В неспокойном современном мире необходимо проводить анализ ситуации в будущем и задействовать скрытые в ней возможности в целях устойчивого развития государства и избежания разного рода «сюрпризов». Первым шагом на пути прогнозирования наступающих событий для активной реакции на них и их благоразумного исхода является понимание сути будущих процессов. Познание и анализ трансформации, прогнозирование надвигающихся событий вместе с оценкой деятельности других игроков и их представлений о будущем представляет собой надежный способ представления грядущего. Взгляд в будущее и анализ процессов, происходящих на Ближнем Востоке, дают политическим игрокам возможность действовать более сбалансировано и уберечь себя от каких-либо неожиданностей. В наше время ближневосточный регион является очагом крупного мирового кризиса и решение проблем его безопасности может быть достигнуто только на самом высоком уровне. После террористических атак 11 сентября 2001 года Ближний Восток стал играть более заметную роль во внешней политике Соединенных Штатов. Вместе с тем новые процессы, начавшиеся в некоторых ближневосточных странах, в состоянии дестабилизировать ситуацию во всем регионе.

1. Постепенная либерализация и частичная демократизация


Сопряженная с большим количеством рисков ситуация на Ближнем Востоке является результатом нехватки свобод и демократии, низкого уровня образования населения, отсутствия культурного развития, низкой активности женщин и нарушения прав человека. Выражаясь иначе, застой и лишение граждан политических, экономических и социальных прав создает предпосылки для развития исламского экстремизма, терроризма, незаконной миграции и появлению международной организованной преступности. Арабские государства Ближнего Востока находятся под жестким контролем недемократических авторитарных режимов. В последние годы на эти режимы оказывается сильное давление с тем, чтобы их руководство взялось за реформирование политической системы и сократило государственный контроль над средствами массовой информации и другими формами выражения общественных свобод. Некоторые из государств путем либерализации поддались этому давлению, что привело к появлению гражданских свобод, включая свободу слова и собраний. Однако процесс демократизации, включающий в себя трансформацию общественных институтов, проведение выборов и выдвижение депутатов-законодателей, был ограниченным. К примеру, некоторые страны санкционировали участие своих граждан в проправительственных гражданских объединениях, которые не представляют интересы всего общества.

2. Рост общественного недовольства правительствами на фоне снижения их экономической мощи

Недавние экономические реформы на Ближнем Востоке в плане создания новых рабочих мест и привлечения иностранных инвестиций провалились. Огромный внешний долг, чрезмерные налоги и государственная коррупция, инфляция и экономический спад, безработица и дефицит бюджета — все это создает препятствия для экономического развития ближневосточных стран. В настоящее время регион столкнулся с проблемами безработицы, бедности и высокого спроса на продовольствие, загрязнения окружающей среды, нехватки чистой воды и внутреннего производства продуктов питания. В будущем интенсивный рост населения еще больше обострит все эти проблемы. Ближневосточные страны нуждаются в увеличении импорта продуктов питания, финансировании дорогостоящих технологий по очистке воды и обеспечения здорового питания. Продолжение экономического спада вызовет недоверие народов к своим правительствам, увеличит вероятность возникновения социальных протестов и дестабилизации внутриполитической ситуации в этих странах. Помимо этого, рост числа молодых людей, которые получили образование, но так и не смогли найти себе работу, создаст предпосылки для расцвета экстремистского фундаментализма.


Одновременно с этим проведение реформ с целью повышения экономического уровня этих стран, включая сокращение государственного регулирования и повышение ответственности самих граждан, непременно вызовет общественные протесты и столкновения, обусловленные наличием у каждой из сторон собственных интересов.

3. Переход национальных армий к контролированию внутренней ситуации в своих странах

Многие армии арабских государств Ближнего Востока вынуждены играть двойную роль. Они отвечают за безопасность национальных режимов и их защищенность от внутренних угроз, а также охраняют свои страны от внешнего врага. Ввиду того, что социально-экономические трудности создают условия для роста внутренних угроз, армии вынуждены выделять свои самые лучшие резервы для выполнения таких задач, как, например, разгон демонстраций. Существующие режимы непременно будут добиваться усиления собственного контроля, не имея особого желания предоставлять власть военачальникам, принимающим на себя первый удар. По этой причине, выполняя свои обязанности по защите от внешних угроз, вооруженные силы будут уже не столь эффективны. Это обстоятельство будет иметь противоречивые последствия для Америки, которая ведет борьбу с терроризмом на Ближнем Востоке. Сохранение ситуации, при которой армией командуют гражданские невоенные институты, будет означать то, что союзники Соединенных Штатов в регионе получат в свое распоряжение средства подавления террористических группировок в пределах собственных границ. Параллельно с этим сами американские союзники будут менее эффективны в плане проведения военных операций.

4. Слабость новых лидеров ближневосточных стран и их нежелание сотрудничать с Америкой


В государствах Ближнего Востока к власти пришло новое поколение лидеров, которые лишены политических навыков и пользуются слабой поддержкой общества. Начиная с 1997 года политическое руководство сменилось в Алжире, Бахрейне, Иордании, Марокко, Тунисе, Саудовской Аравии, Египте, Ирака, Ливии, Ливане и Сирии. Тем не менее есть основания ожидать, что в скором будущем в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан и Ливия произойдут еще более существенные преобразования. Будущим лидерам придется сосредоточиться на том, чтобы получить еще больше общественного доверия к собственной власти. В результате существует вероятность того, что у них будет меньше желания продолжать свою непопулярную политику в плане сотрудничества с Америкой в целях борьбы с терроризмом и с такфиристскими группировками, а также касательно мирных переговоров с Израилем. Помимо этого, вполне возможно, что неопытные лидеры допустят ошибки в своей внешней политике и начнут переоценивать собственную военную мощь, чтобы запугать своих врагов или получить незначительную международную помощь. Эти политические просчеты приведут к росту напряженности в отношениях между странами, что непременно нанесет урон американским интересам на Ближнем Востоке.

5. Изменение ситуации на энергетическом рынке как предпосылка развития связей Ближнего Востока с Азией


Ближневосточные страны обладают 60% от мирового объема разведанных запасов нефти. Скорее всего, региональные государства продолжат занимать господствующее положение на энергетическом рынке за счет реализации новых разработок и увеличения добычи углеводородов. Кроме того, есть основания предполагать, что в последующие годы Америка и Европа, пересмотрев свою политику, начнут импортировать основную часть потребляемой ими нефти не с Ближнего Востока, а из России. Таким образом, главным потребителем ближневосточной нефти станет Азия. Эти перемены будут иметь для Запада важные политические последствия. Китай, Северная Корея и Россия являются важнейшими поставщиками технологий, связанных с ракетостроением и производством оружия массового уничтожения. На фоне роста энергетического спроса в азиатских странах, по всей видимости, расширятся торговля и оборонное сотрудничество между Азией и Ближнем Востоком. В результате экспорта нефти в Азию ближневосточные страны получат в свое распоряжение оружие, которое создаст еще больше угроз для региональной безопасности. В конечном итоге, Америка ужесточит давление на азиатские страны с тем, чтобы они прекратили свой экспорт вооружения враждебным для нее режимам на Ближнем Востоке.

6. Влияние коммуникационных технологий на участие общества в жизни государства

В принципе, такие новейшие технологии, как интернет, мобильные телефоны и спутниковые антенны, прежде были доступны лишь состоятельным и более образованным слоям общества ближневосточных стран. Широкая общественность имела в своем распоряжении лишь технологии среднего уровня, включая телевидение, видеокассеты, факсы и копировальные машины. Современные технологии в состоянии серьезно повлиять на политическую перспективу ближневосточных обществ. За счет этих технологий существует возможность быстро и недорого «сливать» какую-либо информацию и придавать ей широкую огласку, избегая при этом контроля со стороны государственных СМИ.

Спутниковое телевидение, социальные сети, в том числе Facebook, Instagram и Viber, доступ к которым можно получить при помощи мобильного телефона, дают пользователям возможность читать сообщения западных средств массовой информации. Все эти новшества знакомят обывателей с самыми различными политическими мировоззрениями и событиями в тех или иных уголках мира. Они также позволяют людям более активно обсуждать какие-либо проблемы или происшествия. Вероятно, результатом подобных технологических преобразований станет то, что ближневосточным правительствам придется предпринимать более эффективные меры для борьбы с социальным разложением, создания транспарентности в работе исполнительной власти и увеличения жизненных стандартов. Конечно, существует и другой сценарий развития событий, при котором региональные государства станут еще более авторитарными. Вероятно, политические режимы также постараются заглушить голоса своих оппонентов путем запугивания и применения силы. Скорее всего, ввиду искрометных разоблачений этих сетей, о которых становится известно широкой аудитории, власти ближневосточных стран постараются ограничить всеобщий доступ к данным ресурсам.

7. Приобретение и наращивание оружия массового уничтожения

Для ближневосточных государств наличие оружия массового уничтожения является одним из средств увеличения собственной мощи. Однако в условиях существования террористических группировок данный вид вооружения представляет собой большую опасность для стран региона, что заставит их обратить свое внимание на нетрадиционные аналоги. Желание занять более выгодные позиции в регионе и во всем мире, необходимость сдерживать амбиции своих соперников, гонка вооружений, подозрительность и недоверие по отношению к собственным союзникам и отказ делать какие-либо прогнозы в отношении будущих врагов — все это увеличило потребность в повышении военного потенциала тех или иных стран. Многие из региональных государств намереваются получить доступ к химическому, биологическому, радиологическому или ядерному оружию и современным средствам его доставки либо увеличить их уже имеющийся у них запас. Продолжающееся увеличение арсенала ОМУ на Ближнем Востоке будет иметь весьма серьезные последствия как для региона, так и для других частей света, включая территорию самой Америки. Увеличение мощности данного вида оружия на Ближнем Востоке обусловит ограничение свободы действий Америки, которое само по себе вытекает из уязвимости ее сил, дислоцированных в регионе. Атаки 11 сентября, взрывы и террористические акты в 2015 году во Франции, Египте и Нигерии свидетельствуют о боевой мощи конкретных группировок на мировом уровне и их желании организовать крупномасштабную агрессию против Соединенных Штатов.

Для выхода из сложившейся ситуации и решения потенциальных кризисов возможная тактика американцев в будущем будет заключаться в том, что эта страна, принимая во внимание масштаб ближневосточных проблем, при формировании своей региональной политики начнет соотносить друг с другом разные интересы. Еще одним важным нюансом является то, что Америка должна заняться повышением уровня политической стабильности в арабских государствах Ближнего Востока либо поощрять там проведение демократических реформ. Процесс демократизации на арабском Ближнем Востоке даст возможность активизироваться националистическим или фундаменталистским группировкам. В прошлом, когда американцы стояли перед выбором или сохранить стабильность в союзном недемократическом государстве, или поддержать какое-либо демократическое преобразование, они обычно вставали на сторону господствующего режима. Разнообразные преобразования в странах Ближнего Востока свидетельствуют о том, что данная политика приводит к усилению в этих обществах антиамериканских настроений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.