Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва разделяет одиночество Анкары

© East News / Abaca/Ahmet DumanliВладимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган
Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Положение Турции и России как держав, которые, находясь в евразийском регионе, не относят себя исключительно к Востоку или Западу, обеспечивает неизбежность развития их стратегического партнерства. Иными словами, Турция, которую Россия в годы холодной войны рассматривала в качестве «небезопасного члена НАТО», отныне становится стратегическим партнером Москвы.

Все, что на протяжении последних двух лет происходило на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Восточной Европе, запустило совершенно новые процессы в системе международных отношений.

Последние события показали, что мир держит курс на создание многополярного порядка, в котором Россия будет важным игроком. Россия во главе с Владимиром Путиным — это страна, обладающая хорошими экономическими, политическими, военными и культурными перспективами. Благодаря слаженной работе дипломатов ее влияние ощущается как в ближнем зарубежье, так и во всем мире. Кроме того, период некоторой инертности в отношениях Турции и США, вызванный событиями вокруг Сирии, ИГИЛ и рядом других обстоятельств, сделал позитивные отношения с Россией еще более важными для нас.

Связи России с ее ведущим торговым партнером ЕС, а также КНР, Индией, странами АТР, Латинской Америки и Африки постоянно развиваются, особенно в энергетической, торговой, научной и культурной областях. Прилагая активные усилия к тому, чтобы превратить Содружество независимых государств (СНГ) в более эффективную структуру, Россия берет на себя важную роль в решении возникающих в этом регионе проблем. Проект создания Евразийского союза, предложенный в 1994 году президентом Казахстана Назарбаевым, после выборов 2012 года закрепился в повестке дня и риторике Путина, его формирование стало одной из внешнеполитических целей России.

События, которые молниеносно сменяют друг друга на расположенном близ Турции и России географическом пространстве, благоприятствуют развитию многопланового сотрудничества между двумя странами. В силу того, что двусторонние отношения государств охватывают множество сфер, таких, как экономика, политика, культура, на них практически не отразились негативные побочные эффекты тех или иных региональных кризисов. Более того, функцию катализатора взяли на себя общественные отношения, которые сегодня продолжают стремительно развиваться. В ближайшее время важно продолжать выстраивать диалог перед лицом вероятных рисков. В этой связи необходимо эффективно использовать инструменты «общественной дипломатии».

«Многомерное партнерство»

После 1990-х годов благодаря готовности и настойчивости двух стран отношения Турции и России достигли своего самого зрелого уровня. Выдвинув на первый план общие знаменатели, власти двух государств сделали акцент на сотрудничестве, а не на конфликтах и разногласиях. Вызванная украинским кризисом напряженность в отношениях России и Запада, а также конъюнктура, сложившаяся в регионе, окружающем Турцию, свидетельствуют о еще большей важности отношений Анкары и Москвы. Вместе с тем положение Турции и России как крупных и сильных стран, которые, находясь в евразийском регионе, не относят себя исключительно к Востоку или Западу, обеспечивает необходимость и неизбежность развития их стратегического партнерства. Иными словами, Турция, которую в годы холодной войны Россия рассматривала в качестве «небезопасного члена НАТО», отныне становится стратегическим партнером Москвы! Быстро развивающиеся в политической, экономической, торговой, культурной и других областях отношения превратились в прочную конструкцию, которую не способны пошатнуть проект противоракетного щита, арабская весна или другие события.

В самом начале нового столетия на встрече министров иностранных дел Турции и России был подписан план развития двусторонних отношений и сотрудничества в Евразии. Особое внимание обращает на себя тот факт, что в этом документе стороны сделали акцент на взаимном доверии и понимании. Обеспечение политической стабильности в каждой из двух стран в этот период способствует преодолению проблем, которые ранее возникали в механизмах принятия решений. А поддержка таких новых, способствующих построению диалога институциональных механизмов, как Совет сотрудничества высшего уровня, Совместная группа стратегического планирования и Общественный форум, вывели сотрудничество двух государств на новый, более высокий уровень. Кроме того, в 2010 году был отменен визовый режим между Россией и Турцией.

В ходе официальных визитов лидеры стран отмечали, что их стратегическая цель — реализовать принцип «многомерного партнерства», прежде всего в таких областях, как энергетика, транспортные коммуникации, военная сфера. В частности, Россия изъявляла желание участвовать в тендерах, связанных с модернизацией армии и привлечением инвестиций в топливно-энергетическую сферу Турции. По итогам одного из них Россия и Турция заключили соглашение о строительстве АЭС в Аккую стоимостью 20 миллиардов долларов.

При этом общественные отношения Турции и России развиваются еще динамичнее. Сегодня по-прежнему продолжают свою работу Совместная группа стратегического планирования под председательством министров иностранных дел, Общественный форум при участии неправительственных организаций и Смешанная межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, в которой представлен экономический мир обеих стран. Общественный форум, ассоциации предпринимателей, НПО и культурные центры заполняют существенные пробелы в культурной сфере. С каждым днем возрастает количество россиян, которые получают турецкое гражданство и остаются жить в Турции. По разным данным количество российских граждан, проживающих в Турции, варьируется от 300 до 500 тысяч. К настоящему моменту количество смешанных браков превысило сто тысяч. С учетом рожденных в таких семьях детей можно говорить о новой диаспоре, возникающей в наших странах.

Центральное планирование в экономике и богатые природные ресурсы привели к тому, что промышленный сектор в России развивался в основном в направлении тяжелой промышленности. Топливное, энергетическое, металлургическое производство составляет более 35% всего промышленного производства. Если учесть, что доля электронной и пищевой промышленности равна порядка 25%, то станет очевидно, что передовые технологии и потребительские товары составляют лишь небольшую часть российской экономики.

Россия занимает второе место в мире после Америки по протяженности железных дорог, при этом она первая перешла к их электрификации. По количеству морских судов Россия занимает второе место в мире, по грузоподъемности — четвертое.

Россия обладает 60% военного потенциала СССР. С плане ядерных возможностей Россия занимает первое место (на ее долю приходится 55% всех запасов ядерных зарядов, на долю Америки — 40%). В России находится 20-25% мировых запасов легкого и стрелкового оружия. В 2012 году Путин заявил о намерении повышать военные расходы в России и отметил, что на проведение новых военных реформ российский бюджет предусматривает порядка 770 миллиардов долларов или около 72 миллиардов в год.

Путин желает иметь сильную армию и хочет видеть на международной арене сильную Россию. Конечно, способность применить силу зависит от того, насколько армия готова к такому сценарию, а также от решимости полагаться на силу при достижении политических целей.

Автор — генеральный директор Международного института стратегических исследований.