11,5 миллионов документов, 2,6 терабайта информации, охватывающей период с 1977 года по 2015: Panama Papers — утечка конфиденциальных документов, по своим масштабам превосходящая WikiLeaks, рассказывает о доселе неизвестном бизнесе панамского агентства Mossack Fonseca и широком круге лиц от Лионеля Месси (Lionel Messi) до президента Аргентины Маурисио Макри.

Как сообщают газета La Nación и еще 100 ведущих мировых СМИ, с 1998 года Макри возглавлял офшорную компанию вместе со своим отцом Франко и братом Мариано. Она была зарегистрирована на Багамских островах под названием Fleg Trading Ltd. и действовала до 2009 года, когда нынешний президент возглавлял правительство Буэнос-Айреса.

При этом, в коммюнике, выпущенном администрацией президента, утверждается, что Макри не являлся акционером данной компании, вследствие чего не обязан был сообщать об этом в своей налоговой декларации.

Представители президента тут же заявили: «Предметом деятельности данной фирмы было участие в других не финансовых компаниях в качестве инвестора проектов в Бразилии. Ее создала группа предприятий, которыми владеет семья президента. Таким образом, господин Маурисио Макри были лишь временно назначен директором компании, не имея в ней какого-либо долевого участия. Деятельность Маурисио Макри носила временный характер, он лишь формально занимал должность в руководстве, не получая дохода», заявили они.

Руководитель пресс-службы президента Иван Павловский (Iván Pavlosky) пояснил, что Макри не задекларировал Fleg Trading Ltd. в качестве актива, поскольку не имел в ней долевого участия. Кроме того, фирма, работавшая в Бразилии, была связана с его семьей.

В бумагах упоминается также мэр города Ланус (Lanús) Нестор Гриндетти (Néstor Grindetti).

Даниэль Муньос (Daniel Muñoz), бывший секретарь Нестора Киршнера (Néstor Kirchner), также фигурирует в документах, в которых упоминаются еще сотни аргентинцев. Муньос как никто знал могущество Киршнера, был тенью бывшего президента с момента его прихода к власти. Как рассказывает Мириам Кирога (Miriam Quiroga), тоже бывшая секретарь Киршнера, в Санта-Крусе (Santa Cruz) именно Муньос получал портфели с деньгами от таких бизнесменов как Ласаро Баеэс (Lázaro Báez) и Кристобаль Лопес (Cristóbal López).

Дело Лионеля Месси несколько более запутанно: он основал фирму в Панаме для оформления прав на использование образа в обход испанского Агентства по налогообложению. Фирма была создана буквально через день после того, как стало известно, что футболист вместе со своим отцом Хорге Орасио Месси (Jorge Horacio Messi) не уплатили финансовым органам Испании 4,1 миллиона евро, о чем подробно сообщала испанская газета El Confidencial.

Многие из тех, кто участвовали в операциях по переводу миллионов долларов во время действия режима ограничений на покупку валюты, скрывали деятельность коммерческих структур от Федерального управления по государственным доходам (AFIP) и даже подозреваются в отмывании денег.

Если говорить об аргентинцах, то их излюбленной страной для перевода денег был Уругвай. Офшорные компании в основном регистрировались в Панаме, на Британских Виргинских островах, на Багамских островах, на Каймановых островах, в Неваде и на Сейшельских островах.

Компании, действующие в странах налогового рая, не осуществляют реальной экономической деятельности. Они используются для осуществления банковских переводов и иных финансовых операций, не уплачивая соответствующие налоги в казну тех стран, где ведут свою деятельность их владельцы.

Утечка произошла когда, как анонимный источник передал документы немецкой газете Süddeutsche Zeitung. Редакция газеты в свою очередь передала их в Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ). 376 журналистов, среди которых были сотрудники La Nación, а также Canal 13, работали над изучением 11 миллионов документов.

Так действует механизм утечки, рассказавший миру о 12 мировых лидерах, чьи имена фигурируют в офшорах, о 61 родственнике или приближенных к власти людей, о 128 бывших или действующих политиках и о 29 магнатах и миллионерах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.