В апреле Москва закрепила свою власть над Крымом, упразднив законодательно-представительный орган крымских татар, выступавший против аннексии полуострова с 2014 года. Наряду с провокациями российских военных, направленных против сил НАТО в Прибалтике, этот шаг, очевидно, подтверждает утверждения западных аналитиков, которые заявляют, что при Владимире Путине все более агрессивная Россия решительно намерена установить господство над своими соседями и запугать Европу.

Однако российские лидеры рассказывают иную историю. С их точки зрения, Россия — потерпевшая сторона. Они утверждают, что США не выполнили своего обещания о нерасширении НАТО на восток — это соглашение было достигнуто в ходе переговоров между Западом и Советским Союзом по вопросу об объединении Германии в 1990 году. С их точки зрения, Россия вынуждена препятствовать расширению НАТО на восток для самозащиты.

Запад настаивает на том, что он не заключал с Советским Союзом подобного соглашения. Однако сотни служебных записок, протоколов совещаний и расшифровок, хранящихся в архивах США, свидетельствуют об обратном. Хотя та информация, которая содержится в этих документах, вовсе не делает Путина святым, она свидетельствует о том, что вывод об агрессивно-хищническом курсе России не совсем справедлив. Возможно, стабильность Европы сейчас одинаково зависит как от сдерживания авантюризма Москвы, так и от готовности Запада предоставить Москве гарантии нерасширения НАТО в дальнейшем.

После падения Берлинской стены порядок в Европе зависел от ответа на вопрос о том, примкнет ли объединенная Германия к США (и НАТО), к Советскому Союзу (и странам Варшавского договора) или же сохранит нейтралитет. В начале 1990-х годов представители администрации Джорджа Буша-старшего решили, что объединенная Германия должна войти в состав НАТО.

В начале февраля 1990 года американские лидеры сделали Советскому Союзу предложение. Согласно расшифровкам встреч в Москве, состоявшихся 9 февраля, тогдашний госсекретарь Джемс Бейкер (James Baker) предложил в обмен на содействие СССР в германском вопросе дать ему «железные гарантии» того, что НАТО на продвинется «на восток ни на дюйм». Спустя неделю лидер СССР Михаил Горбачев согласился начать переговоры об объединении Германии. Лидеры не подписали никакого официального соглашения, однако, судя по сохранившимся документам, условия взаимовыгодного обмена были ясны: Горбачев соглашался на сближение Германии с Западом, а США ограничивали расширение НАТО.

Между тем, великие державы редко связывают себе руки. Если судить по служебным запискам и отчетам, американские лидеры скоро поняли, что отказ от расширения НАТО, возможно, противоречит интересам США. К концу февраля Буш и его советники решили оставить окно возможностей открытым.

Обсудив этот вопрос с западногерманским канцлером Гельмутом Колем 24-25 февраля, США предоставили бывшей Восточной Германии «особый военный статус», ограничив возможности размещения там сил НАТО из уважения к Советскому Союзу. Но после этого тема ограничения расширения НАТО исчезла из дипломатических переговоров. В марте 1990 года чиновники Госдепартамента уже давали Бейкеру рекомендации, касающиеся того, как НАТО может помочь собрать Восточную Европу на орбите США. К октябрю американские политики уже размышляли о том, когда (как говорится в одной из служебных записок Совета национальной безопасности) нужно «сигнализировать молодым демократиям Восточной Европы о готовности НАТО рассмотреть вопрос об их будущем членстве».


Между тем, очевидно, американцы все еще пытались убедить русских в том, что их беспокойство по поводу расширения НАТО обязательно будет принято во внимание. 18 мая 1990 года Бейкер пообещал в Москве, что США будут сотрудничать с Советским Союзом в «создании новой Европы». А в июне, если верить основным тезисам выступления, подготовленным Советом национальной безопасности, Буш убеждал советских лидеров, что США заинтересованы в создании «новой, инклюзивной Европы».

Поэтому неудивительно, что Россия была возмущена, когда с середины 1990-х годов Польша, Венгрия, Чешская республика, страны Балтии и некоторые другие страны начали вступать в НАТО. Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Горбачев открыто выступали с протестами, заявляя, что США нарушили условие о нерасширении НАТО. Когда НАТО стал заглядываться еще дальше на восток, на Украину и Грузию, протесты приняли форму открытой агрессии и демонстрации силы.

Разумеется, расширение НАТО не оправдывает воинственную политику Путина или его вторжения на Украину и в Грузию. Тем не менее, множество данных указывает на то, что протесты России обоснованы, и что политика США стала одной из причин текущей напряженности в Европе.

Менее чем через два месяца главы западных государств соберутся в Варшаве на саммит НАТО. Большая часть дискуссий, несомненно, будет посвящена попыткам противостоять авантюризму России, в том числе увеличению численности войск НАТО в Восточной Европе и укреплению связей НАТО с Украиной и Грузией. Однако эти шаги станут очередным подтверждением заявлений России о двуличии США. Между тем, если устранить главный источник тревоги России, окончательно закрыв вопрос о расширении НАТО, это поможет снизить уровень напряженности в отношениях между Россией и Западом.

Подобно тому, как данное в 1990 году обещание о нерасширении НАТО помогло завершить холодную войну, такое же обещание сегодня может способствовать восстановлению отношений между США и Россией.

Джошуа Ицковиц Шифринсон — научный сотрудник по вопросам международной безопасности Дартмутского колледжа и младший профессор Школы государственного управления и государственной службы Джорджа Буша при Техасском университете.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.