Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорит, что его в Ереване уверили, что одностороннего определения статуса Нагорного Карабаха не будет. То есть, Армения не признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. Это интервью Лаврова было опубликовано четвертого мая. На следующий день правительство Армении дало свое заключение относительно законопроекта по признанию независимости НКР. Армянские СМИ обсуждают, каким будет следующий шаг. Будет ли законопроект внесен в повестку этого или следующего, осеннего, заседания Национального Собрания Армении? Если будет внесено в повестку, то какое получит решение? Некоторым кажется, что Армения «не готовится к акту, а готовит инструмент».

Инструмент был подготовлен, когда Армения заявила, что в случае агрессии против армян Карабаха признает независимость НКР. Агрессия была совершена и не прекращается. Фактически, все гарантии того, что вопрос должен быть урегулирован исключительно мирным переговорным путем, не сработали. Почему — это другой вопрос.

Нет гарантий, что завтра не начнется широкомасштабная война. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ или не могут или не желают сдерживать милитаристские устремления Азербайджана. «Решение должны найти стороны»,— говорят они. По сути, не исключено, что это будет именно военным решением. Единственной ответственной за ситуацию стороной осталась Россия, которая, судя по всему, предпринимает последние дипломатические шаги, но так и не конкретизирует во имя чего. Если это усилия по продлению статус-кво еще на одно-два десятилетия, то в чем смысл?

Если Россия намерена притворить в жизнь договоренности 1994-1995гг. и таким образом окончательно укрепиться в регионе, то где гарантии того, что «11-ая освободительная армия» не оставит на несколько десятилетий висеть в воздухе вопрос статуса Нагорного Карабаха или «не оставит Арцах в составе Азербайджана».

Нет также гарантии того, что Запад исподтишка не будет торпедировать российский план.

Как бы не казалось парадоксальным, сегодня отсутствие каких либо гарантий является основной гарантией урегулирования вопроса. Признание НКР не должно рассматриваться в качестве дипломатического «инструмента». Признание НКР цель, и в то же время инструмент, который гарантирует безопасность армян Арцаха и обеспечивает необратимость его самоопределения. Заключение правительства относительно законопроекта по признанию было той гранью, от которой Армения всегда придерживалась максимально далеко с перспективой закрепить реализацию права на самоопределение народа Нагорного Карабаха путем переговоров в формате сопредседательства МГ ОБСЕ. Второго апреля Азербайджан свел к нулю эту возможность.

Необходимо трезво оценивать ситуацию. Алиев не вернется к обсуждению «мадридских» или «казанских принципов». Одной из задач агрессии было обесценить концепцию урегулирования карабахского конфликта. Эта задача решена. Но это в то же время гарантия для формализации всего комплекса отношений Армении с НКР. Самый короткий и эффективный путь — признать НКР. Эта возможность для всех преодолеть ситуацию с минимальными потерями.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.