Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Впервые после начала украинского кризиса российский лидер снизил жесткость своей риторики — и это на фоне того, что США и Европа не собираются ни на йоту ослаблять введенные против России санкции. Как это можно расценить, если не как проявление слабости? Что бы ни говорил Путин, стратегическое давление США на Россию будет только нарастать - как на Западе, так и на Востоке.

24 октября президент Путин выступил в Сочи на дискуссионном клубе «Валдай» с речью. Он заявил, что Россия не стремится стать супердержавой и не мечтает о восстановлении империи. Согласно данным российских телеканалов, Путин отметил, что у его страны нет планов учреждать какой-то блок, возрождать Российскую Империю или угрожать суверенитету соседних государств. Россия не стремится к тому, чтобы обладать каким-то особым статусом. Москва уважает интересы других стран, однако рассчитывает на то, что другие игроки будут принимать во внимание ее интересы, отнесутся с уважением к ее позиции. Россия не может допустить того, чтобы кто-то пренебрег ее интересами. Позиция российской стороны в том, что необходимо создать в мире баланс интересов и отношений.

Впервые после начала украинского кризиса российский лидер снизил жесткость своей риторики — и это на фоне того, что США и Европа не собираются ни на йоту ослаблять введенные против России санкции. Как это еще можно расценить, если не как проявление слабости? Автор этих строк предполагает, что Путин хотел этим достичь двух вещей. Во-первых, показать Вашингтону, что поднимающаяся с колен Россия не лелеет планов по восстановлению советской империи и не хочет бороться с Америкой за мировое господство, то есть старается не допустить недопонимания, которое может привести к новой холодной войне между двумя странами. В то же время Путин напоминает США, что им следует пересмотреть свою европейскую стратегию, которая сильно напоминает подход времен холодной войны. Однако маловероятно, что этот монолог российского лидера убедит Америку отказаться от стратегии сдерживания, которая сегодня направлена против ее самого могущественного условного противника.

Во-вторых, таким образом Путин протягивал ветвь мира европейским государствам, старался развеять их опасения, связанные с восстановлением российской мощи. Когда Путин говорит о том, что Россия не претендует на статус супердержавы, он имеет в виду то, что находящаяся под контролем США Организация Североатлантического договора, и сегодня облаченная в одежды времен холодной войны, уже изжила себя. Москва предложила европейским странам новую модель мирного сосуществования, построенную вокруг сотрудничества в области безопасности, а также обширного взаимодействия в энергетической сфере и существующую на основе взаимопонимания и уважения к интересам друг друга. Фактически это инициатива о создании нового формата российско-европейских отношений, исключающего Америку, и попытка вбить стратегический клин между Вашингтоном и Брюсселем.

Однако тучи над Украиной еще не развеялись. С точки зрения США, это отличный шанс укрепить НАТО. Пока на Украине не наступит мир, у Америки есть возможность демонизировать российскую армию. Недавно известнейший американский финансист Джордж Сорос отметил, что для Америки Россия является более страшным противником, чем терроризм или религиозный радикализм, поэтому на борьбу с Россией следует бросить все силы. Обстановка нагнетается на всех уровнях, от госаппарата и до простых людей. Также это можно назвать частью информационной войны за сердца европейских союзников: смысл здесь в том, чтобы пресечь любые колебания с их стороны.

Кроме того, у США, по сути, теперь есть еще одна исходная точка для разделения России и Европы — соперничество в Арктике. Жесткость, с которой Москва проводит в Арктике границы и ведет энергетическую политику, вызывает у европейцев серьезные опасения. Мировое потепление климата набирает обороты. Если Арктика станет проходимой для обычных судов, то соперничество Америки, России и Европы в этом новом стратегическом регионе лишь еще больше ожесточится. Сегодня все три стороны предпринимают активные действия к освоению Арктики. Согласно самым последним данным, Москва уже начала разворачивать в Восточной Сибири новые военные базы.

Недавно заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению, контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что российский флот обзаведется новыми надводными кораблями и базами, что позволит обеспечить постоянное присутствие российских сил в Арктике. Контр-адмирал Бурсук говорит, что уже ведется разработка новых кораблей ледового класса, поскольку России очень важно удержать свои позиции в регионе. Согласно словам контр-адмирала, для этой же цели в Арктике будут развернуты новые базы, что значительно усилит там присутствие России.

Путин еще раньше говорил о том, что планирует выводить военную активность российской армии в Арктике на новый уровень, что напрямую затрагивает интересы США, Канады и северных европейских стран. Более того, все эти страны — члены блока НАТО, который возглавляет Америка, поэтому негласное стратегическое соперничество в Арктике позволит Вашингтону и дальше укреплять и восстанавливать Альянс. Российские и американские самолеты постоянно нащупывают слабые места в воздушной обороне соседа над Беринговым проливом. Новые противоречия просто так заглушить не удастся.

США активно поддерживают инициативы Японии по отмене запрета на коллективную самооборону, делают все возможное, чтобы у Токио была максимальная свобода действий в сфере безопасности, поощряют участие японцев в разделе Арктики. Зачем это нужно Вашингтону? Таким образом он копит силы, которые понадобятся ему для арктического противостояния с Россией. Америка также использовала украинский кризис, чтобы усложнить сделку между Россией и Францией, которая обязалась поставить российской стороне два вертолетоносца типа «Мистраль». Все это служит схожей цели — затормозить процесс укрепления и восстановления российского военного контингента на Дальнем Востоке. Поэтому что бы ни говорил Путин, стратегическое давление США на Россию будет только нарастать, как на Западе, так и на Востоке.