Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские притязания в Арктике: Северный полюс будит страсти

В Арктику привлекают ее огромные запасы сырья и новые морские пути. Свое присутствие в регионе особенно амбициозно продвигает Россия. Но шествие в одиночку едва ли возможно.

© РИА Новости Роман Денисов / Перейти в фотобанкАтомный ледокол «Арктика» во главе каравана судов в Восточно-Сибирском море
Атомный ледокол «Арктика» во главе каравана судов в Восточно-Сибирском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Минус 15 градусов. Ветер с открытого моря ледяным дыханием обдает берег. Но российские рабочие шутят: «Здесь почти лето. В конце концов, сейчас май», — смеются они. Экскаваторы выгребают породу. Краны переносят. Везде пилят, варят, бьют молотом. На затянутом тучами горизонте медленно прокладывает себе путь сквозь серую массу льда ледокол «Тор», а за ним к порту движется грузовое судно.

Минус 15 градусов. Ветер с открытого моря ледяным дыханием обдает берег. Но российские рабочие шутят: «Здесь почти лето. В конце концов, сейчас май», — смеются они. Экскаваторы выгребают породу. Краны переносят груз. На 50 метров в высоту возвышаются четыре бетонных цилиндра. Везде пилят, варят, бьют молотом. На затянутом тучами горизонте медленно прокладывает себе путь сквозь серую массу льда ледокол «Тор». В образовавшемся фарватере к порту движется грузовое судно.

Уже причалил другой стальной колосс. Разгружаются контейнеры. Судно из северорусского города Архангельска называется, как и негостеприимная местность в 500 км к северу от Полярного круга: Сабетта.

Борьба за территории

Если все пойдет по плану, здесь, на полуострове Ямал, в 2500 км северо-восточнее Москвы, с 2017 года будет добываться сжиженный газ. Он будет танкерами вывозиться из четырех уже построенных газохранилищ, каждое объемом 160 тысяч кубометров, и зимой по Карскому морю транспортироваться на запад, а арктическим летом Северным морским путем через Берингов пролив доставляться в Азию. За проектом стоит второй по величие в России нефте- и газодобывающий концерн «Новатэк». Фирма частная, однако, получает за свой проект в Заполярном регионе также и деньги из бюджета, тем самым являясь членом амбициозной национальной программы Кремля по освоению Арктики.


Правовой статус Арктики, в отличие от Антарктики, до сих пор недостаточно точно определен. Россия одной из первых имеющих арктические территории государств (США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция и Исландия) настойчиво заявила территориальные претензии и отстаивает их весьма действенными акциями. Например, команда одной из подлодок на Северном полюсе водрузила на морском дне на глубине 4261 м российский флаг. До сих пор, однако, далеко не ясными остаются претензии на территории по ту сторону так называемой исключительной экономической зоны (370 км от побережья). У России еще раз потерпела неудачу попытка претензии в комиссии ООН на область в 1,2 миллионов км², между Мурманском на западе, Чукотским полуостровом на востоке и полюсом на севере. Допустима попытка еще одной заявки.

Политика России в отношении Арктики прописана, главным образом, в «Арктической доктрине» от 2008 года, а также в базирующейся на ней стратегии развития российской арктической зоны до 2013 года. В документах, с одной стороны, говорится о регионе с особенным стратегическим значением. Согласно многократно цитированному, однако не бесспорному исследованию геологического аналитического центра США, в Арктике находятся до четверти мировых, еще не разработанных месторождений нефти и газа. Имеющиеся на сегодняшний день у России добывающие установки по большей части расположены в Заполярном крае. В описывающих стратегию документах подчеркивается, например, владение российской частью Арктики, а также Северным морским путем и одновременно защита национальных интересов. Последние, с точки зрения Москвы, требуют постоянного развития гражданского и военного присутствия. Так или иначе, в документах, однако, говорится и о международном сотрудничестве.

Мечта о новом морском пути

Это имеет как тактические, так и практические причины и сходным образом отражено также в фиксирующих бумагах других сопредельных государств. Добыча полезных ископаемых ввиду экстремальных климатических условий и географического положения технически чрезвычайно сложна и невероятно затратна. Это равным образом относится и к офшорным скважинам в Северном море, которые по оценкам экологов несут в себе существенный риск для экологического равновесия. Россия привязана к иностранным инвестициям. Отдельные проекты также осложняют санкции. Сенсацией в последнее время стали, прежде всего, возможная кооперация с Японией и обещания кредитов от Китая.

Северный морской путь, т. е. соединение между Азией и Европой через Северный Ледовитый океан, по мнению экспертов, до сих пор является нерентабельным проектом будущего. Транспортный путь товаров на азиатские рынки, правда, сокращается по сравнению с южным маршрутом через Гибралтар и Суэцкий канал минимум на 30%. Но сезон для использования Северного морского пути короток. Несмотря на уменьшение ледяного покрова, путь свободен ото льда в лучшем случае один месяц в год. Это делает необходимым использование ледоколов и танкеров со специально укрепленным корпусом. Таким образом, преимущество в цене для судовладельцев сходит на нет. И инфраструктура вдоль российского северного побережья — наряду с Сабеттой, есть еще десять портов — по техническим стандартам и производственным мощностям не может конкурировать с южным маршрутом.

Правда, Россия для коммерциализации Северного морского пути учредила упрощенную процедуру регистрации и одобрения, а в 2013 году — отдельное отвечающее за данное направление министерство. Однако транспортный поток, наоборот, за последние три года существенно снизился. Особенный спад претерпело международное транзитное сообщение. В 2015 году российские власти дали 125 иностранным судам разрешение на проход по Северному морскому пути, однако в плавание отправились лишь 8 кораблей. Транзит грузов с 1,25 миллион тонн (2012) снизился до 39600 тонн (2015). Путь — это в первую очередь российский морской путь, используемый преимущественно российскими судами. «Новатек» с 2017 года хочет постепенно вводить в эксплуатацию флот из 15 специальных танкеров, которые могут использоваться без помощи ледокола.

Несмотря на отрезвляющие цифры, Москва снова продвигает развитие инфраструктуры. В апреле правительство отчиталось о создании в регионе десяти новых центров медицинской и экстренной помощи. Госкомиссия по развитию Арктики к тому же для лучшей координации планирует отдать все операции на Крайнем Севере в руки одной единственной транспортно-логистической структуры. В общей сложности Россия, согласно данным Минэкономразвития, в гражданскую сферу до 2020 года инвестирует порядка 3,8 миллиарда франков.

Военная реорганизация

То, что идет собственно спор за Арктику, у экспертов вызывает сомнения. Абстрагируясь от фактора затрат, некоторые специалисты аргументируют свою позицию тем, что запасы ископаемых частично переоценены и месторождения находятся преимущественно в зоне побережья, где вообще нет конкуренции при территориальных претензиях. На Россию здесь приходятся наибольшие ресурсы, с опережением США и Дании. Также существуют такие организации, как ООН и основанный в 1996 году Арктический совет, которые действуют по принципу партнерства.

Им противоречат множащиеся демонстрации силы соседствующих государств, вооружение региона и военные учения. Особенно стремится завоевать уважение своей военной мощью и все новыми объявлениями о вводах в эксплуатацию Россия. Москва располагает мощнейшим военно-морским присутствием, к которому примыкает и самый крупный флот ледоколов. Штаб-квартира Северного флота находится в Североморске, который, как и другие четыре крупных военно-морских баз (Гаджиево, Западная Лица, Видяево, Губа Гремиха) также расположен на Кольском полуострове. В смысле базирующихся здесь подлодок и сил ВМС (например, истребителей и вертолетов) с Россией на равных конкурируют США.

Россия фактически сделала Арктику еще одним, пятым по счету военным округом. Руководство отдано объединенному стратегическому командованию «Север», к которому относятся две «арктических бригады». В регионе в настоящее время находятся минимум 17 аэродромов. Неясно, все ли из них в боевой готовности. Многие системы существуют еще с советских времен и теперь восстанавливаются. Недавно прозвучали сообщения о вводе в эксплуатацию шести российских военных баз (Новая Земля, Земля Александры, Северная Земля, остров Котельный, мыс Шмидта, остров Врангеля). По данным министерства обороны, в 2015 году в Арктику по воде и по воздуху были отправлены общей сложностью 440 объектов военной инфраструктуры и свыше 106 00 тонн стройматериалов, почти в три раза больше, чем годом ранее. О развитии инфраструктуры следует судить по данным Генерального штаба.

Разделенная ответственность

Недавно в первый раз на арктический остров, а именно — на Новую Землю, был отправлен полноценный полк РВСН вместе с зенитно-ракетными комплексами С-300 и иной техникой для защиты от нападений с воздуха и моря. Кроме того, согласно наблюдателям, особое значение в российской арктической стратегии имеют еще две военных базы, на Земле Александры и острове Котельном. Обе, правда, также предназначены для постоянной дислокации и располагают радарными системами, а также взлетно-посадочными полосами. Тем не менее инфраструктура, видимо, предназначена только для небольших подразделений, порядка 150 человек, которые год без перерыва могут пребывать в Арктике. Это, по мнению наблюдателей, в первую очередь указывает не на военные задачи, а на контроль и обозначение территориальных претензий в регионе.

Россия говорит не о милитаризации, а о мерах по поддержанию стабильности и безопасности Арктики как важного месторасположения ресурсов. Подобные слова ввиду кризиса на Украине и возрождающихся амбиций России в качестве великой державы обладают пресным привкусом. Однако и другие игроки в регионе Арктики демонстрируют свои флаги и разворачивают военный потенциал. В целом, однако, это еще долго не достигнет интенсивности холодной войны. Все в ответственности за то, чтобы Арктика стала не местом конфронтации, а действительно местом совместных действий.