Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Война — смысл российского существования

© РИА Новости Виталий Залесский / Перейти в фотобанкПрезидент мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов во время посещения мемориального комплекса «Брестская крепость»
Президент мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов во время посещения мемориального комплекса «Брестская крепость»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь празднования Дня Победы в Москве всегда будут круглой годовщиной — вне зависимости от того, сколько лет после войны прошло в действительности. Путинский режим наконец-то нашел, что предложить своему народу вместо материальных благ. Это не успехи в мирном соревновании с Западом, которые все не достигаются. Это перспектива триумфа сталинской империи над враждебной империей Запада.

Я не знаю, чего больше было в мотивах чешских симпатизантов, которые без колебаний увековечили себя в обществе «Ночных волков»: детского позерства или напускного невежества. В самую последнюю очередь русских мотоциклистов волновало почтение памяти жертв войны, если интересовало вообще. Смысл проезда байкерской банды по нашей части Европы заключается в безмолвном послании: «Мы снова здесь. Вот где раньше было все нашим. И может снова стать в любой момент». Так же и действия чешских политиков, которые поддержали путинский десант, имеют скрытый смысл: «Мы были ваши. И в любой момент с радостью станем опять».

От первоначального движения байкеров в московском варианте осталась только его неонацистская стилистика: черепа и молнии на наколках, кожа, грубость в позах. Однако полностью была искоренена его бунтарская, индивидуалистическая и антиобщественная сущность. «Ночные волки» — подразделение прорежимных защитников, преторианская гвардия вождя, где место бунта против любых авторитетов, светских или церковных, заняли демонстративная ханжеская обрядовость и преданность власти — в общем, перед нами некий авангард Красной армии на колесах.

Теперь празднования Дня Победы в Москве всегда будут круглой годовщиной — вне зависимости от того, сколько лет после войны прошло в действительности. Путинский режим наконец-то нашел, что предложить своему народу вместо материальных благ. Это не успехи в мирном соревновании с Западом, которые все не достигаются. Это перспектива военной победы прошлого и будущего, триумфа сталинской империи над враждебной империей Запада. Поэтому в своей праздничной речи Путин вообще не упомянул заслуг западных союзников. Их не было, так что не стоит и о них говорить. Так же стоит понимать и похвалу лидера военной операцией в Сирии: «Десять тысяч боевых вылетов, 20 тысяч ракетных ударов, 30 тысяч уничтоженных целей». Цифры абсурдно округлены, потому что не значат ничего. Смысл послания в другом: «Мы наконец-то опять воюем, и какая это, друзья, радость и наслаждение видеть нашу армию вновь побеждающей!»

Война как общественный идеал — это образ счастливого будущего. Таким его предлагает населению российская пропаганда. Реалии этого празднования выглядят как злобная клевета. На витринах магазинов с детской одеждой мы читаем предложение дня: «комплект военной формы для младенцев и малышей с настоящими армейскими пуговицами», «камуфляжные ползунки с военными орденами впереди и сзади», «шапочки в форме пилоток с гвардейской звездой». Таким образом «экипированный» младенец прекрасно впишется в коляску в форме танка — даже с пушкой. На обложке майского номера любого волгоградского журнала — Христос с военным знаменем в руке, шагающий по Красной площади во главе ракетных комплексов. С телеэкрана трехлетний карапуз рассказывает сверстникам, как был сыном полка и погиб за родину.

Роман «Война и мир» до сих пор считается вершиной русской литературы. У Льва Толстого война — это нечто, что противостоит миру, что его уничтожает и обесценивает. Путинская Россия продвигает идею войны как правильную альтернативу скучному и непатетическому миру. Главным инструментом этого психологического сдвига становится религия победы. Начало мая считается удобным временем для массовой интоксикации населения. Религия победы не имеет ничего общего с реальным историческим событием и тем более с судьбами реальных людей и памятью павших. Это зловещий некрофильский культ, первосвященниками которого стали все представители общественной сферы. Теперь идет соревнование за то, кто первым опишет новые заветы культа смерти. Когда-то видный националист Александр Проханов, которого в современной вакханалии воспринимают как умеренного, 9 мая опубликовал в газете «Известия» свой текст под названием «Псалом Победы». В нем Проханов рассказал, зачем русский человек вообще существует на этом свете: «Священная война и Победа окончательно определили миссию русских людей. Миссия русского народа — непрерывно нести огромные жертвы, принимая на себя удары мирового зла и мировой тьмы».

Другими словами, неопределенный намек «мы можем это повторить» превращается в религиозную догму, а простая вероятность становится миссионерским запросом. Повторение ужасной и невообразимой войны переходит из условного в повелительное наклонение: мы не только можем, но и видим в этой возможности смысл своего существования.