороне истории

Тяжелые отношения с Кондолизой Райс и Хиллари Клинтон

Холодного и жесткого Лаврова, который поднаторел в ооновском искусстве словесных капканов, никак не назвать удобным собеседником. Его отношения с женщинами госсекретарями (Кондолизой Райс и Хиллари Клинтон) сложились просто ужасно. На пике напряженности отношений с Западом, во время российско-грузинской войны августа 2008 года, президент Франции Николя Саркози, поддавшись эмоциям, схватил его за отворот пиджака и назвал его «лжецом». Об этой сцене рассказали дипломатические источники WikiLeaks.

Все решения по внешней политике России принимает президент страны, в связи с чем Лавров является лишь усердным их исполнителем. Российским СМИ удалось выявить лишь один признак неодобрения с его стороны. Это было в 2012 году, когда Владимир Путин решил запретить гражданам США усыновлять российских детей. Юристам МИДа, которые целый год работали над двухсторонним соглашением, явно пришлось не по вкусу, когда плоды их труда отправили в мусорную корзину. Тем не менее, им оставалось только молчать.

Россия входит в число экономических держав среднего уровня (8 место по объему ВВП) и никак не может отделаться от ностальгии по безвозвратно ушедшей военной мощи. Как бы то ни было, сейчас у нее есть на руках только одна крупная карта: право вето в Совете безопасности. Кроме того, нельзя не считаться и с чутьем Сергея Лаврова, который умело играет на колебаниях и разногласиях западных партнеров.