Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конфликт с Турцией: торговая война толкает Россию в объятия ЕС

После того как Турция сбила российский бомбардировщик, между двумя странами разразилась торговая война. Это, однако, может оказаться выгодно для Европейского Союза с точки зрения снабжения газом.

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкЖители Омска покупают турецкие фрукты в одном из магазинов города
Жители Омска покупают турецкие фрукты в одном из магазинов города
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Настроения, царящие в российских экономических кругах, едва ли могли быть хуже: цены на нефть летят в пропасть, экономика лишилась «двигателя», западные санкции вот-вот будут продлены. Вдобавок набирает обороты экономическая война с Турцией — одним из главных торговых партнеров. Потому что Владимира Путина после инцидента с Су-24, похоже, не остановить.

Настроения, царящие в российских экономических кругах, едва ли могли быть хуже: цены на нефть заодно с курсом рубля летят в пропасть, экономика лишилась двигателя, западные санкции вот-вот будут продлены. Но этого как будто мало: вдобавок ко всему набирает обороты экономическая война с Турцией — одним из главных торговых партнеров Москвы. Потому что «хозяина Кремля» Владимира Путина после инцидента со сбитым турками бомбардировщиком, похоже, не остановить.

Режим в Анкаре «еще не раз пожалеет о содеянном», заявил он в своем недавнем обращении к нации. (Кстати, российская газета «Ведомости» назвала речь Путина «Посланием турецкому президенту».) По его словам, те, кто думают, что меры по отношению к Турции ограничатся торговыми санкциями, ошибаются.

Больше никаких турок в российских компаниях


Решение о санкциях было принято практически моментально — еще в конце ноября: с 1 января вводятся ограничения для турецких компаний на российском рынке, а российские компании больше не смогут нанимать турецких сотрудников. Кроме того, вводится запрет на чартерные авиаперевозки в Турцию, а также на экспорт некоторых турецких овощей и фруктов.

До сих пор на Турцию приходилось около 20% импорта плодоовощной продукции. По оценке Центрального банка, новое эмбарго подхлестнет инфляцию на 0,4%. Альфа-банк опасается роста потребительских цен на 1,5-2 процентных пункта. При этом инфляция в России в этом году и без того составила из-за западных санкций порядка 15%.

В России ни у кого нет иллюзий по поводу того, что Турция, в свою очередь, разрабатывает контрсанкции. Так, российское министерство торговли призвало все автоконцерны, имеющие производственные мощности в России, проанализировать возможности по замещению турецких комплектующих продукцией из других стран. Ведь если Анкара ограничит экспорт комплектующих в Россию, то стоимость производства на территории страны незамедлительно вырастет.


Еще больше взволновались, по утверждениям СМИ, российские производители зерна, потому что сразу несколько трейдеров отказались заключать договоры о поставке зерна в Турцию во избежание потерь в случае запрета импорта с турецкой стороны. На прошлой неделе цены на пшеницу в российских экспортных портах уже упали.

У русских был хороший бизнес в Турции


Оптимистов почти не осталось. Лишь глава Сбербанка — крупнейшего банка в России — Герман Греф считает, что предел негативных событий 2015 года уже достигнут, и что в 2016 году можно рассчитывать на снижения напряженности. Собственно, Сбербанку необходимо источать оптимизм, потому что у него есть тесные связи с Турцией. Так, три года назад русские купили за 3,5 миллиарда евро турецкий Denizbank.

Для обеих стран на кону стоит очень многое. Хотя объем взаимного товарооборота из-за снизившихся цен на нефть и обвалившегося курса рубля несколько сократился, в 2014 году он составлял 31 миллиард долларов (29,2 миллиарда евро). Если прибавить к этому сферу услуг, то сумма достигала 44 миллиардов долларов. Русские в Турции зарабатывали значительно больше, чем турки в России: торговый дефицит во все времена был именно у Турции.

И он, конечно, станет еще больше, если русские действительно перестанут ездить в отпуск в Турцию. Особенно болезненным для страны на Босфоре оказалась рекомендация высшего российского руководства (в том числе самого Путина) в адрес соотечественников воздержаться от поездок в Турцию. Ведь на Россию в последние десять лет приходилось второе после Германии количество туристов, посещавших Турцию. И именно русские, не привыкшие экономить на отдыхе, снискали большую любовь турецких отельеров.

Однако и Турция знает «ахиллесову пяту» русских: газовую отрасль. В последние годы эта страна стала вторым крупнейшим клиентом Газпрома после Германии. В прошлом году поставки в Турцию достигли 27,3 миллиарда кубометров, что составляет около трети годового потребления газа в Германии.

Анкара ищет других поставщиков газа


Хотя в ближайшей перспективе вряд ли что-то серьезно изменится, турецкое правительство уже начало поиски новых поставщиков газа. 2 декабря представители Анкары подписали протокол о намерениях относительно поставок сжиженного газа с настоящим «газовым Эльдорадо» — Катаром.

Сжиженный газ турки там покупали и раньше, но лишь в рамках краткосрочных контрактов. Если в этот раз сторонам удастся договориться о долгосрочном сотрудничестве, у России, возможно, возникнет эффект дежавю: после финансового кризиса 2008 года именно Катар отправил свои танкеры в Европу и отобрал у Газпрома значительную часть тамошнего рынка.

Кроме того, турецкие эмиссары уже побывали и в Азербайджане. На следующий день после достижения договоренности с Катаром премьер Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu) посетил Баку и встретился с тамошним автократичным президентом Ильхамом Алиевым. Стороны договорились ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), открытие которого изначально было назначено на 2018 год. По нему Турция будет получать шесть миллиардов кубометров «голубого топлива» ежегодно. Еще десять миллиардов «кубов» Анкара будет транзитом качать дальше на Запад — в южные балканские страны и в Италию.

Таким образом, не исключено, что Европа получит каспийский газ, о котором она мечтала целых десять лет, даже раньше, чем рассчитывала до сих пор.

Растут шансы на строительство второго газопровода через Балтийское море

Однако нельзя исключать и другие последствия российско-турецкой ссоры для газопроводного снабжения Западной Европы: в прошлый четверг было объявлено, что Газпром отказался от идеи строительства «Турецкого потока».

Министр энергетики России Александр Новак заявил о прекращении соответствующих переговоров с турецкой стороной. Это означает автоматически, что ЕС не приходится рассчитывать на транзит российского газа через Турцию.

При этом идея строительства «Турецкого потока» возникла лишь в начале этого года — в качестве альтернативы «Южному потоку» по дну Черного моря, против которого выступил ЕС. Впрочем, строго говоря, реализация турецкого проекта даже не успела начаться, потому что ЕС не вдохновился идеей строительства дополнительной трубы со стороны Турции.

К тому же были сильны подозрения, что Газпром использовал «Турецкий поток» лишь в качестве инструмента, чтобы склонить Европу к расширению «Северного потока». Еще летом несколько европейских энергетических концернов дали согласие на участие в строительстве ветки «Северный поток-2». После отказа от сотрудничества с турками вероятность строительства нового газопровода через Балтику лишь возросла. Больше всех в этом заинтересован Газпром, который стремится сократить транзит газа через Украину и для которого это единственная возможность реализовать этот план. Примечательно, кстати, что в своем обращении к нации Путин воздержался от критических высказываний в адрес Европейского Союза.